2 июня вторник
СЕЙЧАС +13°С

Общественники вновь намерены проверить страховые компании на возможные нарушения при продаже полисов ОСАГО. Эксперты отмечают: чаще всего автомобилисты жалуются на отсутствие скидок за безаварийную езду и затягивание сроков и занижение сумм страховых выплат. А вот на навязывание допуслуг при оформлении полиса россияне стали жаловаться гораздо реже.

Доля жалоб на сложности в оформлении автогражданки по-прежнему остается высокой. По данным Банка России, 84% всех жалоб граждан на страховые компании во втором квартале этого года были связаны именно с приобретением полисов ОСАГО. В связи с этим «Общероссийский народный фронт» (ОНФ) объявил о новой волне мониторинга условий продаж полисов.

Это не первая подобная инициатива общественников. Как отмечают в ОНФ, аналогичные мониторинги проводились в феврале и июне этого года и показали два основных блока проблем, с которыми чаще всего сталкиваются автомобилисты. Первый – это отсутствие бланков полисов, сбои в программном обеспечении, намеренное затягивание процедуры продажи (до 30 дней), а также продажа только «своим» клиентам и отказ остальным. Второй связан с навязыванием дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО (страхование жизни, здоровья и т.д.). Впрочем, отмечают активисты, во втором квартале количество таких жалоб на навязывание допуслуг и отсутствие бланков заметно сократились.

В этом году обострилась еще одна проблема. Удорожание полисов, снижение доходов граждан и ухудшение качества работы страховщиков стимулирует возникновение черного рынка поддельных и фиктивных бланков. По оценке Российского союза автостраховщиков, в России ежегодно продается около миллиона поддельных полисов ОСАГО, то есть на каждые 100 полисов ОСАГО сейчас приходится по два поддельных. «Нынешние условия автострахования – благодатная почва для развития черного рынка этих услуг, – отмечает руководитель проекта «За права заемщиков» Виктор Климов. – В четвертом квартале этого года мы проведем мониторинг условий продаж ОСАГО и опрос среди автовладельцев на предмет того, с какими проблемами они сталкиваются, приобретая данную услугу. Наша цель – добиться прозрачности в реализации услуг ОСАГО и равных условий для всех».

На что же сегодня жалуются автомобилисты? Как ранее рассказал нашему сайту вице-президент Федерации автовладельцев России Дмитрий Клевцов, основные жалобы автовладельцев связаны с отсутствием скидок за безаварийную езду и на большие очереди в страховых компаниях. «Из регионов поступает много жалоб о невозможности застраховать автомобиль в день обращения. Де-факто это создание искусственных очередей», – подчеркнул он. Есть также жалобы и по части выплат – как правило, на занижение сумм страховых выплат и затягивание процедуры сбора документов и выдачи решения о выплате.

По словам директора регионального офиса компании «Автоюрист» Ильшата Каримова, чаще всего к автоюристам обращаются с необоснованными отказами в выплатах и занижением сумм возмещения ущерба. Впрочем, по его мнению, в подавляющем большинстве случаев суды встают на сторону автовладельцев. «Страховые компании занижают выплаты в среднем на 30% от суммы ущерба, – уточняет он. – Однако из ста пострадавших, а суд пойдет лишь каждый десятый. При незначительных суммах отказов зачастую человек решает не тратить время и нервы на судебные разбирательства».

В свою очередь в РСА отмечают существенное сокращение количества поступающих жалоб на страховщиков. «Уже сейчас мы отмечаем резкое снижение числа жалоб на навязывание допуслуг при продаже ОСАГО – скорректированный тариф отрегулировал ситуацию, новые правила профдеятельности закрепили результат», – отмечает президент РСА и ВСС Игорь Юргенс.

Напомним, в июле этого года были утверждены новые правила профессиональной деятельности для страховщиков ОСАГО. В частности, правила регламентируют, что страховые компании должны заключать договоры в день обращения, информировать клиентов о возможности покупки полиса ОСАГО без заключения иных договоров страхования или оплаты иных услуг, о значении коэффициента «бонус-малус», а также о порядке перерасчета премии в случае изменений условий договора страхователем. Также в них прописано право клиента вести аудио- и видеосъемку происходящего в офисе в момент заключения договора. Такие меры, по мнению РСА, позволят полностью искоренить проблему навязывания допуслуг.

Кроме того, в РСА также предлагают ввести так называемый «период охлаждения», когда страхователь имеет право в течение нескольких рабочих дней отказаться от договора без штрафных санкций. «Страховое сообщество не против введения такой меры, но среди дискуссионных моментов остается вопрос о сроке действия периода охлаждения. Также некоторая сложность применения документа состоит в том, что фактически им регулируется не само ОСАГО, а добровольные виды страхования», – уточняют в пресс-службе РСА.

Надежды возлагаются и на электронные полисы ОСАГО. «Пока – с 1 июля – доступна пролонгация полисов в своей компании, а уже с 1 октября можно будет приобрести полис другого страховщика, никакого навязывания тут не может быть по определению», – добавили в ассоциации.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!