Развлечения «А зори здесь тихие»: еще лучше, чем прежде?

«А зори здесь тихие»: еще лучше, чем прежде?

С недельным опережением премьерного графика сеть кинотеатров «Киномакс» показала зрителям свежую экранизацию повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие...». Кинопоказ состоялся 22 апреля в ТРЦ «Кристалл» (улица Дмитрия Менделеева, 1а). Несмотря на то, что сама новость о пересъемке святой классики не на шутку взбесила кинолюбителей (чего только стоили комментарии в Интернете), яиц и гнилых помидоров в кинотеатре замечено не было, а вот овации в финале показа фильма были. Попробуем разобраться, почему.

Ростоцкого предпочел Васильеву

Как оказалось, не так страшен черт, как его малюют, – режиссер фильма Ренат Давлетьяров поберег нервы всем блюстителям морали: ни сексуальных сцен, ни вакханалий, ни пошлого урапатриотизма, которых так опасались зрители и предвкушали критики, в новом фильме нет вовсе. Зато в большей мере присутствует сам автор Борис Васильев, слова и мысли которого вложили в уста актера Сергея Гармаша. Так что теперь у зрителей есть не только возможность уйти с головой в сюжет, но и насладиться прекрасным слогом писателя. И это продиктовано не столько желанием дистанцироваться от ленты кинопервопроходца Ростоцкого (режиссера первого фильма 1972 года), сколько поставленными задачами. «А зори» Давлетьярова – не римейк на фильм Ростоцкого, а именно новая экранизация Васильева, рассчитанная на поколения, которые не видели картину 1972 года. И таких, как оказалось, уже достаточно.

Подзабытая война

В этом можно было убедиться на месте: непосредственно перед самой премьерой фильма в «Киномаксе» провели развлекательную программу. В течение часа ведущий задавал пришедшим вопросы и вручал правильно ответившим памятные подарки и билеты на сеанс. Кто является автором повести «А зори здесь тихие...»? Из скольких девушек состоял отряд старшины Васкова? Какой год описывается в повести, да и вообще – когда была эта самая Великая Отечественная война? Из скольких серий состоит фильм Ростоцкого? Как зовут главного героя? Далеко не все присутствующие могли ответить на эти вопросы. Как оказалось, многие не смотрели первый фильм и даже не особо помнят имя автора повести. Ведущий терпеливо подсказывал и вручал билеты – как известно, лучше один раз увидеть, чем несколько раз пропустить мимо ушей. Но были и те, кто пришел на премьеру специально, кто знал ответы на все эти вопросы, и кому не терпелось увидеть, сопоставить новые «А зори». Кроме интеллектуальных испытаний были и конкурсы на сообразительность – например, одной из участниц предложили изобрести 15 способов применения фляжки, кому-то нужно было нарисовать образ защитника или защитницы отечества и т. д.

Несмотря на громкое событие – все-таки «А зори здесь тихие...» до сих пор является культовым произведением не только в нашей стране, но и у младшего брата Китая, аншлаг предпремьерный показ не собрал. Возможно, большинство планирует отправиться на «А зори» на майские праздники, кто-то же не собирается смотреть военную новинку принципиально, дескать не стоит посягать на великую святую классику особенно режиссерам всяких там «Елок», есть один фильм, и баста! Возможно, это прозвучит кощунственно, но, оказывается, не все ремейки и переэкранизации одинаково плохи и тщедушны. Новые «А зори» отличаются от старых примерно так же, как Puma от Adidas, – родственные души, две разные марки ничем не лучше и не хуже, они просто другие.

1 из 16

Снова в школу?

В угоду современным школьникам и собственному вкусу идеологи кинопроекта как следует поработали над сценарием фильма. К слову, это первая экранизация повести без участия ее автора Бориса Васильева (даже в китайском варианте 2005 года писатель редактировал сценарий). Хорошая динамика фильма, красивая картинка, очень порадовало, что обошлось без смакования смерти – никаких анатомических подробностей и умирания героинь в трех действиях к ряду.

К игре актеров не придраться хотя бы потому, что на протяжении практически всего времени показа не покидает ощущение дежавю. Мало того, что некоторые актрисы обладают ощутимым внешним сходством со своими предшественницами (не считая разве что Галю Четвертак и Риту Осянину), так они еще и в ряде сцен похоже двигаются. И здесь абстрагироваться от первых зорь достаточно проблематично. Зато различия главного героя Федота Васкова образца 1972 и 2015 года весьма существенны: от учителя, опекуна и защитника до соломинки, за которую сначала пытаются ухватиться девушки.

Самое, пожалуй, главное – фильм не потерял смысла, вкладываемого в повесть Васильевым: пусть не женское это дело – война, Родину защищать нужно и любить абсолютно всем, хотя бы соразмерно с собственной совестью. «Родина ведь не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы ее защищали. Сначала ее, а уж потом канал», – говорит одна из зенитчиц Васкова. Говорит это не тем, кто на уроках по литературе и читал, и смотрел душещипательную историю, она объясняет «новеньким», для которых Великая Отечественная война – уже больше страница истории, а не переданная по наследству победителями боль... Именно по этой причине сравнивать экранизации просто нечестно. Зрители Ростовцева больше знали и понимали о войне, поэтому цветные воспоминания героинь на общем монохроме ленты, снятые отвлеченно-романтично для них являются определенной аллегорией, даже противопоставлением – «до» 22 июня и «после». Современным кинолюбителям, привыкшим к экшенам и динамике, подобные приемы вряд ли покажутся интересными и задержат у экранов на целые 160 минут.

Так что если думать о новом фильме, как о современном для школьников, то лента вполне себе подходящая: 120 минут истории, снятой рилично и со смыслом. Если же представлять себе, что Давлетьяров своей картиной пытается утереть нос Ростовцеву, то, конечно, свежая экранизация вряд ли переплюнет или полюбится 66 миллионам зрителей, хотя бы потому, что первый раз, он особенный и у многих он был в 1972 году.

После того как фильм закончился, и, все более ускоряясь, поплыли титры под одноименный саундтрек группы «Любэ», зрители не спешили подниматься со своих кресел. И тут неожиданно все зааплодировали. То ли в знак уважения к писателю и всем героям Великой Отечественной, то ли им так понравился фильм. Да и разбираться в этом нет никакого смысла: если фильм вызвал такую реакцию, наверное, за него стоило браться. Некоторые покидали кинозал со слезами на глазах, унося с собой немного боли, любви и веры.

Фото: Фото автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем