20 ноября среда
СЕЙЧАС -20°С

Мебель с дефектом: как вернуть деньги?

Поделиться

Пенсионер Иван Петрович купил в мебельном салоне кухонный гарнитур. При монтаже гарнитура выявились дефекты: необработанные, острые края, торчащие шурупы, использованы не согласованные элементы. Стоимость кухни – 250 000 рублей. Салон отказывается возвращать денежные средства. Как потребителю в этой ситуации добиться справедливости?

Специалист по защите прав потребителей областной общественной организации «Советник» Вячеслав Курилин

: «Ключевым моментом для разрешения данной ситуации является то, какой именно договор был заключен и соответствует ли он реальным правоотношениям. Поясню: возможно два варианта: либо это договор купли-продажи, либо договор подряда.

С точки зрения Закона «О защите прав потребителей», это принципиальная разница, поскольку если заключен договор купли-продажи, то для расторжения данного договора необходимо наличие любых недостатков, и существенность их не имеет значение (даже если это повреждение элемента, стоимость которого составляет 200 рублей, и устранить которое можно в течение пары часов). Если же заключен договор подряда, то для его расторжения необходимо наличие именно существенного недостатка (устранение недостатка с учетом трудозатрат и времени сопоставимо с изготовлением нового набора мебели). Определение существенности недостатка – зачастую субъективное мнение эксперта-специалиста, поэтому данное основание необходимо использовать, когда вы на 100% уверены в существенности. В противном случае рекомендую обращаться к изготовителю мебели с требованием об устранении недостатка, в котором вы вправе самостоятельно определить разумный срок на устранение недостатка – как правило, это 10-15 дней. В данном случае вам устранят все недостатки, либо, если изготовитель нарушит срок устранения недостатков, то у вас возникнет безусловное основание для расторжения договора, и доказывать существенность недостатков в данном случае уже не нужно.

Согласно Закона «О защите прав потребителей», при нарушении сроков на изготовление мебели потребитель вправе требовать неустойку 3% от цены товара за каждый день, а за нарушение сроков по передачи оплаченного товара при купле-продаже неустойка составляет 0,5%, разница существенна. Изготовители мебели, зная эту особенность, часто используют договоры купли-продажи, желая уйти от большей ответственности. Поэтому обращать внимание необходимо именно на суть отношений, которая следует из договора: изготавливает организация мебель или просто перепродает ее. Как правило, в суде не возникает проблем с определением сути договора, и даже по договору купли-продажи суд, выяснив суть отношений (изготовление мебели), рассчитывает неустойку исходя из 3%.

Однако если товар уже передан с недостатками, то для расторжения договора выгоднее иметь договор купли-продажи».

Председатель областной общественной организации потребителей «Центр по защите прав» Алексей Мотылев

: «Претензии покупателей к качеству мебели являются наиболее распространёнными. Чтобы избежать подобных проблем, можно дать несколько практических советов при заказе и покупке мебели:

  1. Заключать договор, в котором в обязательном порядке должны быть указаны: сроки изготовления, доставки и установки мебели, стоимость заказываемой мебели, точное описание мебели, включая размеры, материалы, составные части (ручки, стекла, газовые лифты), цвет, должен быть эскиз мебели.
  2. При изменении условий договора обязательно подписывать дополнительные соглашения к договору.
  3. Требовать у продавца и хранить документы об оплате товара – квитанции, приходные кассовые ордера, чеки.
  4. При получении товара тщательно его осматривать на предмет наличия внешних недостатков: трещин, царапин, сколов и т.д. В случае обнаружения таких недостатков обязательно фиксировать в обоих экземплярах акта приема-передачи. В случае, если акт не привезен вместе с мебелью, составить его самостоятельно в простой рукописной форме.
  5. Сразу после получения товара с недостатками обращаться с письменной претензией к продавцу. На вашем экземпляре претензии должна быть отметка о получении претензии.

Претензию лучше всего составлять у юристов, стоимость такой услуги – в среднем не более 500 рублей. В претензии должно быть указано требование, которое предъявляет покупатель:

  • устранение недостатков;
  • возмещение расходов на устранение недостатков;
  • уменьшение цены покупки;
  • отказ от покупки и возврат денег.

Также желательно указать, какие последствия ждут недобросовестного продавца в случае неудовлетворения претензии. Это неустойка в размере 3% или 1% (в зависимости от вида покупки) от цены товара, штраф в размере 50% от всей присужденной суммы, возмещение иных издержек: расходов на юристов и государственной пошлины.

После такого обращения претензии, как правило, удовлетворяются. Отказ возможен в случае, если продавшая товар фирма не желает признавать наличие недостатков. Тогда дело точно будет решаться в суде и, скорее всего, будет назначена судебная экспертиза. Все будет зависеть от выводов эксперта: являются ли недостатки товара производственным браком либо дефектами, возникшими при эксплуатации товара. И очень большое значение будет иметь то, указал ли покупатель на механические повреждения при получении товара. Время возникновения этих повреждений эксперт установить не сможет, поэтому, если повреждения есть, суд сам будет решать, на основании имеющихся у него доказательств, вопрос о том, возникли эти дефекты до передачи товара или после. Иными словами, продавец виноват в наличии повреждений или покупатель.

Таким образом, действия покупателя имеют значение с самого начала. Если вы не уверены, правильно ли поступаете – проконсультируйтесь с юристами. В общественных организациях консультации по таким вопросам бесплатные».

Юрист юридической компании «Барский, Нестеренко и партнеры» Вера Медведева: «Ивану Петровичу необходимо обратиться в магазин с официальной претензией, в которой он просит по своему выбору либо бесплатно устранить недостатки мебели, либо соответствующего уменьшения цены мебели. При подаче претензии обязательно проследите за тем, чтобы принимающий сотрудник поставил на вашем экземпляре входящий номер, должность принимающего, подпись и расшифровку подписи. Магазин обязан ответить на претензию в течение десяти дней.

Возможны два варианта развития событий:

  1. Если магазин соглашается устранить недостатки, назначается срок для устранения недостатков. Если магазин не укладывается в сроки или результат вас не устроил, то вы можете отказаться от исполнения договора и вам вернут всю стоимость мебели (при этом мебель придется отдать магазину).
  2. Если магазин отказывает в претензии, то пенсионеру необходимо обратиться в суд. В суде возможно проведение экспертизы мебели, и если экспертиза установит хоть один недостаток или несоответствие мебели договору (техническому заданию, проекту и т. п.), то дело будет выиграно. В суде важно доказать, что в мебели имеются недостатки и магазин их не устранил. Для этого можно предоставить фотографии и, как говорилось выше, поможет экспертиза».

ТЕКСТ

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Ната
18 июн 2014 в 16:27

Хочу быть пенсионером и покупать кухню за 250тыс.

Гость
20 июн 2014 в 12:10

Если есть голова и руки то все можно сделать самому. Кухню я себе проектировал и собирал сам. Распиловку и кромление заказывал в...

Мебельщик
19 июн 2014 в 21:54

Вы, когда в больницу приходите (пусть даже платную), всегда на 100% уверены, что Вас правильно лечить будут. А в школу? А в...