Развлечения «Гроза»: затертая до дыр, но тем и хороша

«Гроза»: затертая до дыр, но тем и хороша

Тюменский драматический театр, презентовавший 24 марта свою версию «Грозы», взял Александра Островского с его пыльным томиком пьесы, отряхнул от нафталина, поправил лацканы, привел в порядок манжеты, добавил лоску и вывел в свет. Без всяких лучей и темных царств, сводящих зубы тирад и деланных поз. Все по тексту, но без мазохизма.

Надо ли говорить, что «Грозу» Островского знает, пожалуй, каждый со школьной скамьи. А это значит, что и с добросовестной работой отечественных критиков он тоже знаком – «луч света в темном царстве», «поэзия народной жизни» и прочее. Родная школа столь же нещадно учит всему этому детей, как Кабанова пилит своего сына Тихона, не особо обращая внимание, что за 150 лет кое-что изменилось. Где уж тут привить любовь к классике? Теперь, я думаю, с этим будет полегче – можно отвести чадо в театр, эта постановка его вряд ли усыпит и заставит зевать.

Спектакль динамичный, особенно первая половина, ее актеры играют почти на одном дыхании. Так что когда объявили антракт, с удивлением замечаешь, что прошел целый час. Почти все монологи, обличительные речи и проповеди вписаны в движение героев. Актеры произносят их, занимаясь своими делами, без выпяченных губ и позерства. Оттого речи не выглядят тягостными и не растягивают полотно пьесы. Режиссер-постановщик спектакля Зураб Нанобашвили, художественный руководитель Вологодского драматического театра, мудрить с манерой подачи не стал – на сцене все ведут себя как нормальные люди времен Островского, без модернизма, футуризма и других модных ныне приемов. На мой взгляд, это и есть главное качество тюменской «Грозы». Наверняка добиться такого эффекта было непросто, ведь сам по себе материал до того затерт до дыр, что многим уже и не интересен. Так что в спектакле присутствует сто процентов Островского, его можно смотреть в рамках школьной программы. Единственное, что удивило, так это возрастное ограничение 16+ (средний возраст десятиклассников). В постановке нет настолько откровенных сцен, чтобы прятать ее от подростков.

Отдельное внимание заслуживает игра актеров. Каждый из них гнет свою линию до опускания занавеса. Отметить кого-то отдельно довольно трудно, все по-своему хороши. Однако привлекла игра Егора Медведева (Тихон Кабанов). Актер углубил в общем-то плоский персонаж – превратил просто безвольную мямлю в безвольную мямлю с растерзанным сердцем и снискал сочувствие зала (многие зрители под занавес довольно громко шмыгали носами в поисках носовых платочков). Немного робким на сцене выглядел Дмитрий Куклев (Борис Григорьевич, возлюбленный Катерины), его герой получился двуликим – умеренно влюбленным и настолько же послушным. Практически каждый раз по завершению той или иной сцены, зрители спешили наградить актеров аплодисментами, свои порции получили Владимир Орел (Дикой), Кристина Тихонова (Кабаниха), Эвилина Ризепова (Катерина), Александр Тихонов (Кулигин), Елена Цыбульская (Глаша) и другие.

Что касается сценографии, то и она была на уровне: гремел гром, сверкала гроза, лил дождь. В некотором отдалении виднелся купол собора. И даже присутствовала Волга, пусть и неявно, но некоторые герои в нее окунулись и предстали перед зрителем мокрыми, что, конечно же, усилило эффект присутствия.

В тюменском драмтеатре в компании с Островским нескучно, есть чему улыбнуться и над чем погрустить. Перед походом на «Грозу» советую запастись платочками, многим они наверняка понадобятся.

Фото: Фото предоставлено тюменским драматическим театром
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем