31 мая воскресенье
СЕЙЧАС +13°С

Все больше россиян пессимистично оценивают состояние экономики страны и своего кошелька. Так низко индекс потребительской уверенности падал лишь во время последнего кризиса. По мнению экспертов, упаднические настроения вполне соответствуют нынешнему положению дел в экономике.

Исследование потребительских ожиданий россиян, проведенное Росстатом в первом квартале этого года, показало сильное падение настроений наших сограждан при оценке личных доходов и состояния экономики страны. Индекс потребительской уверенности (ИПУ) россиян, который в последние четыре года колебался в районе -10%, в первом квартале 2015-го упал до -32%. Последний раз такие пессимистичные настроения в обществе наблюдались лишь в 2009 году.

Индекс потребительской уверенности россиян рассчитывается как среднее значение частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России, благоприятности условий для крупных покупок.

«Снижение индекса потребительской уверенности обусловлено отрицательной динамикой всех его компонентов. При этом наибольшее снижение отмечается в оценках населением произошедших изменений в экономике России и личного материального положения. Более умеренное снижение наблюдается в оценках населением по этим аспектам ожидаемых изменений», – рассказали в статведомстве.

Экономика: россияне заметили кризис

Подавляющее большинство (80%) россиян заметили, что по сравнению с четвертым кварталом прошлого года ситуация в экономике только ухудшилась. Ранее ухудшение экономической ситуации отмечал лишь каждый второй (55%) респондент.

Более негативно, чем ранее, наши сограждане смотрят и в завтрашний день российской экономики. Так, в течение ближайшего года положительных изменений в экономике страны ожидают лишь 17% опрошенных. А вот доля пессимистичных оценок выросла с 38% до до 40%.

Любопытно, что не ждут ничего хорошего от экономики большей частью люди почтенного (старше 50 лет) и среднего возраста. Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в этих категориях снизился на 4%, до -20% и -18%, соответственно. Более оптимистична молодежь, здесь индекс снизился лишь на 2%, с -9% до -11%.

Личные финансы: каждый третий пессимист

Не очень радужна ситуация с личными финансами россиян. Ухудшение своего материального положения за последний год ощутил каждый второй (52%). Счастливчиков – чье финансовое состояние изменилось в лучшую сторону – оказалось только 7%. В результате индекс произошедших изменений в личном материальном положении упал вдвое – до -28%.

Более трети россиян (35%) не ждут позитивных изменений и в течение года, ожидая дальнейшего ухудшения своего материального положения. Уверены в улучшении ситуации только 8% респондентов.

Опасения россиян не беспочвенны. Согласно исследованию, проведенному одним из крупных рекрутинговых порталов, почти треть российских компаний уже проводит оптимизацию или планирует сокращать зарплаты сотрудникам. При этом чаще всего компании проводят точечную оптимизацию и экономят на рядовых сотрудниках. Сильнее всего всего ухудшилась ситуация с зарплатами в производстве (снизились в 55% компаний вместо ожидаемых 38%) и продажах (62% вместо 47%).

Неблагоприятным россияне считают нынешнее время для крупных покупок, а также для сбережений. Так, индекс благоприятности условий для крупных покупок снизился на 21% до -45%. Индекс благоприятности условий для сбережений снизился на 8% и составил -52%.

О стремительном ухудшении потребительского оптимизма свидетельствует еще одно исследование, проведенное Фондом «Общественное мнение» по заказу ЦБ РФ. Как оказалось, каждый второй россиянин считает нынешнее время неблагоприятным для совершения крупных покупок. Еще больше тех, кто считает, что сейчас не время брать кредиты (66%). Почти половина опрошенных (49%) считают нынешнее время плохим для осуществления сбережений.

Россиянам есть чего бояться?

По мнению аналитиков такие настроения и реакция потребителей вполне закономерна и соответствуют нынешнему положению дел в экономике.

«Несмотря на то, что сами по себе опросы потребительского поведения населения являются достаточно условными показателями с очень высокой статистической погрешностью, резкое снижение потребительской уверенности россиян очевидно и вполне закономерно, – считает финансовый аналитик ИХ «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин. – Так, Минэкономразвития прогнозирует в 2015 году сокращение ВВП на 3%, зарплата в реальном выражении упадет на 9,6%, а значит резко сократится доля населения, относящаяся к среднему классу. Высокая потребительская инфляция, составляющая на конец марта 16,9% в годовом выражении, уже заставляет население, особенно его социально незащищенные слои, существенно экономить на товарах длительного пользования и в несколько меньшей степени – на продуктах питания и услугах. Таким образом, настроения прямо соотносятся с нынешним положением дел в экономике».

«Такая реакция потребителей вполне закономерна, учитывая, что ускорение инфляции в первом квартале достигло своего пика – до 16,9% год к году. Кроме того, в январе курс рубля опустился до рекордно низких значений (69 рублей за доллар против 51 рублей за доллар сейчас), и даже после его резкого укрепления в последующие месяцы, девальвационные опасения населения сохраняются, – отмечает макроаналитик Райффайзенбанка Мария Помельникова. – Снижение производственной активности уже сказывается на ухудшении состояния доходов населения. По последним данным, падение реальных зарплат в январе-феврале ускорилось и составило около 9%, наблюдается и некоторый рост безработицы, однако сейчас степень ее увеличения совсем незначительна по сравнению с 2008-2009 гг. и не создает какую-либо сильную угрозу потребительской активности».

«В целом в России сохраняется неблагоприятная экономическая обстановка, – констатирует руководитель департамента социологии Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец.  По сравнению с мартом прошлого года в стране зафиксировано снижение доли граждан, полностью или в основном удовлетворенных собственной жизнью, упала доля сотрудников предприятий, уверенных в их будущем. Выросло число россиян, относящих себя к безработным и занятых поиском нового рабочего места. Существенно упали продажи новых автомобилей, снизилась выработка электроэнергии и погрузка грузов в системе РЖД». С другой стороны, отмечает эксперт, потребительская активность населения, то есть готовность совершать покупки средней и высокой стоимости, по стране в целом осталась на уровне ноября.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!