Город Быть или не быть урокам религиозной культуры в школах?

Быть или не быть урокам религиозной культуры в школах?

Целесообразность преподавания Основ религиозных культур и светской этики в школах волнует не только специалистов, но и тюменских родителей, среди которых можно найти представителей практически всех существующих конфессий. Эта тема стала основным предметом

Целесообразность преподавания Основ религиозных культур и светской этики в школах волнует не только специалистов, но и тюменских родителей, среди которых можно найти представителей практически всех существующих конфессий. Эта тема стала основным предметом обсуждений на общегородском родительском собрании, которое состоялось вчера в Тюмени. Напомним, 1 апреля в 19 регионах России экспериментально введен курс «Основы религиозных культур и светской этики». При успешной реализации эксперимента в 2012 году такие уроки могут появиться в образовательной программе повсеместно.

Курс будут выбирать родители школьников. Предполагается, что выбор будет делаться в рамках федерального компонента образовательной программы из шести возможных вариантов: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Школа обязана обеспечить преподавание выбранного курса вне зависимости от числа изъявивших желание его прослушать. Родители должны просто отстаивать свое право на воспитание ребенка в соответствии с собственными представлениями о свободе совести и интересами ребенка.

Психолог, руководитель тюменского Центра психологии Альфия Кабирова считает, что этот факультатив должен быть добровольным, но поддерживает его внедрение: «Мне как специалисту, работающему с молодежью, эта идея очень симпатична. На мой взгляд, духовного воспитания в школах не хватает, поэтому сама идея внедрить эти уроки замечательная. Основы религии ребенок должен постигать в школьном возрасте. Другое дело – сложно предсказать, как программу реализуют, не будет ли зависеть подача материала от учителя. Я знаю случай: в одной из школ педагог по изобразительному искусству свою религиозность транслирует на уроках, у части учеников это вызывает негодование.

Сам учитель должен придерживаться педагогической позиции, без привнесения собственных эмоциональных, личностных предпочтений. Не должно быть крена в ту или иную религиозную культуру, так как мы говорим о воспитании толерантности. Это очень актуальный вопрос, и если педагог не ставит задачу противопоставить одну религию другой, то такой факультатив поможет воспитать более культурных и терпимых детей».

Начальник отдела по делам религий областного комитета по делам национальностей Игорь Бобров также говорит о том, что реальное развитие событий будет зависеть от гражданской позиции и ответственности самих родителей, учителей, членов религиозных сообществ. Высказываются опасения, что подобное разделение класса по религиозной принадлежности может стать причиной конфликтов между учащимися разных национальностей и разного вероисповедания.

«Мы должны определить, что введение школьных предметов обязано способствовать созданию наилучших условий социализации ребенка (продуктивное включение человека в существующие общественные взаимоотношения), становлению его гражданственности, – говорит господин Бобров. – Поэтому при обучении ребенка необходимо акцентировать внимание не на том, что разделяло наших предков, а на том, что их объединяло в рамках российского общества, что объединяет нас сегодня и обеспечивает существование России. Таким образом, плоды преподавания этих предметов будут зависеть от нашего морального выбора, рациональности, личной и гражданской ответственности»

Система специализированного религиозного образования уже существует в России, ее структуры есть и в Тюменской области. Дети верующих могут посещать четыре православных общеобразовательных учебных заведения или гимназии, 40 воскресных школ, придерживающиеся протестантских вероисповеданий – негосударственное образовательное межденоминационное учреждение «Пилигрим» в областной столице и 20 воскресных школ, мусульмане – образовательные группы при мечетях и женское исламское медресе в Тюмени.

В то же время верующая часть общества желает, чтобы информирование детей о религии велось и в рамках общеобразовательных программ. Запущенный в ряде регионов России эксперимент должен показать, как подобный подход согласуется с интересами всех общественных групп. Диалог представителей религиозной и светской общественности, ученых, специалистов в области образования позволяет и дальше совершенствовать условия для реализации гражданами прав самим определять свои мировоззренческие и моральные позиции, соотнося их с позициями других членов общества.

«Введение уроков православной культуры совершенно необходимо, так как это не культовый, а культурологический предмет, – объясняет председатель Тюменского областного регионального отделения общероссийской общественной организации «За жизнь и защиту семейных ценностей» Константин Шестаков. – На данном этапе мы говорим о введении культурологического предмета, на котором детей будут знакомить с культурой русского народа, которая коренится в православии. Этот предмет необходим, потому что нашим детям через средства массовой информации навязывается безальтернативная культура растления. Наши дети должны узнать, в рамках какой культуры создавалась наша государственность, как жили наши предки тысячу лет. Они должны иметь возможность выбора».

Господин Шестаков считает, что изучение православной культуры интересно всем: и атеистам, и мусульманам, и буддистам, – потому что мы живем в России, и православие является культурообразующей религией. Однако эту позицию по объективным причинам разделяют далеко не все.

Фото: Видео Дениса ФИЛИППОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем