Город Школа – враг здоровья?

Школа – враг здоровья?

Губит ли школа наших детей? Вопрос шокирующий, но задавать его мы имеем право, ведь факт остается фактом: пока ребенок учится, здоровье его становится только хуже. К такому выводу можно прийти, ознакомившись с официальной статистикой: в учебные заведения

Губит ли школа наших детей? Вопрос шокирующий, но задавать его мы имеем право, ведь факт остается фактом: пока ребенок учится, здоровье его становится только хуже. К такому выводу можно прийти, ознакомившись с официальной статистикой: в учебные заведения Тюменской области приходит 28 процентов первоклашек с различными патологиями здоровья, к концу школы таких детей становится 68 процентов. Работники образования и врачи уже давно бьют тревогу по этому поводу и многое делают. Улучшения, безусловно, есть, однако до идеального результата еще очень далеко.

Как наконец-то «подружить» современную школу и здоровье ученика, в очередной раз обсуждали представители исполнительной и законодательной власти региона, медицинской общественности и сферы образования на расширенном круглом столе, который департамент здравоохранения Тюменской области проводил в четверг, в преддверии начала учебного года. По словам специалиста департамента здравоохранения Елены Дедюкиной, по данным профилактических осмотров, в 2009–2010 учебном году к первой группе здоровья (абсолютно здоровые дети) относились 11 процентов человек, ко второй (относительно здоровые) – 73 процента. Елена Сергеевна считает, что несмотря на то, что стало чуть меньше учащихся с абсолютным здоровьем, тем не менее увеличилось количество школьников, которые относительно здоровы, и значительно снизились цифры по ребятам с хроническими заболеваниями.

Среди самых распространенных недугов Елена Дедюкина отметила такие, как нарушение осанки и зрения, а также отклонения массы тела (избыточный вес, дистрофия) и анемии. Негативно воздействует на школьников множество факторов: зрительные нагрузки, интенсивность обучения, низкая двигательная активность, стрессы, различные социальные факторы, в числе которых раннее употребление табака, алкоголя, наркотических веществ. Помочь исправить ситуацию может только комплексный подход, говорит специалист департамента здравоохранения.

В Тюменской области достаточно успешно реализуется программа по совершенствованию организации школьного питания, благодаря которой число учащихся с заболеваниями желудочно-кишечного тракта снизилось с 4,3 до 3,7 процента. Также удачной можно назвать программу по профилактике болезней глаз и улучшению зрения. Инициировал ее областной офтальмологический диспансер, специалисты которого в этом году осмотрели свыше двух тысяч учащихся нескольких школ города. Врачи давали детям рекомендации по сохранению зрения, а кого-то направляли на лечение, проходившее прямо в стенах учебного заведения. Реализация данной программы дала эффект по улучшению зрения на 95 процентов. В перспективе планируется охватить абсолютно все школы города.

Зубы школьников тоже просят помощи, утверждает главный детский стоматолог Тюменской области Любовь Иванова. По ее словам, у 87 процентов 12-летних детей зафиксированы какие-либо заболевания зубов, у 50 процентов есть аномалии развития челюстного аппарата. Профилактическими осмотрами стоматологи охватывают сегодня более 60 тысяч детей, сообщила Любовь Александровна. И эта работа приносит свои плоды: по сравнению с другими регионами у нас ситуация более-менее благополучная. У детей зубы ухожены, практически нет удаленных. «Мы бы хотели расширить масштабы профилактической работы – возможности для этого есть, но, к сожалению, финансово ограничены рамками муниципального заказа», – подвела итог Любовь Иванова.

Кроме того, немаловажно на сегодняшний день и психическое здоровье школьника, ведь стрессовые нагрузки влияют на него не самым лучшим образом. Детский психотерапевт Тюменской областной клинической психиатрической больницы Денис Култышев отметил, что чаще всего родители приводят своих детей на прием к психотерапевту с проблемами в обучении. Второе место занимают так называемые поведенческие проблемы, ведь первокласснику бывает очень сложно перейти с домашнего режима на школьный. Также актуальными остаются проблемы коммуникативного плана, которые чаще встречаются у детей, сильно погружающихся в виртуальный мир. В прошлом году, говорит Денис Владимирович, на приеме у психотерапевтов побывало свыше трех тысяч детей, 75 процентам из них удалось помочь, остальные пока что находятся в процессе коррекции.

О подготовке волонтеров для работы с школьниками – еще одном областном проекте – рассказала на круглом столе заведующая кафедрой амбулаторно-поликлинической и профилактической медицины с курсом повышения квалификации специалистов со средним медицинским образованием ФПК и ППС Елена Туровинина. На первом этапе этой работы, говорит она, формируются три группы волонтеров, состоящие из студентов-медиков, самих школьников и медицинских специалистов. Их задача – проводить профилактические беседы о здоровье среди детей разных возрастных категорий. На втором этапе ведется обучение самих волонтеров, во время которого они познают тонкости общения с ребятами, отмечают, с какими психологическими моментами им придется столкнутся и так далее. Еще один этап волонтерской работы – это рекомендации старшеклассникам посетить Центры здоровья. Ну и финал – конкурс среди волонтерских проектов. Апробирована данная программа была уже этим летом – волонтеры побывали в 45 пришкольных лагерях, где познакомились с четырьмя тысячами детей.

Однако и сама школа обязана заботиться о здоровье своих учащихся. Чаще всего бывает так, что основное внимание уделяется учебному процессу, остальное отодвигается на второй план. Только не в тюменской общеобразовательной школе №70. В ее стенах уже много лет реализуется два инновационных проекта, предполагающих создание здоровьесберегающих условий для ребенка. «В прошлом году к нам в школу пришел только один здоровый первоклассник», – отметила директор МОУ №70 Лидия Русакова. Она рассказала, что все, что делается для улучшения самочувствия школьников в ее учебном заведении, доступно абсолютно всем. Прежде всего, для учеников создается здоровое речевое пространство – от учителя не исходит никакой агрессии, он не повышает голос, в результате ребенок чувствует себя психологически комфортно. Во-вторых, ребенку должно быть всегда интересно, тогда он будет здоровым.

В 70-й школе детям скучать не дают – здесь функционируют различные спортивные и хореографические секции, проводятся праздники, ребята ходят в походы, работает скалодром. В учебном заведении работают Центр охраны здоровья, Центр психологического сопровождения, Центр развития речи, Центр физической культуры и спорта. Особое внимание уделяется здоровому питанию. «Здоровье – это когда тебя любят и у тебя ничего не болит», – процитировала Лидия Николаевна слова одного из учеников школы. И ведь так оно и есть – ни убавить, ни прибавить.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем