Развлечения Стэнли Джордан, джазовый гитарист: «Возможность появляться в России – это что-то свыше»

Стэнли Джордан, джазовый гитарист: «Возможность появляться в России – это что-то свыше»

Знаменитый американский джазовый гитарист Стэнли Джордан, широко известный фортепианной техникой игры на гитаре, выступил на сцене Тюменской филармонии. Он как человек-оркестр может исполнить бас, аккомпанемент и соло одновременно. О том, как это возможно, а также чего ждать от русского кота и где можно попутешествовать вместе с прославленным виртуозом, Стэнли Джордан рассказал за несколько часов до концерта в эксклюзивном интервью корреспонденту сайта 72.ru.

Расскажите о концерте, который вы привезли в Тюмень.

– Я буду играть соло, оно займет 70 процентов моего концерта. Мне нравится выступать соло, так я общаюсь с аудиторией. И нравится придумывать что-то новое, творческое. Я играю на гитаре, а также на пианино. На мою уникальную игру на гитаре как раз повлияла игра на пианино. Я называю это техникой касания. Люблю играть отдельные музыкальные фрагменты на гитаре, которые обычно исполняются на пианино. Мне нравится эта техника, потому что благодаря ей я играю как оркестр, используя при этом всего лишь одну гитару. Я играю на гитаре и на пианино как бы одновременно.

В детстве вы играли на пианино, но потом в силу обстоятельств перешли на гитару. Это повлияло на технику «тэппинга»? Как вы считаете, это было дело случая или все-таки судьба?

– Сначала это было дело случая. У нас были трудности с финансами, и родители продали пианино. Какое-то время у меня не было пианино, я перешел на гитару. Но с другой стороны, я хотел расширить свои музыкальные возможности при помощи гитары. И, скорее всего, это произошло, потому что я скучал по игре на пианино. Если бы у меня не было пианино, я бы никогда не стал играть музыку при помощи «тэппинга».

Выбор первого музыкального инструмента предопределили родители или это было ваше личное желание?

– Повлияла мама. Она видела, что я уже начал учиться играть на пианино, которое у нас стояло в доме. Она поняла, что я хочу научиться играть на этом инструменте.

1 из 5

Российский музыкант Давид Голощекин убежден, что в джаз приходят наиболее одаренные люди, потому что этому искусству научиться нельзя. Согласны ли вы с ним?

– Я считаю, что он в чем-то прав. Если мы возьмем рок-музыку, ее как направление очень легко освоить. Если у тебя есть еще и талант, то ты можешь улучшить свои навыки, взять, к примеру, Джимми Хендрикса. Но так как джаз достаточно сложное направление музыки, его тяжело выучить. Современные музыканты играют джаз, который в техническом плане схож с классической музыкой. Плюс они добавляют элементы импровизации.

Что, по-вашему, джаз? Только выплеск эмоций или все-таки у этой музыки есть своя философия?

– Это однозначно и то, и другое. И это также связано с моими душевными качествами. Очень сложно описать словами. Если я чувствую, что звучание музыки идет очень хорошо, то ощущаю связь с чем-то выше, чем я. Состоит из двух элементов: первый – чувство наслаждения, радости и второй элемент – когда чувствуешь себя таким маленьким, незначительным. Чувство своей незначительности, наоборот, угнетает. Когда мы получаем хорошие эмоции, мы возвышаемся. Это как раз называется эйфорией.

Вы много гастролируете. Чем по-вашему отличается восприятие джазовой музыки в Европе, в Соединенных штатах и России?

– Везде воспринимают по-разному. Не могу сказать, что я могу сравнить Россию с другими странами. Я путешествую там, где моя музыка не очень популярна. Нахожу, что здесь очень высокий уровень восприятия моей музыки. Я контактирую с аудиторией и чувствую, что она для меня новая и интересная. Но когда я появляюсь в каком-нибудь городе, где есть музыка похожая на мою, люди уже знают, что они услышат. У них уже есть определенные ожидания. И иногда они сравнивают, совпадают ли их ожидания с тем, что они услышали на самом деле. Для меня как для музыканта очень важно, что музыка может удивить не только аудиторию, но и меня. Если я ограничу свою музыку этими ожиданиями, если я буду все эти ожидания исполнять, то перестану быть творческим человеком.

1 из 6

Сложилось ли у вас мнение о нашей стране?

– Последние пять лет я довольно часто играю в России. Мне нравится, что меня так часто приглашают. Это очень здорово. Я встретил здесь столько интересных людей. Когда я путешествую по разным городам и наблюдаю за архитектурой, которая вокруг, я чувствую себя привилегированным. И когда я возвращаюсь на родину, всем интересно, где я был, что со мной произошло, какой опыт я получил. И я чувствую, что возможность появляться в России – это что-то свыше. Я знаю, что я могу привнести что-то новое для людей, которые здесь живут и слушают такую музыку.

Были ли какие-то забавные случаи во время пребывания у нас?

– Мне однажды приснился сон, когда я был в России. В нем мне кто-то сказал, что русский язык – это не язык вовсе, а кот. Я подумал, что бы это могло значить, и попробовал выяснить значение этого сна у людей. Я начал учить русские буквы. И был так удивлен, как много могу прочитать. Это было так, как будто передо мной открылся целый новый мир. Еще в этом сне кто-то мне сказал, что этот кот был придуман русскими шпионами. А в сообщении было сказано, что мне нужно прийти в джаз-клуб через час. Когда я проснулся, то на самом деле решил изучить русские буквы, посмотреть, как они пишутся и читаются. До выступления я на фасаде здания, где должен был играть, прочитал надпись на русском: «Джаз-клуб». Каково же было мое удивление! Ведь сон оказался вещим!

В нашей стране считается, что джазом на жизнь не заработаешь. А что вы думаете по этому поводу?

– У меня была возможность зарабатывать на жизнь, играя музыку. Но если это получилось у меня, вовсе не значит, что так происходит повсеместно. Я бы сказал, что мой случай, скорее, не типичный. Когда наступает кризис, то это больше всего ударяет по музыкантам. Я думаю, важно создавать музыку больше для души. Замечательно, что мы можем зарабатывать музыкой, но это не значит, что она приносит очень много денег. Я преподаю для студентов и всем своим ученикам говорю: «Вам нужно подумать о причине, зачем вы играете музыку». Потому что чем весомее эта причина, тем лучше и музыка.

1 из 6

Вы играете на концертах одновременно на фортепиано и гитаре. Это для вас шоу или самовыражение?

– Это часть моего музыкального путешествия, потому что я всегда пытаюсь найти новые пути, делаю эксперименты, играя музыку. Как в детстве ребенок раскрашивает картинки разноцветными карандашами, и тут у него вместо восьми появляется 44. Таким образом, это дает ему больше возможностей и красок. Так и в моем случае, но уже применительно к музыке.

Есть ли у вас хобби?

– Я люблю гулять на природе. Я живу в городе Седона, штат Аризона. Мне нравится, когда ко мне приезжают люди и могут посмотреть, где я живу. Природа и атмосфера там уникальная, очень красивая, просто великолепная! Если кому-то захочется это проверить, найти в Интернете этот город и приехать, можно написать мне письмо. Мы вместе попутешествуем.

Благодарим за содействие в организации интервью со Стэнли Джорданом Тюменскую филармонию.

Фото: Фото Павла Солдаткина
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем