Развлечения Режиссер Олег Куликов поделился секретами премьерного спектакля «Дуэль»

Режиссер Олег Куликов поделился секретами премьерного спектакля «Дуэль»

Тюменский драматический театр открывает Большой юбилейный сезон – театральному искусству Тюмени 155 лет. 28 сентября театральный сезон откроется спектаклем по повести Чехова «Дуэль» в постановке Олега Куликова (Санкт-Петербург). Питерский режиссер рассказал о предстоящей премьере и о впечатлениях от Тюменского драмтеатра.

– Олег Николаевич, вскоре тюменцы увидят вашу постановку «Дуэль», расскажите подробнее о спектакле.

– Мы стараемся сделать действительно нескучный спектакль с большим количеством сюрпризов. Сюрприз, я имею в виду, – это взгляд людей сегодня, в 2012 году, в XXI веке, на очень важные вопросы. В последнее время в обществе активно муссируется тема «Зачем нам кормить Кавказ? Нужен ли он нам?». В повести «Дуэль» Антон Павлович Чехов поднимает эти опасные в какой-то мере вопросы. Мы ничего не добавляем, просто пытаемся взглянуть на эту проблему с позиций дня сегодняшнего.

Вы помните, что по повести действия в пьесе разворачиваются на Кавказе. Там живет небольшая группа людей, волею судьбы оказавшихся вместе. Для меня – это определенный Ноев ковчег. Во времена Чехова Кавказ только завоевывался, поэтому для героев – это чужбина. Но посмотрите, в 2012 году ничего не изменилось. Антон Павлович был чрезвычайно умным, тонким и глубоким человеком. Его размышления о роли России на Кавказе, думаю, будут интересны публике, пришедшей на спектакль.

– В 2009 году в Санкт-Петербурге вы уже ставили спектакль «Счастливые люди» по нескольким рассказам Чехова, почему сейчас решили обратиться именно к «Дуэли», написанной молодым Чеховым? Почему вас привлекла именно эта повесть?

– Я не знаю ни одного режиссера в мире, который бы не хотел поставить Антона Павловича. Чехов и Шекспир – это Олимп. Есть и другие величайшие, фантастические авторы: Стриндберг, Тургенев, Ибсен, Мольер. Но Чехов и Шекспир – самые желанные для любого режиссера.

– Европейские филологи считают Чехова основоположником минимализма в литературе и театра абсурда. Часто можно услышать о том, что постановщики чеховских пьес ищут у Антона Павловича вторые и третьи планы, тайные символы и так далее. Как режиссер, который уже не первый раз работает с пьесами Чехова, вы тоже видите этот подтекст?

– Чехов тем и велик, что недоговаривает 50 процентов. Он говорит очень скромно. Достоевский и Пушкин – наше все. Набоков – гениальный. А Чехов – самый скромный писатель, простой, тихий. Но у него такой текстовой отбор, такие мысли, что когда читаешь, думаешь: «Как все это просто!». Но когда начинаешь погружаться в его тексты, понимаешь, что все не так просто. Человек сидит на тумбе и говорит: «Тарарабумбия: сижу на тумбе я»... Простые слова, но ты понимаешь, как утекает время. Чехов очень велик. Написал одно, говорит другое, имеет в виду третье, зритель услышит четвертое, а режиссер ставил пятое. (Улыбается.)

– Вы оставите пьесу в том виде, что написал автор, или тюменские зрители увидят вашу версию?

– Пьеса «Дуэль» – это литература. Как автор инсценировки я перевел ее в категорию драматургии. Естественно, это не первый опыт мирового театра. Многие режиссеры мира переводили его повести. Я считаю, что в инсценировке последнее слово за автором. Точку ставит режиссер. Потому что можно взять повесть и написать другую инсценировку, но почему-то пишешь именно так, оставляя эти сцены, этих персонажей.

– В вашей постановке участвуют две новые актрисы театра – Эвелина Резипова, Марина Карцева. Они присоединились к труппе в этом году, как вам с ними работается?

– Мы знакомимся в процессе работы. Пока окончательные выводы делать рано. Обе они очень симпатичные, профессиональные и, на мой взгляд, очень толковые актрисы. Каков будет результат, покажет премьера.

– Кто из героев «Дуэли» вам ближе?

– Я не могу сказать, что кто-то мне дороже и понятнее. Все герои для меня важны и близки.

– Существует мнение, что в провинции живет самый искренний зритель и для него сложнее ставить спектакль, вы с этим согласны? Вообще, чем отличается публика в Тюмени?

– Зритель во всем мире одинаковый. Количество прочитанных книг и просмотренных фильмов составляет определенный портрет зрителя в любом городе. Я считаю, что крестьянин, который зимой ждет посевной и читает книгу, и интеллигент в Петербурге читают одни книги. Когда человеку не нравится постановка, он уходит, если нравится – остается.

– Олег Николаевич, вам уже приходилось работать в Тюменском драматическом театре. В 2004 году вы поставили спектакль «Сторож», за роль в котором Владимир Орел получил премию «Лучшая мужская роль» на фестивале «Сибирский транзит» (2005 год). Критики написали блестящую рецензию на вашу постановку («Российская газета», федеральный выпуск №3480, публикация о фестивале «Золотой конек». – Прим. авт.). И в конце добавили, «среди столичных фестивальных спектаклей-ребусов тюменский «Сторож» вполне мог бы претендовать на ту же «Золотую маску». Как сегодня вам работается в Тюменском драмтеатре? Какие изменения произошли в театре со времени вашей последней работы здесь?

– Тюменский драмтеатр радикально поменялся – новое здание, другой коллектив. Мне чрезвычайно симпатичны люди, которые здесь работают, это люди XXI века. Старое здание драмтеатра было замечательным, я помню, это был прекрасный старинный дом. Но всегда было ощущение, что ты находишься году так в 1957 в городе-герое Таганрог. А здесь ты четко понимаешь, что на дворе XXI век. Работает молодая и энергичная команда талантливых людей.

Здесь такой сильный менеджмент, что в Питере театр с такой организацией работы надо еще поискать. В Тюмени решаются такие вопросы, которые в Питере вообще не решить. Здесь все технологии современны. Отличные световые возможности. В любом театре все начинается со слов: «нет», «нельзя», «невозможно», «не получится». А в Тюмени я ни разу не слышал этих слов. Если нужно, все будет сделано. В Тюменском драмтеатре приятно работать. Возможно, это не последний мой визит к вам.

Фото: Фото Дениса ФИЛИППОВА, видео Дениса ФИЛИППОВА, Юрия БЫБИНА и Натальи ФЕДОРИНОЙ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем