Бизнес Российскому среднему классу много не надо

Российскому среднему классу много не надо

К среднему классу относит себя каждый шестой россиянин. Не бедными себя чувствуют те, у кого есть собственное жилье, машина и доход, который позволяет иногда приобретать дорогие вещи и раз в год ездить в отпуск. Средний класс – это социальная группа...

К среднему классу относит себя каждый шестой россиянин. Не бедными себя чувствуют те, у кого есть собственное жилье, машина и доход, который позволяет иногда приобретать дорогие вещи и раз в год ездить в отпуск.

Средний класс – это социальная группа, о которой в последние годы много пишут и говорят. Дело в том, что средний класс имеет особое значение для обеспечения устойчивости общества, говорится в исследовании Центра стратегических исследований (ЦСИ) компании «Росгосстрах». Согласно античному определению, средний класс – это «золотая середина» общества, слой между бедными и богатыми. Они не бедны и не заинтересованы в революциях, чтобы «отнять и поделить», и они не столь могущественны, чтобы переустраивать общество в своих личных интересах. Проще говоря, этим людям легче заработать самим, чем «реквизировать» у других. В силу этого данная группа заинтересована в социально-экономическом развитии страны, а не в переделе общественного богатства. Считается, что общество устойчиво развивается, когда средний класс составляет более трети населения страны.

С современной точки зрения средний класс – эта группа, добившаяся желаемого качества жизни. Они могут удовлетворить свои материальные и социальные потребности, за счет чего их жизнь становится достаточно комфортной.

Средний класс может себе позволить набор предметов потребления и услуг, которые делают его жизнь комфортной. В современной России в этот набор входит собственное жилье – дом или квартира, оборудованное современной бытовой техникой, нестарая иномарка или новый российский автомобиль, полноценное питание, возможность пользоваться платным здравоохранением и образованием, а также поездки на отдых на юг России или заграницу. «Понятно, что стоимость пакета товаров и услуг, обеспечивающего принадлежность к среднему классу, различается по городам и регионам. Поэтому в разных частях страны к среднему классу могут относиться группы людей с разными доходами», – отмечают аналитики «Росгосстраха».

По данным исследования страховщика, только 17 процентов россиян считают, что добились того уровня дохода, который обеспечивает комфортное существование. И еще 27 процентов россиян намерены стать средним классом в течение пяти лет. Если эти прогнозы сбудутся, то уже через 2-3 года доля среднего класса среди российского населения превысит целевую отметку в 33 процента. Также стоит отметить постепенное снижение доли тех респондентов, которые считают, что никогда не добьются комфортного уровня жизни.

«Если признать, что владение новой российской машиной или нестарой иномаркой – это неотъемлемая особенность среднего класса, то структура парка российских автомобилей может помочь подтвердить численность среднего класса в стране. По данным ГИБДД на начало 2011 года, автомобилями в возрасте до пяти лет владели около 17% семей, что очень близко к оценке доли среднего класса в населении, полученной на основании опросов», – резюмируют эксперты ЦСИ.

До кризиса высокий уровень потребления поддерживался не столько реальными доходами, сколько ростом кредитной задолженности как экономики в целом, так и населения. Особенно это было характерно для рынка недвижимости, «перегретого» ипотечными займами и инвестициями. Поэтому нынешние цифры более точно отражают структуру российского среднего класса.

Еще одно исследование российского среднего класса провели специалисты аналитического управления компании «Тройка диалог». Они составили подробный портрет средней российской семьи, дав ей самую распространенную фамилию – Ивановы.

Был проведен опрос двух тысяч человек в возрасте от 25 до 45 лет, проживающих в 150 крупных городах России. Выяснилось, что семья Ивановых состоит в среднем из трех человек, один из которых – ребенок. У Ивановых, как правило, хорошее образование (у 79% опрошенных – высшее), они относят себя к православным (77%) и работают в частном секторе (79%). Они немного говорят по-английски (57%) и относят себя к среднему классу (96%). Большинство из них (82%) живет в собственной квартире, причем каждый третий хочет улучшить жилищные условия, а каждый второй – сделать ремонт.

У двух третей опрошенных есть автомобиль, как правило, российской или японской марки. Зато компьютеры есть абсолютно у всех, и для большинства уже не телевизор, а Интернет становится основным источником информации – новости из Сети узнают 90% респондентов. Свободное время Ивановы предпочитают проводить дома: они смотрят телевизор, сидят в Интернете и читают книги. В театр, музей или на природу Ивановы выбираются редко, а ресторан посещают примерно раз в месяц. Отпуск они проводят дома или в другом регионе России, но 55% сообщили, что хотели бы в ближайший год съездить за границу.

Большинство опрошенных откладывает часть своего дохода, сохраняя деньги наличными или на банковских депозитах. Из других банковских услуг наибольшей популярностью пользуются дебетовые или зарплатные карты – они есть у 70% респондентов, а еще 10% сообщили, что планируют обзавестись такой картой в ближайшее время.

Наибольшее беспокойство у них вызывает инфляция и безработица, но они сравнительно оптимистично настроены и ожидают увеличения своего дохода в 2011 году на десять процентов, по сравнению с прошлым годом.

Сегодня в России более 15 миллионов семей имеют доходы более 20 тысяч долларов в год (около 400 тысяч рублей), и 38 тысяч семей – более 500 тысяч долларов в год. Для ощущения счастья почти половине россиян достаточно зарплаты в 100 тысяч рублей в месяц. До «американской мечты» нашим людям далеко: счастье американца – 75 тысяч долларов в год.

Фото: Фото с сайта I.dailymail.co.uk
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем