Развлечения Тюмень появится в произведении Алексея Иванова

Тюмень появится в произведении Алексея Иванова

Известный российский писатель, лауреат многочисленных книжных премий, автор нашумевшего романа «Географ глобус пропил» Алексей Иванов побывал в Тюмени. На творческой встрече с читателями он рассказал, почему не убил географа за пьянство, что общего у Евгения Миронова и Константина Хабенского, а также поделился мнением о Тотальном диктанте и употреблении мата. Возможность пообщаться и взять автограф у писателя, уже попавшего в вузовские учебники по литературе, автором последнего текста для Тотального диктанта, талантливым регионалистом вызвала ажиотаж. Зал областной библиотеки, где проходила встреча, рассчитанный на сто человек, еще задолго до начала мероприятия был переполнен. Положение не спасали даже дополнительные стулья, поэтому припозднившимся пришлось участвовать в беседе стоя. Организаторы встречи – книжный магазин «Перспектива», были удивлены наплывом читателей, а Алексей Иванов сказал, что польщен таким интересом к его творчеству.

«И Тюмень попадет»

Читателей волновало буквально все: точка зрения писателя на события на Украине, его дальнейшие творческие планы, а также значение региональной литературы и место в ней Тюмени. Как оказалось, наша область, наравне с Уральским регионом, Башкортостаном и Удмуртией, очень хорошо представлена учебниками по истории края, в отличие от городов центральной части России. Основная проблема учебников по регионалистике, по мнению писателя, заключается в неинтересном изложении фактов. Но Тюмень может гордиться не только недурственной учебкой. Возможно, в скором времени знаменитый пермяк прославит в книге или в фильме и наш регион. «Регионалистика – моя любимая тема, это пространство, в которое я вкладываю душу. Но мне интересны не регионы сами по себе, а некие самодостаточные явления в культуре и истории России. Иногда эти явления территориальные, иногда хронологические, иногда корпоративные. Вот сейчас мне хочется заняться темой речфлота России. Это тема корпоративная. Совсем недавно я выпустил книгу «Ебург» о Екатеринбурге – это тема региональная. Я надеюсь, что выгорит либо проект, связанный с Семеном Ремезовым, либо с Ермаком, либо с речфлотом. Все три темы одинаково представлены в Тюмени. Если это будет Ремезов или Ермак, то, разумеется, это будет Тобольск. И Тюмень попадет», – заинтриговал писатель. А в конце встречи признался, что проект о Семене Ремезове – не книга, а фильм. Но кто будет режиссером и когда кино появится на большом экране, так и осталось загадкой.

О Тотальном диктанте

В этом году именно Алексей Иванов стал автором текста для Тотального диктанта. Как оказалось, его это весьма порадовало. «Тотальный диктант – это огромное мероприятие, чрезвычайно трудозатратное. Когда мне организаторы диктанта предложили написать этот текст, я сразу же согласился. На мой взгляд, для писателя это большая честь. Тотальный диктант имеет огромное гражданское звучание. Люди, которые приходят писать этот диктант, хотят сказать, что для них важно писать по правилам, жить по правилам. Следовательно, заявить: «Мы общество, мы не толпа, мы не быдло». Я думаю, в России только две гражданские инициативы, исходящие из провинции, с таким огромным гражданским звучанием – это Тотальный диктант и акция «Забытый полк».

«Хабенский не зря получил всевозможные награды»

Конечно же, особый интерес у читателей вызвала драма «Географ глобус пропил», снятая в прошлом году по мотивам одноименного романа Алексея Иванова. Фильм завоевал пять наград национальной премии «Ника», в том числе как лучший фильм года. Тюменцам не терпелось узнать, как отнесся автор к игре Константина Хабенского, исполнившего главную роль – учителя географии Виктора Служкина. «Мы изначально хотели, чтобы в фильме играл Евгений Миронов, но он получил перелом ноги. Тогда решили пригласить Константина Хабенского. Оба этих актера сделали бы разные фильмы. Евгений Миронов сделал бы моего героя интеллектуалом – человеком, который живет по определенной идее и старается во всем этой идее соответствовать. Получилось бы нечто вроде «Идиота» Достоевского. А Хабенский шел уже не от интеллекта, а от души, от обаяния. Он сыграл доброго человека. Его Служкин живет так, как ему органично, а не так, как он придумал у себя в голове. Выбор главного актера очень многое определял в этом фильме. Я считаю, и в том, и в другом случае было бы замечательно, но раз сыграл Хабенский, прекрасно. Хабенский не зря получил всевозможные награды за этот фильм. Я очень доволен», – поделился мнением Алексей Иванов.

Кроме «Географа», писатель известен своим кинопроектом «Хребет Урала», а также по фильму «Царь», в котором он выступил автором сценария. Кроме того, уже выкуплены права на экранизацию его романов «Золото бунта», «Сердце Пармы», «Псоглавцы», «Общага-на-Крови».

Служкин – не лузер

Если с Константином Хабенским было все понятно, то вот по поводу его героя осталось очень много вопросов. Сначала Иванову пришлось защищать его от звания «Неудачник года». «Часто я слышу, что Служкина называют лузером. Этот человек имеет высшее образование, квартиру, он женат, есть дочка, работа, друзья, которые его уважают. У него есть хобби – путешествовать по родному краю. Разве он лузер? Это обычный нормальный человек. Другое дело, что он зарабатывает мало. Но покажите мне учителя, который зарабатывает много. Это не проблема не успешности Виктора Служкина, а проблема нашего государства, которое не оплачивает труд учителей», – парировал Иванов. Но на этом все не закончилось. Представителя городского общества трезвости интересовало, почему автор не расправился с алкоголиком Служкиным, как Лев Толстой с неверной Анной Карениной – за грехи. «Мне не хватило жестокости Льва Толстого, чтобы переехать Служкина поездом или пароходом, но я его хотя бы с работы уволил, я хотя бы сделал попытку сжить его со света. А если серьезно, то литературные произведения – это не моральные прописи. Конечно, Служкин пьет слишком много. Но когда он это делает? Он напивается, когда попадает в ситуацию этически неразрешимую, и он не хочет обижать людей своим выбором, своим осуждением. Он просто самоустраняется. В принципе, это традиция пошла еще из советского времени. Когда людей приглашали на партсобрание с целью кого-нибудь прочистить, а человек не хотел осуждать другого, тогда он просто перед этим напивался и не приходил. Вот это русский способ выйти из этически неразрешимого положения», – объяснил писатель.

«Писатели моего уровня не пишут под заказ»

Профессия писателя, как и музыканта, не считается прибыльной в нашей стране, но, как оказалось, везде есть исключения. Алексей Иванов не бедствует, по его мнению, он уже находится в том состоянии, когда «зачетка работает на студента». «Современный писатель не может прожить на гонорары – это миф. Может. Причем не занимаясь писательством под заказ и на потребу массовым вкусам. Точно также можно быть известным писателем, не живя в Москве и не участвуя в московских раскладах, не будучи членом никакой московской тусовки», – заметил писатель. Несмотря на то, что он постоянно привлекает спонсорские деньги для реализации того или иного проекта, свежим примером может служить книга «Ебург», это вовсе не значит, что пишет Иванов по указке. «У меня нет произведений под заказ. Пусть это звучит нескромно, но писатели моего уровня не пишут под заказ. Просто не все бизнесмены – людоеды. Некоторые из них хотят как-то поучаствовать в культуре, помочь. Они просто дают деньги и не спрашивают с меня никакого результата. Когда я пользуюсь чьими-то деньгами при реализации своих проектов, вовсе не значит, что я отрабатываю заказ», – ответил регионалист.

«Я уже добился всего, чего мог добиться писатель»

Не так давно в стране вступил в силу закон о запрете ненормативной лексики. Хотя писатель особо в книгах не матерится, все же некоторые его произведения содержат бранные слова. «Почему нет, если это художественно оправдано? Что делать, если люди матерятся, пьянствуют, изменяют женам? Жизнь есть жизнь. Никуда от этого не денешься. Если писатель пытается показать жизнь во всем ее многообразии, разумеется, он отражает и эту сторону. Конечно, перебарщивать не надо. Я категорически не согласен с тем, когда говорят, что писатель начинает материться для того, чтобы привлечь внимание, увеличить продажи. Это смешно. Мат давным-давно уже никого не привлекает. Во всяком случае в моих произведениях мат очень много кого оттолкнул. Я его использую не для того, чтобы каким-то образом покрасоваться перед аудиторией», – уверен Алексей Иванов. Не обошлось и без традиционных для каждого писателя вопросов: чего желает добиться в будущем и что вдохновляет на творчество? Несмотря на кажущуюся заурядность вопросов, ответы на них оказались вполне неожиданными. «Я уже добился всего, чего мог добиться писатель. Мои произведения в разделе обязательного чтения по современной российской литературе в вузовских программах. Выше – остается только умереть и попасть в учебники литературы. Но я не спешу, – улыбается Иванов. – Вдохновение – это для юношей с горящими взорами. Я этот этап прошел. Я профессиональный писатель: сажусь и работаю». Для многих как бальзам на душу стал ответ Иванова по поводу Тюмени. Читатели рассказали ему, что любят свой город и гордятся им, и пермякам стоило бы взять с них пример. Тюмень Иванова тоже порадовала. «В Тюмени раньше я был только проездом. Город произвел на меня сильное впечатление, я не думал, что Тюмень такая современная, модная, драйвовая, продвинутая. Какая библиотека! Когда мне ее показали, я просто офигел».

Фото: Фото Ивана Сидоренко
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем