Развлечения Почему местные театры недовольны журналистами?

Почему местные театры недовольны журналистами?

Порассуждать на тему «СМИ и Театр», а заодно ответить на вопросы о роли журналистов в освещении деятельности тюменских театров представителям масс-медиа, местных театров, преподавателям и студентам ТюмГУ предложили на круглом столе в понедельник, 15 декабря. Дискуссию организовали молодежный тетр «Ангажемент» и тюменский госуниверситет.

Вопросов было так много, что понадобилось бы, по крайней мере, полдня, чтобы участники мероприятия смогли обсудить и прийти к определенным выводам по каждому из них. Когда театру требуются СМИ и когда журналистам нужны театры? Почему на премьеру не пришли репортеры? Реагировать ли на скандал? Стоит ли воспитывать в театре спикеров для СМИ? Нужна ли театральная критика массовому читателю?

Ведущие круглого стола, заведующая кафедрой Теории и истории журналистики ТюмГУ Ольга Петрова и заведующая литературным отделом «Ангажемента» Анна Николаева предложили начать общение с небольшого экскурса в прошлое. Преподаватель тюменского государственного университета Анна Андреева рассказала всем присутствующим о том, какое значение вкладывали журналисты из «Тобольских губернских ведомостей» в становление и развитие местного театра. Они считали его врачом тюменского общества и с пристрастием рассказывали о постановках, игре актеров, костюмах и т. д. Но с тех пор журналистика изменилась, как, впрочем, и сам театр. Об этом напомнила всем присутствующим Анна Николаева. Она обозначила тенденции развития современного театра (период 90-х годов прошлого века по настоящее время). Как следовало ожидать, их оказалось немало. С периода перестройки российский театр шагнул далеко вперед. Сейчас существует великое множество его видов и форм, поэтому каждый зритель без особого труда сможет найти для себя тот театр, который придется по душе. Вместе с бурным развитием до сих пор актуально мнение о том, что существует кризис театра.

«Кризис провозглашается уже по меньшей мере сто лет, поэтому для театра кризис – это нормально», – подытожила спикер. Но если кризис театра никого не смущает, то кризис театральной школы, по мнению Анны Николаевой, – это большая проблема.

Далее были обозначены две диаметрально противоположенные тенденции: нежелание классических театров, играющих спектакли по кондовому образцу, идти в ногу со временем и, наоборот, эксперименты. На сегодняшний довольно популярно переосмысливать классическое произведение, приспосабливая его к реалиям современности. Коммерциализация искусства не является чем-то из ряда вон выходящим, если спектакль поставлен качественно, добротно. Кроме того, также отмечается сближение театра и массовой культуры, появление антрепризы, новой драмы и отсутствие как таковое спектаклей большой формы.

1 из 6

Как только теоретическая часть мероприятия была пройдена, внимание зрителей сосредоточилось на актрисе «Ангажемента» Юлии Шек, которая представила свой взгляд на новый театр, побывав в Москве в фестиваль-школе «Территория». Как оказалось, главное – это вызывать эмоции у зала. Будь то сопереживание актерам немецкого театра под руководством Томаса Остермайера либо сомнительные постановки с раздеванием и козырянием по сцене в чем мать родила актеров другой труппы.

Когда «театральные» вопросы закончились, все обратились к журналистам. Почему-то не спросив у них, каковы тенденции развития современной журналистики, сразу перешли к вопросам и претензиям. Раз современный театр махнул так далеко за 20 лет своего существования, нужно понимать, что и СМИ уже давно ушли от формата «Тобольских губернских ведомостей».

Дело в том, что в нашем городе практически не бывает хороших театральных рецензий, которые бы включали анализ постановки, рассказ об игре актеров, задействованных в постановке декораций, работе режиссера и т. д. Журналисты обходятся краткими информациями о спектакле, либо вовсе пересказывают его суть. По этому поводу у всех было свое мнение, начиная от того, что представителям СМИ просто лень вдумываться в сюжет постановки, узнавать историю создания произведения, по которому поставлен спектакль, интересоваться работой режиссера и т. д. и заканчивая пренебрежением журналисткой этикой.

«Человек сегодня приходит в театр, не зная, на что он идет. Это касается и журналистов. Да, им некогда. Они просто пишут заметку. Они не пытливы. Смотрят спектакль, а потом что вижу, то и пишу, как говорится. А чуть-чуть подумать, осмыслить сделанное артистом, который работал над спектаклем? Он жизнь свою положил, а после этого приходит журналист и говорит, что артистка, например, его бесит. Безусловно есть и хорошие журналисты, я им благодарен за отзыв, как за плохой, так и за хороший. Это проблема воспитания. Проблема культуры, нежелания развиваться, читать, погружаться в сам сюжет. Вы, прежде чем сказать о спектакле плохое, кого-то осудить, как нам говорили на театроведении, узнайте историю этой постановки в целом, историю постановок этого режиссера, какие актеры до этого играли этот образ. Постарайтесь все сравнить, только в сравнении есть истина», – посоветовал директор тюменского драмтеатра Сергей Осинцев.

1 из 6

Преподаватели журфака Елена Набиева, а за ней и Людмила Суворова объяснили, что между театральной критикой и театральной журналистикой существует большая разница. Если первая предполагает профессиональный театроведческий подход к изложению материала, где все детально и по делу, то вторая ориентирована в основном на информирование читателей. И в принципе не обязана глубоко копать.

Тем не менее, не сдавались оппоненты, можно же хотя бы пару слов сказать об игре актеров и постановке в целом, не обязательно же эти слова должны быть елейными. С этим не поспоришь. К сожалению, у большинства журналистов нет столько времени трудиться над одним материалом о театре, как у коллег из «Тобольских губернских ведомостей». Жизнь ускорилась спустя сто лет настолько, что вместо одного материала в неделю, многие пишут по два, а то и по три в день. Что касается этики изложения текста, остается лишь развести руками – в каждой профессии найдутся невоспитанные люди.

Несмотря на то, что в регламенте мероприятия было обозначено семь вопросов, этот волновал всех больше всего, и занял практически все оставшееся время мероприятия.

Благодаря стараниям Ольги Петровой собравшимся удалось немного коснуться вопроса о том, нужны ли глубокие театральные рецензии самим читателям. Но эту беседу поддержали в основном студенты, которые с юной еще горячностью утверждали, что полноценные рецензии о театре нужны и точка. Поскольку этот вопрос так и остался висеть в воздухе, мы решили адресовать его самим читателям.

Нужны ли вам рецензии на театральные представления?

Опрос завершен 18.12.2014
Да
75%
Нет
0%
Достаточно и краткого анонса
25%
Фото: Фото автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем