Бизнес Россиянкам навязывают «красоту» в кредит

Россиянкам навязывают «красоту» в кредит

Этим летом вновь активизировались компании, навязывающие россиянкам дорогостоящие косметические средства в кредит. Сами чудо-средства не всегда бывают безопасны для здоровья и могут не только не помочь, но и навредить, а вернуть обратно отданные деньги или аннулировать кредит – достаточно проблематично, предупреждают эксперты.

Как отмечают эксперты проекта ОНФ «За права заемщиков», большинство жалоб поступают из крупных городов – Москвы, Самары, Волгограда, Новосибирска, Екатеринбурга. Пострадавшие упоминают разные салоны красоты, банки-кредиторы и марки «чудо-косметики», однако схема действий у всех них очень схожа.

Обычно схема «обработки» клиента начинается с телефонного звонка. Оператор салона красоты приглашает пройти бесплатную процедуру ухода за лицом или волосами с использованием зарубежной косметики премиум-класса. Часто звонящие ссылаются на то, что номер телефона дала родственница, подруга или знакомая. Когда потенциальный клиент приходит в офис, ему проводят пробную процедуру и настойчиво предлагают приобрести чудо-наборы. После психологической обработки дамы остаются без значительной суммы денег с сомнительной косметикой на руках и зачастую с оформленными на покупку этих средств кредитами. Посетительницы таких салонов в соцсетях также высказывают предположения, что им что-то подмешивают в приветственный чай или кофе – поскольку зачастую они осознают, что совершили ошибку, лишь после возвращения домой.

Как пишет Газета.ру со ссылкой на столичное управление Роспотребнадзора, средний размер кредита, который оформляется за чудо-косметику, колеблется от 60 тысяч до 280 тысяч рублей. Такие же пяти- и шестизначные суммы фигурируют в группах, организованных пострадавшими россиянками в социальных сетях. Надзорное ведомство предлагает не покупать ряд брендов, в том числе Desheli, Aqua Mineral и Mon Platin, в связи с многочисленными жалобами на навязанные кредиты.

С одной стороны, о существовании проблемы знают и правозащитники, и надзорные органы, с другой – деятельность таких фирм в России до сих пор не под запретом. «Такие компании используют прореху в российском законодательстве, – поясняет юрист, директор регионального офиса финансового омбудсмена Валерий Шарипов. – Состав преступления, предусмотренный 159 статьей УК РФ (мошенничество) предполагает прямой умысел на завладение денежными средствами путем обмана. В данном же случае фактически компании навязывают товар потребителю, обманывая лишь в его потребительских свойствах. А это уже закон о защите прав потребителей».

По итогам анализа жалоб и консультаций с юристами эксперты проекта «За права заемщиков» подготовили рекомендации, как защититься от таких действий. Так, еще во время телефонного звонка стоит спросить, стоит уточнить подробности и детали «бесплатной процедуры», юридическое наименование салона, марку косметики, наличие лицензий у салона и т.д. После звонка следует проверить информацию о компании в Интернете, почитать отзывы и комментарии.

Эксперты также настоятельно не рекомендуют брать с собой паспорт – при отсутствии паспортных данных оформить кредит, если в салоне используют схему навязывания кредитов, становится невозможным.

Ни в коем случае не стоит подписывать документы в салоне, даже несмотря на обещания уникальной скидки. «Помните, как только вы собственноручно подписали бумаги, доказать факт того, что это было сделано по принуждению, и вернуть сумму полностью будет практически невозможно. Люди, которые обращаются с жалобами в наш проект, говорят о том, что их вынуждали подписывать бумаги в спешке, использовали психологическое давление, не давали времени ознакомиться с условиями кредитного договора», – акцентирует внимание руководитель проекта «За права заемщика» Госдумы Виктор Климов.

Расторгнуть договор с салоном и получить свои деньги обратно крайне сложно. «Юристы при этом ссылаются на постановление правительства, которое содержит перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену, – констатируют в проекте ОНФ. – В данный перечень входят и парфюмерно-косметические товары. И даже в тех случаях, когда салон соглашается расторгнуть договор, средства возвращаются не полностью, а лишь, например, 20% от суммы договора. Поэтому потребителям необходимо быть начеку и знать, чем для них может закончиться подобная финансовая авантюра».

Кроме того, эксперты также рекомендуют вести аудио- или видеозапись (при этом лица сотрудников салона не должны попадать в кадр). «Если удастся зафиксировать факт навязывания кредитного продукта либо предоставления ложной информации со стороны сотрудника, представившегося представителем банка, то ваши шансы на защиту в суде существенно возрастут. Однако, как показывает практика, видео- и аудиосъемку в недобросовестных компаниях категорически не приветствуют», – пояснил Виктор Климов.

По словам Валерия Шарипова, есть несколько структур, в которые может обратиться пострадавшая клиентка. Первая – Роспотребнадзор, здесь могут проверить деятельность компании, вынести в ее адрес предостережение, а также дать советы клиенту, как отстоять свои права в суде. Вернуть деньги можно только через суд, и здесь в пользу заемщика может сыграть экспертное заключение надзорного ведомства. Если в салоне красоты был оформлен кредит, заемщик также может прибегнуть к помощи финансового обмудсмена, который попробует решить вопрос с банком напрямую. Но стоит учитывать, обращает внимание юрист, что перед обращением к омбудсмену и в Роспотребнадзор необходимо обратиться в фирму, которая продала товар, а также в банк с просьбой признать договор недействительным и получить от них официальные отказы.

Добавим, что такие компании работают на рынке уже не первый год. И, конечно же, есть судебная практика с успешными примерами, когда суд встает на сторону пострадавших. Так, к примеру, в прошлом году жительница Красноярска смогла отсудить у распространителя марки «Мон Платин» 272 тысячи рублей и 107 тысяч рублей, а жительнице Татарстана вернули 81 тысячу рублей. В апреле двое жителей Благовещенска смогли отсудить у распространителя марки Desheli 117 тысяч рублей и 112 тысяч рублей, в июле этого года жительница Стерлитамака выиграла через суд 55 тысяч рублей. Впрочем, есть и обратные примеры. Стоит учитывать, что в суде будут присутствовать профессиональные юристы от салона, а также от банка, в котором был оформлен кредит. «В таком случае суд зачастую встает на сторону банка, поскольку клиент сам подписал кредитный договор», – добавляет Валерий Шарипов.

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем