Развлечения Таких ковров нет нигде в мире

Таких ковров нет нигде в мире

В русских народных сказках ковры ткут Василисы Прекрасные («Царевна-лягушка»), в восточных – главные герои на ковре-самолете совершают подвиги. В Тюмени тоже есть своя волшебница. Таких ковров, какие ткет Августа Риффель, нет больше ни в России, ни в мире. Понаблюдать за рождением сибирского ковра и познакомиться с его создательницей тюменцам посчастливилось на презентации электронного каталога «Чудо рождения ковра». Мероприятие состоялось 25 апреля в Галерее традиционных промыслов и ремесел (ул. Орджоникиде, 47).

1 из 3

Мастерство ковроткачества Августа Федоровна из села Шабаново Омутинского района переняла от матери – известной мастерицы Мавры Шабановой, та – от своей матери. Несмотря на то, что на сегодняшний день у Августы Федоровны много внуков и правнуков, продолжать профессиональную династию некому. Ткать ковры в домах уже давно вышло из моды, да и процесс этот хлопотный и очень трудоемкий.

«Руками ковры делать никто уже не хочет. Раньше это было модно. Все делали сами, не надеялись на магазины. В колхозах жили, покупать-то готовые не на что было. Держали овечек, покупали краски. Из поколения в поколение передавали. Мать от бабки научилась. Я – от матери. У отца бабушка тоже этим занималась. А теперь все уже. Я начала ткать с 1952 года, и каждый год по два-три ковра клали. Придешь с работы, быстрее по хозяйству управишься и вечером за ковер. Мне ткать никогда не надоедает. Всегда интересно, что получится. Особенно, когда ковер рисованный», – рассказывает Августа Риффель.

1 из 3

Процесс создания ковра, какие ткет тюменская умелица, отражен в электронном каталоге: все 16 стадий, начиная от стрижки овец и заканчивая готовым ковром, который уже снимают со станка, описаны и проиллюстрированы фотографиями. Все это 84-летняя ковровщица делает сама без чьей либо помощи. На изготовление одного ковра размером два на три метра тратится примерно месяц, зато на подготовку к этому процессу уходит практически полгода (овец начесать, шерсть промыть и прокрасить, высушить и т.д.).

Несмотря на то, что времена нынче не дефицитные, Августа Федоровна испытывает проблемы с покупкой краски – в магазинах нужной, как правило, нет. Но героиню выручает смекалка: она приноровилась использовать краску для пасхальных яиц.

Технология изготовления ковра вручную, в общем-то, мало чем отличается от той, которую используют на современных конвейерах. Основное различие в том, что фабричные ковры ткут на металлических станках, поэтому они получаются очень плотными. Кроме того, их, практически, лишают ворса. Ручные ковры – более рыхлые (ткутся на деревянном стане), с шикарным махровым ворсом в несколько сантиметров. И, конечно же, самое главное отличие в том, что в домашних коврах очень много души.

1 из 4

«Сегодня мы уже можем сказать с полным основанием, что Августа Федоровна – единственная, кто продолжает ткать ковры в традиционной махровой технологии, что является, в общем-то, визитной карточкой нашего региона. Мы имеем дело с уходящей натурой», – вздыхает автор-составитель каталога, доктор искусствоведения Наталья Сезева.

Именно для того, чтобы тюменская традиция ковроткачества не исчезла, неравнодушные тюменцы, в числе которых сотрудники музея, искусствоведы, чиновники, депутаты и представители бизнеса, выпустили этот каталог – «Чудо рождения ковра» в надежде, что кто-нибудь откликнется, загорится и продолжит дело Августы Федоровны. Электронные каталоги будут переданы в дар библиотекам, художественным школам и музеям области, в учреждения культуры Тюменского района, городов Тобольска, Ишима, Нижневартовска.

Пока есть мастер, промысел не умрет, но, как только мастера не станет, промысел безвозвратно уходит, и возродить его, практически, невозможно, уверены организаторы мероприятия.

Фото: Фото автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем