20 мая понедельник
СЕЙЧАС +6°С
  • 6 мая 2019

    Кто пишет новости на 72.RU? Сейчас расскажем!

    На сайте появилось интересное обновление. Теперь, щелкнув на фамилию автора (она указана под каждой новостью), вы попадете на его персональную страничку. Там вы узнаете, кто он такой, чем увлекается и как давно работает на 72.RU. А еще там указаны ссылки на его странички в соцсетях. Давайте дружить!

    24 апреля 2019

    Ищем тюменских Джона Сноу и Дейенерис

    Мы проводим конкурс косплеев на «Игру престолов». Условия просты: нужно сделать фото, где вы предстаёте в образе персонажа сериала. Можете подготовиться, сделать грим и превратиться в Серсею Ланнистер, а можете просто нацепить на плечи коврик (как наш коллега Артур). Смешным и лучшим дарим призы!

    Подробнее
    10 апреля 2019

    В мобильную версию добавили кнопку с комментариями

    Дорогие читатели! Теперь оставлять комментарии на 72.RU в мобильной версии стало удобнее. Внизу каждого материала появилась закрепленная синяя кнопка с комментариями. Чтобы добавить свой отзыв, просто нажмите на карандаш. Чтобы прочесть имеющиеся, жмите кнопку «Все комментарии».


    Еще

Тюменский бизнесмен, объявивший войну безналу из-за «жадных банкиров», честно объяснил свой поступок

Игорь Либерман решил стимулировать покупателей платить наличкой. Публикуем его открытое письмо

Поделиться

Директор кондитерской фабрики решил ответить на вопросы, которые возникли после введения с 1 марта наценок для покупателей, выбравших безналичных расчёт

Фото: Яна Шулика

В середине февраля тюменцы обратили внимание на странные объявления в фирменных магазинах тюменской кондитерской фабрики «Квартет». Владелец предложил своим покупателям отказаться от банковских карт и приходить в магазин с наличными. В противном случае на товары должна была распространяться наценка в размере 2%.

Новые правила планировали ввести с 1 марта. В ответ на заявление, которое было опубликовано на официальном сайте магазина, региональный Роспотребнадзор направил предостережение компании, назвав такое нововведение незаконным. Реакция производителей не заставила себя долго ждать: фабрика объявила, что вводит скидки для всех, кто будет покупать товары за наличные. А директор Игорь Либерман опубликовал открытое письмо, в котором объяснил, почему решил бороться с безналом. Приводим основные тезисы.

— Меня очень обрадовала та дискуссия, которая началась по нашей инициативе. Она показала, что большинство наших покупателей очень грамотны в экономических и финансовых вопросах, понимают те процессы и изменения, которые происходят в торговле — это обрадовало, так как, признаюсь, думал, что отсутствие публичных споров — следствие непонимания ситуации. Также дискуссия подняла ряд проблем и поставила ряд вопросов, которые я бы сформировал в 4 группы: моральные, законодательные, финансово-экономические, технологические. Они тесно переплетены, так как одна вытекает из другой, однако…

Такие объявления появились в фирменных магазинах кондитерской фабрики «Квартет»

Фото: Яна Шулика

Технологические. Нас подсадили на карточные платежи:

  • нас подсадили на карточные платежи быстро, агрессивно, через мощный поток рекламы, зарплатные проекты, технологии различных расчётов и оплат услуг, часто просто заставляя пользоваться этими инструментами, при этом скромно умалчивая, что все эти удобства оплачиваются из нашего кармана и владельцы этих инструментов на этих расчётах просто зарабатывают;
  • наши деньги практически не защищены от мошенничества и прямого воровства продвинутыми людьми. Наша жизнь на виду у этих людей (персональные данные, передвижения, имущество, покупки, предпочтения и так далее);
  • возникла серьёзная зависимость от инфраструктуры (интернет или связь, наличие терминалов, работы ПО, серверов); причём мы в полной власти владельцев этой инфраструктуры. Они диктуют свои правила, а у нас нет или мало возможностей (а скоро совсем не будет) влиять на эти правила — будем делать то, что скажут.

Моральные. Всё оплачивается из кармана конечного покупателя:

  • самая большая несправедливость — это то, что при расчётах наличными деньгами покупатель оказывается в худших условиях (почему — поясню ниже);
  • реклама карт и платёжных систем — откровенно лживая. Откуда-то с неба падают деньги, появляются призы, бонусы, кешбэки и так далее. Но ещё Михаил Ломоносов сказал, что ничего ниоткуда не возникает… Это всё оплачивается из кармана конечного покупателя. Банки не занимаются массовой благотворительностью — они извлекают прибыль. Огромные средства, которые тратят на эту рекламу: съёмки роликов с известными актёрами, эфирное время одновременно на всех каналах, — это не просветительская работа. Люди вкладываются в рекламу, чтобы заработать на продукте. Значит, эти деньги им вернутся. Откуда? Да мы за это и заплатим. Поэтому с моральной точки зрения — это прямой обман;
  • ещё одна несправедливость — неравенство между юридическими и физическими лицами. Если два юридических лица осуществляют между собой электронный безналичный платёж, то эта операция комиссией не облагается. Однако если такой платёж делает физическое лицо с помощью карты — взимается комиссия в несколько процентов. Почему? Ведь технологически нет никакой разницы.

Так выглядела первая версия объявления

Фото: Квартет-тюмень.рф

Финансово-экономические. Комиссия банкам составляет треть нашей прибыли:

  • вся структура карточных платежей — это честный способ отъёма денег, ведь за всё платит потребитель. Начиная с покупки самой карты (банк не тратится на её производство), обслуживание карт-счёта, ну и, наконец, самое главное — это комиссия с каждой покупки. В ранней новой России существовал налог с продаж, которым облагалась вся розница. Так вот комиссия, по-моему мнению, это такой квазиналог с продаж. Только теперь деньги идут не в бюджет государству, а банкам;
  • что делает в этих условиях продавец? Просто закладывает все расходы на реализацию в цену товара. Таким образом, цена автоматически увеличивается на % комиссии. Увеличился НДС, курс валюты, затраты на производство и реализацию, и на всё это ещё накручивается 2%. И вот тут в проигрыше оказывается тот, кто платит наличными. Он, не пользуясь услугами банка и платёжной системы, фактически это оплачивает. Ведь цены для всех одинаковы. И если у безнальщика могут быть какие-то привилегии (бонусы, призы, кешбэки, которые уже входят в цену товара), то у плательщика наличными их нет, он просто переплачивает, а деньги остаются у продавца. Где справедливость;
  • «Квартету» нет резона поднимать цены и закладывать в них подобные расходы. Растут цены — падает реализация. Мы же производители, и в первую очередь наша задача — продавать свою продукцию, а не извлекать прибыль от розничной торговли. Мы заинтересованы в том, чтобы затраты, связанные с реализацией нашего товара, были минимальными, и, если мы не несём этих затрат при расчёте наличными, то и цену мы хотим держать без их учёта;
  • ещё один аспект финансово-экономической проблемы — сама ставка комиссии. Насколько она экономически обоснована? Несколько лет назад, когда мы ещё не подсели на карты, нас убеждали (такая лживая реклама), что оборот наличных очень затратен — производство денег, их перевозка, пересчёт, сортировка — требуют нечеловеческих усилий. В то время это оценивалось в 0,5–1,2% от оборота, если сдавали в банк выручку. Нам говорили: «Перейдём на безнал — расходы снизятся в разы». А получилось как всегда. Расходы выросли в разы! Хотя расходы банков на обслуживание безналичных платежей, конечно же, снизились;
  • пока безналичный оборот составлял небольшую долю от общей выручки — комиссия 2% не оказывала существенного влияния на цены. Мы с этим мирились, оплачивая её из прибыли. Но сегодня безналичные платежи достигли 85%, а завтра будут и 100. В этих условиях при нашей рентабельности 6% — 2% из них — это треть прибыли. Это уже существенно и требует принятия мер. Для малого предприятия-производителя 2% с оборота — это тяжёлый груз;
  • не люблю считать чужие деньги, но тут речь идёт о наших общих деньгах.

Задумайтесь: возьмите оборот розничной торговли, скажем, в Тюмени (эти цифры легко найти) или оборот крупного супермаркета, посчитайте: сколько это будет — 2% в рублях, —  и вы поймёте, откуда у наших банков десятки миллиардов рублей чистой прибыли в год.

После предостережения Роспотребнадзора, вместо информации о комиссии за безналичный расчёт на сайте опубликовали объявление о скидках

Фото: Квартет-тюмень.рф

Законодательные проблемы. Закон узаконил несправедливость

В 2014 году законодатель фактически стал против потребителя, введя в закон «О защите прав потребителей» норму, обязывающую продавца иметь терминалы и запрещающую устанавливать разные цены при различных формах расчёта, то есть узаконил несправедливость. Почему я так думаю? Терминалы — всё правильно — удобство и так далее, предоставлен выбор: пользоваться платной услугой или нет. Но у плательщика наличными такого выбора нет — пользуется он услугой банка или нет, его силой закона заставили платить за неё, так как это уже входит в цену товара.

Кроме того, считаю эту меру нерыночной, экономически неоправданной. Ведь себестоимость, цена — это совокупность всех затрат. И если каких-то затрат нет — цена должна быть ниже. Мы же можем включить, скажем, транспортные расходы в цену при реализации товара в отдалённой местности и, наоборот, при отсутствии этих расходов установить цену ниже. Почему же затраты на оплату услуг банков и платёжных систем мы обязаны по закону включать в цену — независимо от того, будет ли покупатель пользоваться этими услугами? Это же закон о защите потребителей. Почему он ставит их в неравные условия? По-моему, эту норму следует отменить.

А вы чаще пользуетесь безналом или наличкой?

  • Практически всегда расплачиваюсь безналом
  • Предпочитаю наличку
  • Когда как, иногда безналом оплачиваю покупки, иногда наличкой