Город Светлана Велимирович, победитель конкурса «Учитель года – 2016»: «Педагогический стаж моей семьи – более 250 лет»

Светлана Велимирович, победитель конкурса «Учитель года – 2016»: «Педагогический стаж моей семьи – более 250 лет»

«Учителем года» в Тюмени стала преподаватель русского языка и литературы гимназии №12 Светлана Велимирович. За нее проголосовало и взрослое, и детское жюри. О том, как завоевать доверие у детей, секретах профмастерства и своей актерской карьере Светлана Велимирович рассказала в беседе с корреспондентом 72.ru.

Светлана Сергеевна, как вы решились участвовать в конкурсе «Учитель года»? И что дало вам это состязание?

– На май я написала заявление о повышении квалификации. Мне присвоят, надеюсь, первую квалификационную категорию. Но это был не главный стимул. Я пошла на конкурс, потому что мне это интересно, потому что я рассматриваю этот конкурс как возможность не только себя показать, но и познакомиться с интересными людьми, узнать что-то новое. Еще в прошлом году завуч в школе сказал, что я потенциальный претендент на участие в «Учителе года». Я решила, что должна попробовать. И в этом году, когда мне предложили поучаствовать, я не отказалась. (Улыбается.)

Вы с детства хотели стать учителем?

– Общий педагогический стаж моей семьи более 250 лет. Мама, бабушки, прабабушки – все были учителями. Но я выбрала для себя другой путь – решила стать актрисой. Я родом из Тамбова. Там же я поступила в театральный, отучилась, проработала два года в Мичуринском драмтеатре. В 23 года я уехала в Белград, где вышла замуж. В Сербии я естественно не могла работать в театре и стала давать частные уроки русского языка. Параллельно получала второе образование – филологическое. Больше года мы прожили в Сербии, у меня есть сербское гражданство. После вернулись в Россию. Успели пожить в Самарской области, в Ленинградской, в Казахстане. Как жена декабриста ездила за мужем. И вот мы добрались до Тюмени. Я решила пойти работать в школу, и мне там понравилось. Думаю, здесь мы останемся надолго. Я учусь в аспирантуре, работаю, все у меня хорошо.

Какими качествами нужно обладать, чтобы заниматься таким важным ремеслом?

– Терпимостью, любовью к детям. В принципе, нужно любить их всех заочно. Человеколюбием. Интересоваться делом. Тот предмет, который ты ведешь, он тебе должен быть интересен, ты должен в него углубляться. Быть лучшим в своем деле. Уметь прощать.

Вы преподаете в пятых-седьмых классах. Дети этих возрастов отличаются друг от друга?

– Между 11-летними и 14-летними детьми огромная разница. Они подрастают, становятся сложными в общении, пытаются на все ответить, что-то доказать. Поэтому учителю нужен большой запас терпения, чтобы сгладить все углы. В пятом классе они на тебя смотрят влюбленно, в седьмом пытаются доказать мне, что нельзя говорить с ними строго, «выпендриться» друг перед другом. Приходится учиться общению с подростками. Это сложно, но интересно.

Как вы вообще оцениваете современных учеников? Они другие? От многих слышишь, что дети стали меньше читать.

– Сказать, что мое поколение всё читало, я тоже не могу. Кому надо и интересно, читают и вне программы, приносят в школу книги, о которых я ничего не слышала, с удовольствием рассказывают мне. Некоторые же не читают даже короткие рассказы и стихотворения, которые есть в учебнике. Фразы «да как же так?», «прочтите», «это надо» на учеников не действуют. Чтобы дети регулярно читали, надо мотивировать их чем-то другим. Как раз сейчас учителя занимаются поиском этих методов. Нужно сделать так, чтобы чтение стало модным. Чтобы ощущалось, что если ты не читаешь, то ты не в тренде, не в теме. По большому счету современные дети читают немало. Соцсети, новости – объем прочитанных знаков далеко не мал. Просто им сложно воспринимать большие тексты. Нам нужно показать детям, что большие тексты тоже могут быть интересными.

А вы любите читать?

– Люблю. Сейчас в связи с учебой в аспирантуре читаю, в основном, научно-популярную литературу. Я учусь в Тюменском институте культуры на кафедре Культурологии. Моя диссертация будет посвящена диалогу российской и сербской культур. Кроме того, перечитываю школьную программу. На книги «для себя» времени остается мало.

Кого вы считаете своим главным учителем?

– Большое влияние на меня оказала руководитель театральной студии в школе, в которой я училась, Галина Владимировна Поворова. Человек, который привел меня на мой театральный путь. Также она преподавала русский язык и литературу. Так сложилось, что наши судьбы похожи. Именно этого человека я могу назвать учителем с большой буквы. Ну и, конечно, свою учительницу русского языка и литературы, которая привила мне любовь к этим предметам, Асию Малышкину.

Есть ли у вас свои секреты профессионального мастерства?

– Мне приглянулось такое направление, как «арт-педагогика». Я стараюсь в свои уроки включать музыкальные фрагменты. Дети очень эмоциональны по своей сути. И когда звучит музыка, они сразу просыпаются и включаются в работу. На уроках русского языка мы работаем с текстом произведений. Послушали песню, обсудили музыкальные предпочтения друг друга, орфографию, пунктуацию, синтаксис. К примеру, изучаем с пятым классом орфограмму «ться» и «тся» в глаголах. Включаю фрагмент песни, дети ищут в нем глаголы, обсуждаем, как они пишутся и так далее. Уроки проходят интересно.

Актерское образование помогает в работе?

– Разумеется (Улыбается.). Умение перевоплощаться, когда нужно, помогает в любой сфере, мне кажется.

Какие проблемы сегодня у учителей?

– Основная проблема – обилие бумажной работы, которую учителям приходится делать. Нам нужно заполнить бумажный журнал, электронный журнал, сдать множество отчетов. Как-то я посчитала, что к концу четверти мне пришлось написать 15 отчетов. Это мешает заниматься творчеством, открывать с детьми что-то новое. Из-за бумажной работы добраться до творчества сложно. Но делать это необходимо, иначе детям становится в школе неинтересно. Сейчас учитель не является носителем новой информации – дети все могут взять в Интернете. Нужно детей заинтересовывать чем-то другим.

Зарплаты учителя хватает на жизнь?

– Она на уровне экономики региона. Тем, у кого нет жилищной проблемы, жаловаться не на что. Зарплата у учителя неплохая.

Как отдыхает «Учитель года»?

– Я люблю посещать театр, сама занимаюсь в театральной студии в Тюменском доме актера. Люблю квесты, творческие мастер-классы, психологические тренинги. Для меня это отдых. Хотелось бы больше заниматься спортом, но, к сожалению, возможности нет. Остается только настольный теннис, в который я периодически играю в родной гимназии.

Кем себя видит «Учитель года» в будущем? Директором школы, управленцем?

– Мне бы хотелось больше творчества в работе. Мое идеальное будущее выглядит следующим образом: я классный руководитель театрального класса на базе школы, возможно, с эстетическим уклоном, у нас своя труппа, мы ездим на фестивали, я веду русский язык и литературу. Школьный театр – это особый мир. Как мне кажется, недостаточно внимания ему уделяется в Тюмени. Я пыталась найти бесплатные фестивали для школьников, но безуспешно. Подумываю взяться за эту сферу. Я верю в наш город, в себя, думаю, все получится. (Улыбается.)

Фото: Фото Игоря Свободы, видео Анастасии Жердиной и Петра Мамонтова
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем