Развлечения Режиссер: в «Олесе» сочетаются магия и жестокая натуралистичность

Режиссер: в «Олесе» сочетаются магия и жестокая натуралистичность

Дикость, магия, красные бусы, качающиеся в любые стороны деревья-декорации, а также удивительная встреча неземной девушки-дикарки и столичного обывателя, все это объединила в своем спектакле «Олеся» молодой режиссер Олеся Невмержицкая. Сюжет ее постановки

Дикость, магия, красные бусы, качающиеся в любые стороны деревья-декорации, а также удивительная встреча неземной девушки-дикарки и столичного обывателя, все это объединила в своем спектакле «Олеся» молодой режиссер Олеся Невмержицкая. Сюжет ее постановки по одноименной повести Александра Куприна известен, хотя бы понаслышке, большинству тюменцев. С июля Александр Тихонов, Евгения Казакова, Ирина Тутулова и остальные члены труппы работали с режиссером над спектаклем, который переносит зрителя в совершенно странный и далекий, но такой понятный мир, ведь практически в каждом эпизоде отчетливо прослеживаются мостики с современностью. Да и сам сюжет не теряет актуальности спустя десятилетия. В основу повести легла история, в которой столичный житель Иван Тимофеевич приезжает в лесную глушь, мается от тоски и знакомится с дикаркой Олесей, живущей в глухом лесу с бабушкой Мануйлихой, знающей магию и ворожбу. Его любопытство к неграмотной и самобытной девчонке перерастает в сильное чувство. Отметим, в постановке Олеси Невмержицкой главная фигура – не дикая девочка, а Иван Тимофеевич. «Для меня Олеся – это нечто божественное, нереальное самобытное чудо. И как режиссеру мне хотелось поэкспериментировать с линией Ивана Тимофеевича, мне был интересен сам человек, хотелось понять, что он чувствует, когда сталкивается с таким счастьем. К сожалению, для главного героя, как и для многих людей – это неподъемный труд, с которым тяжело справиться. Впоследствии он страдает из-за своего бездействия. Это понятная человеческая природа, когда чего-то хочется, но не получается. Ивану Тимофеевичу больно и страшно, но это живая и натурализованная история », – поясняет Олеся Невмержицкая.

Молодая актриса Евгения Казакова поначалу представила свою героиню Олесю смешным и пугливым подростком. Даже не девчонка, а дикий зверек. Затем, доверившись своему возлюбленному, перед зрителями предстает настоящая женщина – уверенная, зрелая. Благодаря умению предвидеть она наперед знает судьбу Ивана Тимофеевича, но, несмотря на страх, отдается своему чувству и принимает нелегкие решения.

Местные крестьяне в течение практически всего спектакля говорят исключительно на украинском языке, как будто нарочито подчеркивая, насколько они отличаются от ключевых персонажей. Наравне с дикими крестьянами бабушка Мануйлиха связывает главных героев с реалиями Полесья, она шепчет с придыханиями нечто невнятное, иногда на незнакомом наречии, иногда вроде по-русски, но слов все равно не разобрать. Помимо «Олеси» в качестве литературной основы инсценировки использован тоже купринский рассказ «В лесной глуши», именно оттуда взята часть слов старой колдуньи.

Режиссер отмечает, что в спектакле у нее много любимых эпизодов, и все они связаны с Иваном Тимофеевичем и Олесей. «Все парные сцены для меня очень важны. Но, в первую очередь, это танец, когда ягоды начинают овладевать каким-то удивительным, не поддающимся объяснению магическим свойством».

Олеся Невмержицкая уже не первый раз обращается к повести Александра Куприна. Первый раз она поставила спектакль, будучи еще студенткой на курсе мастерской Леонида Хейфеца в РАТИ, ее дипломная работа открывала новый сезон в 2009 году в известной московской Табакерке. «После первой постановки «Олеси» я сразу решила, что еще раз возьмусь за этот спектакль. Мне не хватило первого варианта. Не было чувства завершенности. Хотелось атмосферы вокруг главной истории, поэтому в этот вариант мы внесли больше народности», – отметила режиссер.

Что касается декораций, московский художник Максим Обрезков достаточно деликатно изображает глухой лес и болото. Из сценического подиума торчат стволы, которые поднимаются, даже если их пригнуть, Олеся даже в одном из эпизодов уползает по такому стволу, как по лестнице. Лейтмотивом в инсценировке оказывается образ красных бус, которые на протяжении всего спектакля сопровождают Олесю и ее бабушку. В финале на сцену обрушивается ливень из этих самых красных бусин, под напором которого главному герою, Ивану Тимофеевичу, особенно сложно оправдать себя, свою лень и бездействие по отношение к судьбе Олеси. Режиссер спектакля рассказывает, что и элементы одежды тех же крестьян говорят о многом: «В спектакле много мостиков с современностью: туфли на высоком каблуке, показ себя, когда одна из крестьянок проходится по сцене, словно по подиуму, в этих самых туфлях, и другие моменты. Все это очень созвучно с сегодняшним днем, ничего не меняется». Финал постановки открытый, поэтому для тех, кто не знаком с повестью Куприна, непонятно, осталась ли жива кудесница Олеся».

Фото: Видео Юрия БЫБИНА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем