Развлечения Где провести незабываемые новогодние каникулы?

Где провести незабываемые новогодние каникулы?

Новогодние каникулы-2017 для российского турбизнеса пройдут под знаком обновления – свежих трендов столько, что впору говорить о «ротации реальностей» в туристическом бизнесе. А главное – турбизнес понял, что нужно делать с белой деталью бренда «Россия» – с зимой.

Во-первых, радикально поменялся перечень имен. Вместо привычной триады «Египет, Таиланд, Турция» в речи туроператоров и клиентов замелькали новые топонимы – Доминикана, Грузия, Южный Китай. И если Таиланд и Турция чуть сместились вниз по вертикали приоритетов, то Египет, похоже, выбыл всерьез и надолго. По данным Российского союза туриндустрии, за шесть месяцев 2016 года количество россиян, отдохнувших за границей, снизилось на 28% по сравнению с тем же периодом 2015 года.

Статистической сенсацией внешнего сектора стали Грузия и Доминиканская республика (прирост 118% и 167%), а в секторе внутреннего туризма главным трендом оказалась… влюбленность в русскую зиму. Лидерами списка стали регионы, для которых зима – важнейший компонент их genius loci – духа места, регионального эго. Это Великий Устюг, Шерегеш, Алтай.

Именно Алтай стал победителем премии National Geographic Traveler Awards 2016 в номинации «Российский приключенческий отдых». Голосование проводило российское подразделение NG на своем сайте Nat-geo.ru. Алтайский край стал победителем в номинации «Приключенческий отдых», набрав 25% голосов. На втором месте расположилась Камчатка с 22%, на третьем – Республика Карелия с 14%. Кроме того, Алтай получил «серебро» в номинации «Этнический отдых», (20% голосов), уступив Хакасии и обойдя Якутию.

То, что зима может быть ликвидным туристическим продуктом, доказано опытом Норвегии и особенно Финляндии. Скандинавская зима по колориту зримо выигрывает у скандинавского лета и продается хорошо. Правда, основные потребители скандинавской зимы – это жители теплых и бесснежных стран Европы и японцы, страстно влюбчивые в любую экзотику.

Русская же зима обрела ценителей именно в России. Этот феномен экспертов удивил, но не потряс: интерес к зимнему отдыху был подогрет еще олимпиадой в Сочи. Всего один сезон потребовался, чтобы в коллективном сознании Сочи обрел титул круглогодичного курорта. Рост интереса к активному, преимущественно горнолыжному отдыху, отмечают все крупнейшие туроператоры. Единственным, но ощутимым сдерживающим фактором для публики, чуткой к финансовой стороне своих новогодних планов, является сопоставимая с европейскими зимними курортами цена. Но рынок уже готов предложить альтернативы.

Для туристического рынка вообще свойственна дихотомическая структура: тут что-нибудь чему-нибудь всегда приходится аналогом и альтернативой. Великий Устюг – наш ответ финской вотчине Санта-Клауса, Сочи – то наша «Лазурка», то наш Куршевель (в зависимости от сезона), Петербург – Северная Венеция (ну да, трюизм, но все ведь помнят!). А Шерегеш и алтайская Белокуриха – аналог собирательно-обобщенных Альп – и швейцарских, и французских, и итальянских. Причем, Шерегеш и Белокуриха обыгрывают разные грани своих европейских первообразов: в Шерегеше доминирует горнолыжная, спортивно-экстремальная, отчетливо молодежная тематика, а Белокуриха, хотя и имеет тоже свой горнолыжный кластер, воспринимается публикой (да и сознательно позиционируется), главным образом как пространство респектабельного курортного релакса. Как этакое сибирское Виши.

Примечательно, что все популярные ныне места зимнего отдыха оказались в едином топ-листе – в «Big Five» сформированном сайтом RoomGuru.ru. Специализация этого сайта – поиск-бронирование отелей и апартаментов, так что исследование в принципе было не умозрительным, а сугубо фактологическим. Анализ запросного потока на период с 30 декабря 2016 года по 8 января 2017 года показал, что Шерегеш – на втором месте в «Большой пятерке», а Белокуриха – на пятом. Возглавила список Красная Поляна. Что, впрочем, было вполне ожидаемо и сенсации не составило. Так что, даже «незолотые» места Белокурихи и Шерегеша – прорыв более интригующий. Сразу две сибирских локации в туристическом фронт-листе – это факт-вспышка. А в рейтинге ценового комфорта Белокуриха и вовсе оказалась лидером. По данным RoomGuru.ru, здесь самый дешевый суточный отдых на одного человека – 3100 рублей. Это за отель, завтрак и ски-пасс. В Шерегеше сутки обойдутся на 100 рублей дороже.

Аудитория Шерегеша и Белокурихи – это люди близкого социального типажа, но отнюдь не близнецы. В Шерегеш едут молодые горожане, для которых горные лыжи или сноуборд – их главное хобби и сам повод ждать зиму (максимальная гарантия снега, интригующее разнообразие трасс и плотное сообщество единомышленников – главные доводы). Белокуриха же – характерный выбор тех, кто хочет не столько хлебнуть адреналина, сколько отдохнуть от стресса хмурой городской зимы. Архетип гостя Шерегеша – одиночка в яркой экипировке или молодая пара такого же обличия, архетип гостей Белокурихи – молодая семья с ребенком или зрелая супружеская чета. На каникулы и в новый год – приезжают тремя поколениями.

Рост интереса к Белокурихе – долгосрочный тренд, наметившийся еще в начале 2010-х и нарастающий с каждым очередным сезоном. Это подтверждается и общими наблюдениями и впечатлениями конкретных игроков рынка.

«В новогодние каникулы 2015-16 заполняемость номеров у нас была тотальной, стопроцентной, – отмечает генеральный директор санатория «Родник Алтая» Андрей Петухов. – В грядущие каникулы мы ожидаем ту же картину. Просто судим по временной дельте клиентской активности: активное бронирование зимних путевок началось в сентябре, за октябрь продана большая часть стандартных номеров и все номера повышенной комфортности, а запросы пошли еще в разгар летнего сезона. И мне, кстати, эти мотивации и на личном уровне понятны, именно зима подчеркивает экологическую безупречность Белокурихи. Снег здесь девственно бел всю зиму, а воздух хрустально чистый и буквально вкусный. Зимний воздух вообще самый "оттеночный"».

Туризм Белокурихи – это либо лечение и оздоровление под присмотром врачей (например, лечебное отделение «Родника Алтая» паузу берет лишь на 1 января), либо оздоровительно-тонизирующие процедуры для снятия сити-стресса, для укрепления иммунитета, да и просто для удовольствия.

Впрочем, это не отменяет и эмоциональной образности такой концепции: по визуальной яркости, по щедрости на впечатления Белокуриха сопоставима и с центрами классического созерцательного туризма – эпическая красота Алтая не оставляет равнодушными ни гостей из столичного региона, ни туристов из Восточной Сибири и Дальнего Востока.

«Здешняя ландшафтная красота – это объективная реалия, спасибо за это природе, – констатирует Андрей Петухов. – А над имиджевой составляющей мы работаем постоянно. Например, для каждого очередного Нового года у нас новый художественный концепт. В прошлом году мы совершили беспрецедентное для отрасли – всем гостям (а их было более 550 человек) дарили новогодний банкет и программу. Единовременно работали пять залов: с полноценным банкетным обслуживанием, ведущими, аниматорами и разнообразными развлечениями. Гости санатория имели возможность сами выбирать концепцию зала по своему вкусу. В этом году санаторий делает на все новогодние каникулы предложение «ультра ол инклюзив»: все дополнительное питание (за рамками обычной путевки), напитки, экскурсии и весь досуг от санатория будет бесплатным. Гораздо богаче будет зимняя инфраструктура санатория. Новогодняя ночь с банкетом и салютом также не требует дополнительной оплаты. С экономической точки зрения такие вложения не вполне оправданы. Однако, мы понимаем, что на новогодние каникулы люди едут в большей степени за впечатлениями, и нам важно подарить принципиально новое качество новогодней Белокурихи.

Конечно, с каждым очередным сезоном хорошеет и меняется весь курорт. Поэтому тут не надоедает. Поэтому в 2016 году каждый пятый наш гость – приехавший повторно».

Словом, отечественная туриндустрия научилась конвертировать и продавать русскую зиму – пожалуй, самый яркий и неоднозначный компонент национального бренда. Причем, продавать его не только иностранцам, взыскующим экзотики, но и нам самим. Да, мы, как говорится, «зиму уже видели». Но, оказалось, ее можно подавать как красоту ненаглядную. Просто правильно и в нужном месте.

Фото: Фото предоставлены санаторием «Родник Алтая»

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем