В минувшую субботу, 5 октября, во всей стране нынешние и бывшие школьники поздравляли с профессиональным праздником своих учителей. Кто-то в качестве благодарностей преподносил любимому педагогу пышные букеты цветов, а кто-то умудрялся всучить коробочку с подарком. И пока одни спорят, надо или нет тратиться на такие праздники, учитель этикета с 36-летним стажем из Голышманово рассказала, почему всё же важно приучать детей делать подарки. А также какие из них действительно имеют ценность. Публикуем авторскую колонку Любови Куртековой. Далее — от первого лица.
Давно хотелось поговорить об этом, но не хватало духа. Заранее прошу не писать гадости. Я учитель с большим стажем. Всю свою жизнь посвятила воспитанию детей. В своей профессиональной жизни мне пришлось коснуться многих судеб. Очень уважаю и ценю труд педагога, результаты, которого видны не сразу.
Каждый родитель желает, чтобы его ребёнок был здоровым и успешным, возлагает большие надежды на учителя, верит в него, иногда завышает требования к педагогу и, конечно же, благодарит за труд. Поводов для благодарности с каждым годом становится всё больше и больше: День знаний, День учителя, день рождения, 8 Марта, Новый год, выпускной… А где праздники, там и подарки — так принято. Одни родители изощряются, другие — идут на поводу у первых, боясь выглядеть хуже, и вносят в общий подарок последние крохи. Но что из этого получается, задумывались ли вы когда-нибудь? Думаю, что знать о культуре подарка должны не только родители и дети, но прежде всего мы, педагоги.
Есть такая книжка писателя Дорохова «Это стоит запомнить», я её использовала при подготовке к урокам этикета в школе и деловой культуры в колледже. Приведу точный текст из маленького произведения, прочтите, пожалуйста.
«В некоторых школах есть обычай в Международный женский день 8 Марта делать коллективный подарок любимым учительницам.
Обычай этот очень хороший. Как приятно учительнице, отдающей столько сил и заботы ребятам, почувствовать, что она заслужила любовь и благодарность своих учеников! Но, к сожалению, школьники не всегда правильно поступают. Вместо того чтобы сделать подарок своими руками, они покупают его в магазине, да ещё стараются выбрать вещь подороже.
Что из этого получается, было однажды хорошо описано в журнале "Пионер":
"Староста класса Марина Колосова спросила строгим голосом:
— Ребята, все принесли деньги?
— Принесли, — нестройно ответил класс.
Марина собирала деньги, записывала в тетрадку, кто сколько внёс, и аккуратно складывала деньги в коробку из-под печенья. Коробка быстро наполнялась. Одна лишь Нина стояла в стороне, опустив голову.
— Нина, а ты?
— У меня нет ничего, — прошептала девочка.
— Забыла?! — ахнула Марина. — Как же ты могла? Завтра Женский день, а ты…
— Не забыла, а нет у меня денег, — тихо проговорила Нина. — Ничего я не забыла. Я Марию Павловну не меньше вашего люблю, — добавила она и выбежала из класса.
— Реветь пошла, — насмешливо заметил Володя…
И вот наступил этот день. Роскошная хрустальная ваза стояла на учительском столе. Ребята сидели притихшие, торжественные.
Открылась дверь. В класс вошла учительница.
Она подошла к столу, увидела подарок. На лице у неё отразились растерянность, смущение, признательность. Ей было приятно, что её ученики не забыли о дне 8 Марта. Она радовалась, что они любят, уважают её.
Ваза была очень красивая. Солнечные лучи играли на гранях стекла разноцветными искорками. Но чем больше Мария Павловна смотрела на эту дорогую вещь, тем больше хмурилось её лицо. Она представила себе историю этого подарка.
Ваза явно стоит недёшево. Конечно, ребята собирали деньги. А своих денег у ребят нет — значит, просили у родителей. Но не всем родителям легко было дать деньги. Вот Нина сидит потупившись, лицо у неё грустное. У Нины — трое маленьких братишек, а работает одна мать, отец умер…
Настроение у Марии Павловны испортилось. Ей сделалось горько и стыдно. Дорогой подарок стал ей неприятен, в нём было что-то нехорошее".
Вдумайтесь в этот случай. По долгу «службы» я была привязана к ребятам из числа сирот, детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, неблагополучным семьям. И своими глазами увидела и поняла, что все люди по-разному живут. У одних отцы по вахтам катаются, у других за бутылками сидят. У кого-то семья неполная, а у кого-то — многодетная. И у каждого свои проблемы и заботы. Помню, как однажды своей коллеге, которая требовала сменную обувь для своих занятий, объясняла, что у многих этих детей первая-то обувь рваная, да и носки в дырах. Какая может быть сменка? Хоть бы на занятия ходили, а не прогуливали только из-за дурацких требований.
Глядя на проблемы семей и принимая всё близко к сердцу, я обращалась к учителям, просила их тоже отказываться от подарков, купленных на собранные деньги учеников. Ведь почему мы уборщице не несём подарок, почтальону, а продавцу?
А как вы думаете, нужно ли покупать подарки педагогам?
А вот тюменка Ирина Лилло, которая живет с семьей в Австралии, рассказала о традициях их школы. Оказывается, что за границей учителям не принято ничего дарить, а если это сделать, то будет стыдно.
Почитайте также колонку другого преподавателя с 30-летним стажем. Она заявила, что помочь учителям должны именно родители, от государства поддержки ждать бессмысленно.