Развлечения История фотографии: из асфальта в 3D

История фотографии: из асфальта в 3D

Ртуть, аммиак, йод, серебро, медь и даже асфальт – это не набор древних алхимиков для поиска золота, а всего лишь самые простые ингредиенты начинающего фотографа. О том, как их применяли на заре статического синематографа, можно узнать на выставке «От дагерротипа до «цифры» и голографии». Экспозиция, посвященная 175-летию техники и технологии фотографии, открылась в музее ТюмГНГУ (улица Володарского, 38). На ней каждый желающий сможет посмотреть на почти двухвековые оригинальные снимки, старинные фото- и стереоаппараты, один из которых был создан в Тюмени.

Все представленные на ней экспонаты – плоды долгих исканий как самого Музея истории науки и техники Зауралья при нефтегазовом университете, так и лучшие образцы личной коллекции директора НИИ Виктора Копылова.

На выставке показаны основные вехи становления фотографии, начиная от камер-обскура и заканчивая современной цифровой техникой.

Фотографии на память: 200 лет – не срок

В одном из павильонов музея любопытные тюменцы могут увидеть первые снимки, возраст которых приблизительно 170-175 лет. Они настолько редкие и ценные, что хранить в свободном доступе их просто опасно. На сегодняшний день в мире их осталось считаное количество, поэтому сразу восемь дагерротипов (именно так они называются) в одном помещении – это нечто удивительное. Снимки, сделанные на серебряных или медных с серебряным напылением пластинах, прошедшие пары йода, яркий свет и испарения ртути, названы в честь их создателя, французского художника Луи Дагерра. Работа над дагерротипами – очень трудоемкий и вредный процесс, почти колдовской. Трудно представить, сколько упорства и здоровья уходило у фотографа над созданием хотя бы одного из них. Вещь эта штучная и не терпящая лишней суеты. Практически отчеканенные снимки, с тонко прорисованными деталями в красивых металлических окладах стирают временную грань. Стоит проявить хотя бы немного любопытства, как сразу начинаешь понимать, почему люди на старинных фотографиях принимали такие позы: один человек сидит на стуле, а другой стоит за спиной, положив руку на плечо товарища, или человек сидит на стуле, сложив руки вместе. Оказывается, чтобы сделать один снимок, моделям приходилось просиживать в среднем по 15-30 минут, не шевелясь. Как рассказал заведующий музеем Александр Лыткин, из-за длительности процесса фотографирования людям на первых портретных снимках фиксировали головы с помощью деревянных зажимов, которые надевали на уши, как наушники.

1 из 8

Заместитель «Фотошопа»

Кроме того, в этом же помещении находилось несколько старых фотокамер, больше похожих не на привычные нам фотоаппараты, а на деревянные короба с отверстием посередине, большую часть которых составляли шкальные механизмы со складным мехом. Особое внимание привлекала павильонная камера, выпущенная в середине прошлого века – это достаточно большой прибор с матовой полупрозрачной задней стенкой, на которую проецировалось изображение.

«С помощью матового стекла наводишь резкость, потом достаешь вот эту флэшку на один кадр, – объясняет Александр Лыткин, доставая деревянный поддон, – ставишь ее вместо этого стекла, приподнимаешь деревянный затвор и экспонируешь».

Заведующий музеем старается объяснять как можно доходчивее и современным языком. По словам моего собеседника, многие посетители выставки не имеют представления о том, как еще лет 20 назад фотографии печатали почти в каждой второй семье в темной ванной, что и говорить о более раннем времени.

Также Александр Лыткин рассказал о ранних технологиях «Фотошопа». После того, как снимок сделан, фотопластинки попадали на стол к ретушерам. Мастера на специальном столике, слегка напоминавшем двойную рамку, избавляли позировавшего от синяков и мешков под глазами, вручную. Это была ювелирная работа: на тонкий слой эмульсии карандашом вносились изменения. Стоило ретушеру нечаянно задеть изображение ногтем, как фотография приходила в негодность.

1 из 9

Тюменская лаборатория по изобретению 3D

В отделе стерео заведующий музеем показал два стереопроектора: девятиобъективный, изобретенный в 60 годах прошлого века, позволяющий видеть 3D изображения без вспомогательных приборов, и двухобъективный – детище местной стереолаборатории. Двухобъективный проектор давал объемное изображение за счет проецирования на специальный экран сразу двух слайдов. Эффект достигался исключительно при помощи стереоочков.

В университете (тогда это был Тюменский индустриальный институт) в конце 60-х годов XX века была своя лаборатория под руководством заведующего кафедрой физики Дмитрия Саратовкина, который был увлечен стереоскопией. При нем и создали этот аппарат. Проектор до сих пор работает. На нем во времена, когда еще не было Интернета, студентам показывали в объемном изображении фотографии очень редких, либо опасных (радиоактивных) минералов.

Помимо проекторов на выставке представлены специальные экраны для просмотра 3D-изображений, а также фотографии самой стереолаборатории, книги по стереоскопии и многое другое.

На сегодняшний день, по словам Александра Лыткина, в этом музее находится одна из лучших стереоколлекций не только в России, но и в мире.

1 из 8

Фото на асфальте: восемь часов удовольствия

Не менее интересные коллекции представлены и в холле университета. Вдоль стены установлено несколько стендов, посвященных родоначальникам фотографии. Изобретатель гелиографии (асфальтового снимка) Жозеф Ньепс, создатель дагерротипа Луи Дагерр и родоначальник негатива (этот способ он назвал калотипией) Генри Тальбот по праву считаются отцами-основателями фотографии. Рядом с портретами пионеров фотоискусства и описанием их техники работы представлены их знаменитые снимки. Все их знаменитейшие фотографии изображают неживые предметы. И это снова объясняется длительностью экспозиции. Если у Дагерра этот процесс, как мы выяснили выше, занимает 15-30 минут, то на первый «асфальтовый» снимок Ньепса ушло целых восемь часов! Тальботу повезло больше: для получения изображения нужно было подождать всего три минуты.

Рядом с ними находятся стенды, посвященные первым фотографиям, сделанным в Сибири. Один из первых профессиональных фотографов в России француз Давиньон в 1845 году отправился в Сибирь (в частности Ялуторовск и Иркутск), чтобы заснять опальных декабристов. Несколько фотографий дошли до наших дней. Запечатлел также наш край и пионер цветной фотографии в России Прокудин-Горский. Прежде всего, он известен как основатель одной из самых первых коллекций цветных фотографий в мире «Коллекция достопримечательностей Российской империи». Ради этого он исколесил всю страну и также побывал в Тобольске, Тюмени и Ялуторовске.

Помимо этого, на выставке представлены стенды и витрины с оригинальными образцами и техникой их создания цианотипии («синьки») и диазотипии («аммиачки») – предвестниками ксерокопии.

Экскурсия оказалась очень емкой и познавательной, ведь она не только знакомит посетителей с искусством и технологиями фотографии, но и расширяет кругозор, а также дает возможность самим прикоснуться к живой истории.

Фото: Фото автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем