Накануне, 24 января, в российский прокат вышел фильм «BEEF: русский хип-хоп». Автором байопика о становлении русского хип-хопа стал рэпер Рома Жиган. Съёмки картины длились восемь лет. Всё это время Рома снимал интервью со 130 исполнителями, тексты которых знают и подростки, и те, кому сейчас глубоко за 30.
Фильм планировали показать в одном кинозале ТРЦ «Гудвин», где первые дни билеты продавались не сильно активно. Согласитесь, немногие из нас решились бы смотреть полуторачасовое интервью в огромном кинозале ещё два года назад. Но интерес к жанру интервью на YouTube и канал-миллионник Юрия Дудя изменили ситуацию. В Тюмени, как и в других городах России, очень быстро заинтересовались фильмом. Вместо одного зала открыли три в «Киномаксе». Здесь же состоялся премьерный показ с продюсером Ромой Жиганом и руководителем тюменского продюсерского центра «Баzа» Андреем Зубовым.
За день до премьеры анонсировалось, что фильм покажут в 140 городах России. На презентации авторы байопика поделились, что картину покажут уже в 159 городах страны. Тех, кто хочет увидеть BEEF, становится всё больше.
— Мы бьём все рекорды. В кинотеатрах открывают новые залы, потому что люди идут на фильм, это круто, — говорит Рома Жиган. — Когда мы строим дом, мы сначала собираем кирпичи для его строительства. Восемь лет я собирал мнения, эти «кирпичики», из которых потом собрали «дом» — фильм «BEEF: русский хип-хоп».
Чего ждать от премьеры
Фильм — это лайвы (любительские съёмки) с концертов и музыкальных фестивалей, старые архивные видео и интервью музыкантов, которые в разные годы выбрали хип-хоп. Герои рассказывают о том, как узнали о жанре, как использовали любые возможности, чтобы проявить себя, почему убегали от металлистов и отстаивали свои интересы. Noize MC, Guf, «Каста», Баста, «Многоточие», Хаски, Скриптонит, Смоки Мо, даже Фейс, «Бандэрос» и Feduk, — назовите любого рэпера, которого знаете, и, скорее всего, вы увидите его в фильме.
Многие сходятся во мнении, что рэп — это возможность парней из глубинки проявить себя и вырваться из сложного времени, в котором они оказались наедине с собой.
— Это вообще большой подарок, что появилась культура и всё это закрутилось. Это была большая семья и интересное движение, где неприкаянные и одинокие могли быть вместе одной большой семьёй, — вспоминает Василий Вакуленко.
Режиссерские решения
Историю связывают два лирических героя: неизвестный молодой парень и сам Рома Жиган. Первый начинает увлекаться рэпом. Именно на его примере мы видим, как менялась реальность и развивался жанр. Парень покупает кассеты, устанавливает программу на старый компьютер, чтобы записать первый трек, странно одевается и записывает в тетрадку новые строчки, которые пришли ему в голову.
Роман Чумаков — рассказчик, который анализирует происходящее, озвучивает выводы и объясняет, как появилось то или иное течение рэпа. В какой момент общественники выступали против рэпа, как от драк музыканты пришли к баттлам, где границы допустимого? Об этом он спрашивает исполнителей и рассказывает сам.
Вместе с героями мы путешествуем по районам Москвы разных лет, попадаем на Старый и Новый Арбат, ездим в электричках и слушаем выступления с VK Fest. Граффити, студии звукозаписи, бары, кафе и жилые кварталы — декорации фильма «BEEF: русский хип-хоп».
Как только я узнала о премьере, у меня появилось сразу два вопроса: что делать с ненормативной лексикой, без которой просто нет ни баттлов Оксимирона, ни песен Скриптонита? И как показать архивные съёмки плохого качества на большом экране кинотеатра?
Решение было простым и вполне предсказуемым. За то, чтобы в итоговой версии фильма не оказалось мата, отвечал Дмитрий Пучков (Goblin). Со знакомой нам интонацией он менял нецензурные выражения на цензурные синонимы, вызывая в зрительном зале приступы смеха. Что касается архивных съёмок с молодой «Кастой», Децлом в «Большой стирке» Малахова, музыкантами из 25/17 и многими-многими другими — здесь в ход шли старые телевизоры, расставленные по городу. На экранах время от времени появлялись сюжеты.
Как тюменцы встретили премьеру
Перед фильмом Роман Чумаков (Жиган) предложил тюменцам активно делиться мнением о картине: записывать истории в Instagram, писать посты в социальных сетях, фотографироваться, подходить и говорить ему о своем мнении после просмотра.
— Если чувствуете, что качает, не стесняйтесь, пойте или двигайтесь в такт прямо в зале. И обязательно пишите, если вам фильм понравится. Это очень заряжает нас на дальнейшую работу, потому что отклик всегда даёт силы. А они пригодятся нам для съёмки второй части BEEF, которую мы уже планируем, — напутствовал музыкант гостей «Киномакса» перед премьерным показом.
Зрители в зале действительно пели, правда, совсем немногие. Некоторые поднимали руки и махали ими в такт, когда слышали знакомые мелодии. Парень справа от меня раскачивал кресло каждый раз, когда начинала играть та или иная песня. Я тоже пела, когда слышала «Урбан» Басты и «Голос и струны» Noize MC. В целом же зрители смотрели фильм достаточно сдержанно. Тюменцы не привыкли проявлять эмоции. Зато в финале, когда на экране появился логотип продюсерского центра «Баzа», все начали аплодировать.
Что для Тюмени значит участие «Баzы» в съёмках?
Во-первых, это круто. Это ещё одно подтверждение того, что для действительно крутых результатов не нужно уезжать в Москву или Санкт-Петербург. Это значит, что в Тюмени подрастает настоящая киносмена воспитанников «Медиаполиса» и «Баzы», где можно не только получать уникальный опыт, но и быть ближе к топовым экспертам и лидерам мнений. «Медиаполис» регулярно проводит бесплатные образовательные встречи, а в «Баzу» может прийти каждый, кому интересно кино.
Это показатель того, что теория шести рукопожатий действительно работает, ведь Роману Чумакову посоветовал обратиться за помощью к Андрею Зубову рэпер Слон из Тюмени. И, как это любили говорить сами авторы, фильм — пример того, что если чего-то действительно хочешь, это обязательно сбудется. Пусть даже спустя восемь лет.
Работа проделана огромная. И для того, чтобы сложить о ней собственное мнение, стоит сходить в кино. Возможно, вы услышите не так много знакомых песен, как хотелось бы, а участие некоторых музыкантов вызовет много вопросов в духе: «А он точно рэпер?!». Но этот фильм — точно то, чего раньше не было. Если соберётесь в кино, не торопитесь покинуть зал после титров.