Развлечения «Зойкина квартира»: не жизнь, а бордель

«Зойкина квартира»: не жизнь, а бордель

Историю о том, на что люди, потерявшие опору в жизни, готовы пойти ради воплощения мечты, готовится показать тюменцам молодежный театр «Ангажемент» (улица Олимпийская, 9). Возможность увидеть «Зойкину квартиру», поставленную по одноименной пьесе Булгакова, представится зрителю на премьерных показах 25-27 марта. Зарисовки из немого кино, пикантные сцены, искрометный булгаковский юмор – это и многое другое ждет всех пришедших в эти дни в театр.

Несмотря на то, что пьесу «Зойкина квартира» Михаил Булгаков написал без малого сто лет назад, сюжет ее как будто взят из вчерашних новостей. Предприимчивая Зоя Пельц, пользуясь покровительством магната, организует у себя в квартире бордель, замаскированный под ателье. Алкоголь, наркотики, разврат вечером сменяют утренние мечты о счастье, которое снизойдет, стоит только отбыть за границу. На что готовы пойти герои, чтобы заработать на счастливый билет, и рассказывает автор.

Некоторые режиссеры (например, Кирилл Серебренников, МХТ имени Чехова) стараются еще больше осовременить постановку, включая в нее сегодняшние политические образы. Тюменский вариант, предложенный режиссером и сценографом Олегом Гетце (Екатеринбург), предлагает более классическую версию, соотнести которую с реалиями настоящего зритель при желании может самостоятельно.

«Я прямолинейные, лобовые параллели с современной властью (причем с конкретными персоналиями) вообще не очень люблю. Считаю, что это довольно грубый и примитивный ход. Если возникают ассоциации, это другое дело. Тема власти она вечная, кто бы ею ни обладал на данный момент», – поделился своей точкой зрения режиссер.

Более того, полотно спектакля наполнено вставками из немого кино, которые позволяют зрителю проникнуться стилем и духом начала ушедшего века. Лица актеров плотным слоем покрывают белила, ярко подведены глаза, на щеках серый румянец, четко обозначены губы. Актеры двигаются под музыку по канонам немого кино. Чтобы добиться такого эффекта, до тонкостей проработать пластику и выразительность движений «ангажементовцы» пересмотрели множество фильмов той эпохи.

Казалось бы, куда проще опустить на сцену экран и показать зрителю настоящую «синему». Но как рассказал Олег Гетце, ему хотелось передать атмосферу и стиль актерской игры в немом кино именно театральными средствами. И это вполне удалось. Немые сцены создают определенное настроение и смотрятся отлично. При этом вставки не выглядят оторвано от спектакля, а дополняют сюжет. Находка хорошая и оригинальная.

Режиссер уже сотрудничал с «Ангажементом» – ставил спектакли «День рождения Снегурочки», «Он пропал.net» и «Носферату», так что выбор актеров «Зойкиной квартиры», как признался он сам, не был сложным. К слову, актеры, занятые в спектакле, оказались на своих местах. Зою Денисовну сыграла Юлия Шек, в ее исполнении бойкая НЭПманша местами выглядит беззащитно и трогательно, этакая дама с потайным дном. Администратор ателье-борделя Александр Аметистов, роль которого взял на себя Виталий Мигунов притягивает особое внимание. Актер исполняет ее динамично, по-бендоровски, но в то же время не копирует манеры великого комбинатора (нужно учитывать, что Остап Бендер Ильфа и Петрова появился после выхода пьесы Булгакова). Непростая задача стояла перед Денисом Юдиным, сыгравшим Павла Обольянинова. Вечный Пьеро, этакий обломок дворянской империи, рыцарь печального образа без запоминающихся фраз, эффектных шуток и какого-либо привлекающего внимание действия на сцене. Несмотря на все это, актер смог не затеряться среди более ярких и харизматичных типажей «подельцев». Бережно и осторожно, не скатываясь в тему о гастарбайтерах, воплотили образы китайцев-наркодилеров Ринат Гарифуллин и Никита Герасимов. Каждое их появление вызывает улыбку. Все актеры старались, так что спектакль получился запоминающимся.

Постановка «Зойкина квартира» – трагифарс. И к этому нужно быть готовым, поскольку сам жанр предполагает скрытую политическую сатиру, изображение городского быта со всеми его скандальными происшествиями, непристойностью, грубостью и весельем. Так что в спектакле не обошлось без пикантных сцен и зарисовок в духе народного театра. В этом случае стоит обратить внимание на возрастные ограничения.

«История сама по себе более чем пикантная. И это не для детей. Мы акцентировались не на пикантных сценах, а на том, что за ними стоит, и с чем они связаны. В общем-то вся эта пикантность и привела героев к вопросу о наказании», – пояснил Олег Гетце.

В целом спектакль выглядит слаженно, правда, несколько скомканной кажется концовка. В финале появление трех незнакомцев из ГПУ кажется несколько неожиданным, они вырастают словно ниоткуда как Азазелло, Коровьев и кот Бегемот в «Мастере и Маргарите». Возможно, это специальный ход, чтобы запараллелить произведения Булгакова.

Вместе с писателем режиссер и труппа театра «Ангажемент» вновь поднимают проблемы нравственного выбора: стоит ли даже самая чистая и светлая мечта того, чтобы переступить через себя, жертвовать другими, разбазариваться направо и налево, поступаться совестью. Они всегда будут актуальными, пока живо человечество вместе со всей своей жадностью, жаждой наживы и другими пороками. Вопрос о том, чтобы убраться из страны любыми способами, и сейчас не сходит со страниц блогов и чатов, ведь как говорится, хорошо там, где нас нет, вот только далеко ли убежишь от себя?

Фото: Афиша предоставлена театром «Ангажемент»
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем