Город Александр Моор, глава администрации Тюмени: «Администрация должна стать клиентоориентированной»

Александр Моор, глава администрации Тюмени: «Администрация должна стать клиентоориентированной»

Старейший город Сибири готовится к празднованию очередной юбилейной даты. Жителей областного центра ждет обширная программа: шоу, концерты, шествия, фейерверки и многое другое. Для проведения массовых мероприятий будет задействовано большинство площадок во всех городских округах. Так что в праздновании 425-летия Тюмени без преувеличения смогут принять участие все жители.

Между тем общегородской праздник – еще и хороший повод обсудить проблемы, которые сегодня беспокоят тюменцев. Традиционно в канун Дня города глава администрации Тюмени провел встречу с представителями средств массовой информации, на которой постарался честно ответить на вопросы обо всем, что волнует журналистов, а вместе с ними и всех жителей города. Разговор с Александром Моором длился более часа, за это время журналисты обсудили с главой города проблемы развития городской инфраструктуры, сноса ветхого жилья, восстановления зеленых насаждений, поддержки предпринимательства, результаты ЕГЭ и многое другое.

– Юбилей Тюмени – повод подвести некоторые итоги. Что бы вы могли отметить как наиболее значимое достижение в жизни города?

– Мне кажется, статус Тюмени за последнее время в ряду других российских городов заметно поднялся. С уважением отношусь ко всем, кто руководил городом в XX веке, но мне кажется, перелом в сознании, в восприятии Тюмени произошел примерно в 2001 году. За последнее десятилетие в городе изменилось очень многое. Сегодня на любом крупном мероприятии, где собираются руководители местных и региональных органов власти, я ощущаю огромное уважение со стороны коллег, когда они узнают, что мы представляем именно Тюмень. По многим показателям наш субъект лучший в стране уже третий год подряд. Можно по-разному относиться к подобным мониторингам, но трехлетнее лидерство говорит о многом.

– Во время выступления на Общественном совете города вы обмолвились, что Тюмени следует развиваться в таком направлении, чтобы достичь статуса города-миллионника. На сегодняшний день официально в городе проживают около 620 тысяч человек, с учетом миграции эта цифра, по неофициальным данным, приближается к 700 тысячам. Тем не менее до миллиона еще далеко. Это означает, что в городе необходимо создавать сотни тысяч новых рабочих мест. Кроме того, необходимо развивать городскую инфраструктуру, строить новое жилье. Возникает вопрос: где?

– Если говорить о развитии застроенных территорий, то, хотя мы и говорим о городе XXI века, называем Тюмень лучшим городом на земле, но если выехать, например, на улицу Камышинскую, то там вроде бы и не город уже. А не так давно я прошелся пешком по Бухарской слободе – и у меня сердце кровью обливалось. Стыдно смотреть. И я все сделаю, чтобы люди там жили в других условиях, нежели живут сейчас.

Иными словами, механизмы для развития города есть, в том числе закон, который так и называется «О развитии застроенных территорий...». И здесь, если говорить языком бизнеса, мы должны стать клиентоориентированными. То есть создать все условия для инвестора, чтобы он только пришел и сразу начал строить. Не он должен ходить по кабинетам, решать технические вопросы. Не он должен обращаться к нам с просьбой изменить какие-то пункты генплана и ПЗЗ (Правил землепользования и застройки – прим. авт.). Мы должны за него все это решить, сами понять, где и как это необходимо сделать, спроектировать и внести все необходимые изменения. Потому что пока так называемый организационный этап любого инвестиционного проекта отнимает огромное количество времени и ресурсов.

Крупные компании к этому готовы. Но для средних, небольших местных предприятий эта борьба с бюрократической машиной часто оказывается непосильной. Поэтому они стремятся идти на «чистые» участки, где подготовительный этап не такой хлопотный. С одной стороны, есть закон, единый для всех, с другой – внутренняя эффективность, которая зависит от уровня менеджмента конкретной администрации.

– Также вы говорили о росте инвестиционной привлекательности Тюмени. Какие в этом плане козыри у нас есть сейчас и какие мы еще можем в перспективе, что называется, достать из рукава?

– Могу привести пример. Компания Knauf приобрела у «Запсибгазпрома» ОАО «Тисма», где планирует расширять производство. В ходе непростых переговоров, которые шли два года, представитель Knauf, тем не менее, признался: «Вы знаете, чем Тюмень отличается от других городов? Здесь я уже три раза был у губернатора и могу напрямую позвонить его заместителю и в любой момент зайти к нему в кабинет. А в одном из городов мы не могли ни к кому попасть на прием».

Налоговые льготы, другие механизмы, применяемые для роста инвестиций – это, конечно, все нужные и важные меры. Но важнее, когда есть понятный прозрачный партнер и минимизация административных издержек. Это наш козырь. Но города-миллионники изначально более интересны с точки зрения размещения производства. В том числе и поэтому Тюмень должна стать городом-миллионником.

К примеру, соседний Екатеринбург все время чуть впереди. Аэропорт они раньше реконструировали. Выставочный центр – моя голубая мечта – построили раньше нас. И теперь, боюсь, перебьют это направление, став региональным выставочным центром. В свое время я занимался этой темой и знаю, что через выставочный бизнес может осуществляться колоссальный приход денег в экономику региона. С этим связано развитие таких сегментов, как гостиничный бизнес, рестораны, развлечения и так далее. Например, выставочный комплекс в Мюнхене на один евро, затраченный на проведение выставок, приносит 10 евро в инфраструктуру. Кроме того, Екатеринбург как столица УрФО «заманил» к себе большинство иностранных консульств. А это значит, более интенсивный приток иностранцев и так далее.

– Вы уже упомянули о старых домах и развитии застроенных территорий. Многие хрущевки в центре города, ни для кого не новость, находятся в ужасном состоянии. В каких районах в ближайшее время планируется снос ветхого жилья под новое строительство?

– Ну пятиэтажки в центре города сносить если и будут, то, скорее всего, не при нашей жизни. Главная же проблема в том, что во многих таких домах часть помещений приватизирована. И мы «рядимся» с собственниками по условиям выкупа. Потому как люди считают, что если их дом стоит в центре, он стоит безумных денег. Проводим оценку – люди не согласны, проводят свою. В итоге единственно возможная процедура урегулирования – через суд. Вот мы и ходим дружно по этому кругу: кассации, апелляции. Все это очень затягивает процесс расселения. Если говорить о районах, то есть планы по сносу и расселению компактно застроенных территорий в районах Лесобазы, поселка Мыс, Маяка, где затем земля будет продана под строительство. Есть также несколько отдельных территорий, которые с точки зрения последующей застройки неинтересны, но расселять и сносить дома там из-за аварийного состояния все равно надо.

– Много у нас в Тюмени таких приватизированных «избушек», владельцы которых хотят поживиться за счет бюджета?

– Сейчас идет масса таких процессов с жильцами. Многие не понимают, что программа сноса ветхого аварийного жилья направлена не столько на улучшение жилищных условий, сколько на обеспечение безопасности проживания граждан. А у нас получается, что человек может до последнего жить в аварийном доме и судиться с нами в надежде выбить максимальную компенсацию. Однако по программе переселения гражданину предлагается либо денежное возмещение, либо жилье площадью на 10 квадратов больше, чем предыдущее.

Бывает и так, что человек говорит: мне здесь нравится, я не хочу переезжать. Но если дом признан аварийным, то жить в нем больше нельзя. А если завтра дом рухнет, к кому сразу придут? Ко мне. И будут говорить, что глава администрации не принял мер по обеспечению безопасности жильцов. И никто не вспомнит, что они сами не хотели переселяться. У нас нет законного рычага переселить собственников без их согласия.

В законе прописано следующим образом: как только дом признан ветхим и аварийным, администрация должна предпринять все меры по переселению жильцов. Если гражданин – собственник, вступает в действие Гражданский кодекс. И мы можем переселить его только по взаимному согласию. Если он не согласен – процедура изъятия через суд. Но даже после решения суда человек может отказаться выезжать. Тогда судебным приставам направляется исполнительный лист. А приставы должны, по сути, семью из дома выгнать. В итоге походит пристав вокруг дома и вернет не исполненный лист. Так что баланс между законом и справедливостью здесь соблюсти очень непросто. В Китае, например, никого не спрашивают – сносят без разговоров.

У нас, с одной стороны, закон защищает права собственников, и это правильно, так и должно быть. С другой, когда речь идет о соблюдении безопасности, должен быть более простой механизм разрешения таких ситуаций.

– Какой механизм предложили бы вы?

– Я не юрист, но, на мой взгляд, если бы суды работали более оперативно, процедура рассмотрения таких дел занимала бы меньше времени, а не годы, как это иногда бывает, то это уже упростило бы процесс.

– В декабре прошлого года вы в качестве заместителя губернатора приняли участие в форуме, посвященном взаимодействию власти и бизнеса. Представители «Опоры России», выступившие организаторами того мероприятия, высказали вам комплименты за готовность к диалогу со стороны правительства области. В то же время из уст предпринимателей звучали упреки в адрес городской администрации, в частности, что не удается найти общий язык по ряду вопросов. Сегодня вы как раз городскую администрацию и возглавляете. Как ситуация теперь выглядит для вас с этой стороны?

– В тот момент к администрации города со стороны предпринимателей высказывались претензии по конкретным вопросам и документам. В частности, по размещению временных объектов, оформлению фасадов при приобретении помещений на первых этажах зданий. Кстати, получилось интересно: мы тогда на заседании совета по развитию малого и среднего предпринимательства при губернаторе области выработали ряд поручений, которые я, собственно, и формулировал. В итоге, когда я возглавил администрацию города, выяснилось, что я эти поручения, можно сказать, сам себе и написал.

Что касается правил размещения временных объектов предпринимательства, то ряд корректировок был внесен еще до моего прихода, затем эта работа продолжилась. И думаю, что после согласования с прокуратурой – а это обязательная процедура – я подпишу документ о плане размещения временных объектов. Проблема заключалась в том, что люди находились в подвешенном состоянии. Пока плана нет, можно лишь заключить краткосрочный договор аренды.

Я поставил задачу: максимально сохранить число временных объектов предпринимательства, за исключением тех, которые вообще никаким стандартам и требованиям не соответствуют. И прийти к заключению долгосрочных контрактов, более чем на один год, чтобы, с одной стороны, у предпринимателей была возможность планировать бизнес на долгий период, с другой – чтобы у нас была возможность определять четкие требования к внешнему виду объектов предпринимательства. Потому что когда с предпринимателем заключается договор на 11 месяцев, сложно от него требовать, чтобы он соблюдал предъявляемые требования, например, к оформлению своего ларька, если мы не даем ему гарантий на дальнейшее продолжение своей деятельности.

В этом вопросе важна взаимность. Что касается фасадов, то здесь полномочий у органов местного самоуправления, к сожалению, недостаточно. Есть жилищный кодекс, который требует согласия всех собственников при изменении общедомового имущества, к чему относятся и фасады. Со своей стороны в ряде наших постановлений мы кое-какие формулировки, которые были достаточно жесткими, упростили. В остальном довольствуемся тем правовым полем, которое имеем на сегодняшний день.

– Вообще условия для развития малого и среднего предпринимательства в областном центре вы как оцениваете? Есть мнение, что по сравнению со многими другими городами России у нас просто оазис для процветания малого бизнеса.

– Мне легко об этом говорить, потому что эта тема связана с моей предыдущей профессиональной деятельностью. Всегда есть плюсы и минусы, есть довольные и недовольные. Но в целом условия достаточно хорошие. Недавно я был на крупном совещании в Пскове. И по некоторым выступлениям можно было сделать вывод, будто Тюмень находится в какой-то другой стране, нежели остальные города.

Позволю небольшое отступление. В свое время прозвучал прогноз, что в течение 20 лет страну ждет демографическая яма: снизится рождаемость и приток мигрантов. К примеру, в той же Псковской области за последние 10 лет население сократилось на 11 процентов. В Тюмени наблюдается прирост. И с точки зрения ведения бизнеса город тоже весьма комфортный. При правильном подходе бизнесом можно заниматься вполне успешно.

Вопросы, конечно, у предпринимателей, возникают. Например, с помещениями – в государственном, муниципальном фонде свободных площадей уже нет. А заявки пишут постоянно. Мы бы с удовольствием предоставили, но все уже распродано или в аренде. Купить недвижимость на свободном рынке предприятиям малого бизнеса сложно – цены в Тюмени высокие. Так что сложности есть. При этом не всегда их решение зависит от муниципалитета. Например, обращаются с проблемой по кредитам: банки не дают без залога или предоставляют на слишком жестких условиях. Для этого у нас есть областные структуры: Фонд развития и поддержки предпринимательства, например. Там тоже просто так деньги не раздают, но предоставляются достаточные возможности для старта. Одним словом, кто ищет, тот найдет.

– Какие проекты запланированы в ближайшее время по развитию транспортной инфраструктуры?

– Одно из важнейших решений – строительство путепровода через железную дорогу по улице Монтажников. Я думаю, уже в этом году начнется возведение пешеходной части объекта. Но строительство не будет простым. Проект грандиозный и очень дорогой. Расходы на строительство могут достичь восьми миллиардов. Сложность еще и в том, что, по проекту, путепровод «захватывает» часть территорий расположенных поблизости предприятий, то есть надо выкупать землю. Путепровод будет длиннее и шире, чем развязка на улице Мориса Тореза. Если я не ошибаюсь, запроектировано по четыре полосы движения в каждую сторону.

– А когда планируется реконструкция моста по улице Мельникайте через Туру?

– Многократно обсуждали этот вопрос. Окончательного решения еще не принято, но есть надежда, что работы начнутся уже в следующем году. Проектно-сметная документация готова. И по большому счету, ничего не мешает начать строительство. Тянуть уже нельзя, потому что мост находится в не очень хорошем состоянии.

Еще один проект, с которым, я считаю, мы попадем в «десятку», – это пробивка улицы Запольной до улицы Чернышевского. Проект готов. И с его реализацией мы получим сквозную магистраль через весь город, которая свяжет объездную дорогу в районе Метелево через Полевую, Чернышевского, Запольную, 50 Лет ВЛКСМ с тем самым путепроводом на Монтажников. В итоге улицы Республики и Герцена существенно разгрузятся.

– Между тем, губернатор на одном из мероприятий не так давно озвучил идею оставить улицу Республики только для движения общественного транспорта.

– У нас был недавно разговор об этом. Губернатор сказал: «Собирай рабочую группу, будем обсуждать». Смелая идея, конечно. И есть много нюансов. Если Запольную пробьем, то с улицей Республики действительно можно будет экспериментировать. Например, поделить ее пополам: одна половина для общественного транспорта, вторая – для всех остальных. Полностью освободить ее под автобусы будет сложно, все-таки там люди живут, им же надо будет как-то к домам подъезжать.

– Многие тюменцы переживают по поводу того, что в связи с расширением и реконструкцией дорог в центре города, в частности, той же улицы Республики, спиливаются многолетние деревья.

– Существует порядок, согласно которому, чтобы спилить одно дерево, нужно подготовить большой пакет документов и заплатить компенсацию. Приведу такие цифры: за снос деревьев по улице Республики от М. Горького до Мельникайте заплачено 56 миллионов рублей. И на эти деньги по целевому назначению будет высажено еще больше новых деревьев. Да, это будут маленькие молодые деревца. Но главное, что процесс контролируемый и прозрачный, и без зеленых насаждений город не останется. При этом вырубка ведется в связи с конкретной необходимостью. К примеру липы, которые растут возле «муравейника» и которые по плану решено было снести, я распорядился оставить.

– А каким породам будет отдаваться предпочтение при высадке новых деревьев?

– Ну не тополям, это точно. Хотя и их в свое время высаживали с определенным смыслом. Тополя ведь очень много влаги вбирают, а если учесть, что у нас город на болоте, в этом была своя логика. Но, к сожалению, есть побочный эффект – пух.

– Согласно вашему выступлению на Общественном совете, официально результаты ЕГЭ в тюменских школах признаны хорошими, по крайней мере, по отношению к данным за прошлый год. Но если изучить внимательнее, то они просто ужасные. Например, складывается ощущение, что русский язык наши выпускники вообще не знают.

– В прошлом году вообще была катастрофа. И меня, в свою очередь, беспокоят низкие результаты по математике. У меня мама преподаватель математики, чем обусловлено мое уважение к этому предмету. И считаю, что он так же, как и русский язык, один из основополагающих для развития личности, интеллекта.

– Как вы оцените уровень гражданской активности населения и деятельность различных общественных организаций, например, такого как Совет инициативных групп и граждан?

– Я за любое общение, если оно основано на корректности и конструктивности.

– Вы испытываете кадровый голод?

– Как и все.

– Каких сотрудников вы бы хотели видеть в администрации?

– Прежде всего, это должны быть люди, которые могут делать выводы, анализировать свою работу и постоянно повышать ее эффективность. Одну и ту же работу можно выполнять разными способами и с разной эффективностью. Можно весь день бумажки заполнять, а можно подумать, как оптимизировать свои действия, и сделать ту же самую работу за час.

– Вопрос вам как председателю федерации футбола Тюменской области. Есть ли надежда, что клуб «Тюмень» будет решать большие задачи, например по возвращению в премьер-лигу?

– В том случае, если у команды появится крупный спонсор. Ставить такие задачи исключительно при бюджетном финансировании неразумно. Максимум, чего мы можем добиться, – выйти в первый дивизион, не более того.

– Ряд чиновников завели микроблоги в «Твиттере». У вас таких планов нет?

– В «Твиттере» – нет. Писать о том, как я встал утром и что увидел из окна, – поверьте, времени на это нет. А вот блог в перспективе планирую открыть.

– День города как будете праздновать?

– Предпочитаю праздники проводить с семьей, друзьями. Но в этот раз буду на городских площадках. Хотя, если честно, массовые мероприятия я не очень люблю.

Фото: Фото предоставлено пресс-службой администрации Тюмени
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем