Бизнес Получить отпуск на сессию не поможет ничто

Получить отпуск на сессию не поможет ничто

Правительство решило ратифицировать Конвенцию об оплачиваемых учебных отпусках, которая была принята Международной организацией труда (далее – МОТ) в 1974 году. Конвенция провозглашает право на отпуск с сохранением зарплаты, предоставляемый работнику на период учебы.

Фрагмент текста Конвенции: «Необходимость постоянного процесса образования и подготовки, обусловленная научно-техническим прогрессом и изменяющейся структурой экономических и социальных отношений, требует соответствующего регулирования учебных отпусков для получения образования и подготовки с тем, чтобы они отвечали новым чаяниям, нуждам и целям социального, экономического, технического и культурного характера. <...> Оплачиваемые учебные отпуска должны рассматриваться как одно из средств удовлетворения реальных потребностей каждого работника в современном обществе».

В документе говорится, что члены МОТ должны осуществлять политику содействия предоставлению оплаченных отпусков, и что повышение своей квалификации – не роскошь, а необходимость для современного человека. С 1974 года это не только не утратило актуальности, но и стало еще очевиднее.

Однако дело в том, что все это у граждан России уже есть. Согласно Трудовому кодексу, на получение отпуска по учебе могут претендовать студенты заочной и очно-заочной форм обучения, учащиеся аспирантуры, ординатуры и так далее. Даже в самом постановлении, опубликованном на сайте кабинета министров, утверждается, что законодательство Российской Федерации и так соответствует нормам, указанным в конвенции, и менять его для ратификации не потребуется.

«Это типичная имиджевая мера, – считает юрист Екатерина Эйджс. – Государство таким образом позиционирует себя как борца за правое дело. Но, полагаю, практику это не изменит. Допустим, человек попросил отпуск на время сессии, а начальник не согласился. Человек пошел в трудовую инспекцию, в суд. Но если он в суде будет ссылаться на международную конвенцию, на него посмотрят как на идиота. Понятно, что и раньше с такими исками обращались редко, потому что если ты планируешь работать на этом месте, отношения портить ни к чему, а добиться все равно чего-то сложно. Но и теперь исков – и уж тем более одобренных – больше не станет».

В самом деле, работодатели после ратификации конвенции вряд ли бросятся предоставлять оплачиваемые отпуски.

«Когда мы принимаем человека на работу, мы спрашиваем, учится ли он, – рассказывает директор тюменской фирмы Алена Колокольчикова. – Если да, то на период сессии он берет обычный отпуск, не дополнительный. Я понимаю, что закон говорит – надо давать отпуск. Но за год их вместо двух может накопиться уже четыре-пять. А ведь бывают сессии и дольше 14 дней. Так что я понимаю работодателей, которые стремятся оградить себя от этого. Пусть учатся в свободное от работы время, это пожалуйста.

Закон – это хорошо. Но кто будет работать? Недавно мы взяли сотрудника, а через неделю узнали, что она беременна. Уволить ее мы, конечно, не можем. Но за четыре месяца она шесть раз была на больничном. В результате в ее отделе остается два человека, а объем работы-то на троих».

Цитата из постановления правительства: «Ратификация конвенции будет являться дополнительной правовой гарантией соблюдения прав работников на предоставление оплачиваемых учебных отпусков, а также позволит укрепить положительный международный имидж Российской Федерации как члена МОТ». Но, похоже, до вступления этой гарантии в реальную силу должно пройти еще немало времени. Пока же все останется как было.

Фото: Фото из открытых источников
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем