В Тюменской филармонии стартовала серия цветных концертов. Первым стал «Черный. Или темнота наступает». Гостям рекомендовали прийти в одежде темных тонов и на час отказаться от использования гаджетов. Корреспондент 72.RU Яна Шулика сходила в филармонию, чтобы понять, какие эмоции вызывает такое прослушивание музыки и зачем это нужно. Далее — от первого лица.
На «Чёрный концерт» я попала случайно — друзья рассказали, что в городе играют музыку в темноте, и предложили составить им компанию. Мы купили билеты за месяц. Позже оказалось, что так сделали многие — очень скоро билетов не осталось в продаже.
В органном зале места заняли около 150 гостей. Пожилые дамы в темных платьях с мужьями в отглаженных рубашках занимали места по обе стороны от прохода. Были и слушатели моложе, некоторые решили пренебречь дресс-кодом. Больше всего, конечно, повезло тем, кто оказался ближе к оркестру. Именно эти зрители смогли разглядеть музыкантов, когда те включали подсветку над пюпитрами.
Что же происходило? Когда все заняли свои места, в помещении начали выключать основное освещение. Вместо объявления о начале концерта прозвучало стихотворение Тимофея Травника «Вы слышите, как пахнет тишиной?».
Во время концерта музыканты исполнили композиции Баха, Шостаковича, Пярта, Десятникова и Сен-Санса. Произведения дополнили стихи Екатерины Литковской, Веры Полозковой, Дмитрия Быкова, Елены Евсеевой, Юрия Домбровского и Сергея Радченко. Но об этом мы узнали только в самом конце, когда получили буклеты с программой.
Что я чувствовала, когда слушала стихи и музыку в темноте? Было сложно, неловко, а порой даже страшно. В середине вечера прозвучало стихотворение Екатерины Ликовской «Да здравствует мир, в котором» о реальности, в которой никто никому не нужен, не должен и никто никого не любит.
Продолжила тему композиция Шостаковича — квартет № 7 (2-я часть). В это время у меня и началась паника. Казалось, что скрипки будто разрезают воздух. Я хотела выйти из зала, но сдержалась. Чувствовалось, что людям вокруг тоже неуютно: одни постоянно ерзали на стуле, вторые чихали и кашляли, третьи пытались сделать фото (зачем в темноте?!) и перекинуться парой фраз с соседом. В левом ряду две женщины в возрасте постоянно что-то обсуждали. На них шипели соседи.
Позже ведущая зачитала «Четыре извещения» Полозковой. Если вы хоть раз были на её концерте, то непременно помните, как команда обыгрывает светом и музыкой произведения. Хотела я того или нет, но стали возникать аналогии с тем, что уже услышала. И вариация филармонии в этом случае явно проигрывала.
Ближе к финалу, а концерт длился около часа, в одном из рядов я услышала странный звук, явно похожий на чей-то храп. Впереди начали шептаться и хихикать. Всё-таки тяжело нам, зрителям, переживать темноту. В мире, где мы не выпускаем из рук мобильные телефоны, остаться на час без связи и света экрана гаджета совершенно неестественно. Тишина, темнота, классическая музыка выводили нас из себя и заставляли клевать носом.
Я оглянулась вокруг. Впереди меня женщина пыталась привлечь внимание мужа к тому, что происходит на сцене, толкая его локтем в бок. А на одном из последних рядов две женщины дождались, когда закончилось очередное выступление, и, извиняясь, покинули зал.
Всё-таки нужно время, чтобы тюменцы привыкли к такому формату.
Думаю, идти на концерты в темноте нужно тем, кто уверен, что он этого хочет. Но как это сделать, когда ты даже не знаешь программы вечера? Остаётся только довериться авторам. Именно это и предлагают в рамках тематического абонемента «Жизнь в цвете».
Цветной, белый и блестящий концерты пройдут в Тюменской филармонии 15 января, 4 марта и 28 апреля. Стоит ли их услышать — решать вам.
А вы бы пошли на концерт классической музыки в темноте?
Вы тоже хотите поделиться мнением с читателями 72.RU? Свяжитесь с нами, написав в Viber, WhatsApp или Telegram на номер +7 999 549–60–90. Также ждём ваши письма на почту 72@rugion.ru и в сообщения нашего официального сообщества в VK.