Бизнес Главный вуз культурной столицы Сибири о преобразованиях внутри и снаружи

Главный вуз культурной столицы Сибири о преобразованиях внутри и снаружи

В 2013 году Тобольский пединститут (тогда еще академия) им. Д.И.Менделеева не прошел проверку и был присоединен к Тюменскому государственному университету

Современный мир развивается крайне динамично, перемены в технике, экономике, политике, науке происходят очень быстро, не является исключением и система образования. В 2013 году Тобольский пединститут (тогда еще академия) им. Д.И.Менделеева не прошел проверку и был признан неэффективным по результатам мониторинга эффективности вузов России. Вскоре вуз стал филиалом Тюменского государственного университета. Однако присоединение к Тюменскому государственному университету привело к повышению требований как к педагогам, так и к студентам, что приближает вуз к международным стандартам. К тому же институт пополнил свой кампус великолепным историческим зданием, расположенным в центре города.

Сегодня, когда многие выпускники школ стоят перед важным для себя выбором, об одном из вариантов этого выбора мы говорим с директором Тобольского педагогического института им. Д.И.Менделеева (филиала) Тюменского государственного университета Натальей Фроловой.

Наталья Владимировна, какой онТобольский педагогический институт имени Менделеева сегодня?

– Многогранный. Мне довелось стать его руководителем в год 100-летнего юбилея. Во время праздничных торжеств звучало множество откликов и воспоминаний об институте. С одной стороны, это вуз с вековой историей, бережно сохраняющий свои традиции. С другой, вуз устремлен в будущее. В составе Тюменского государственного университета мы участвуем в проекте «5-100», который направлен на повышение конкурентоспособности ведущих российских университетов среди мировых научно-исследовательских центров.

Сегодня в Тобольском пединституте обучаются 2677 студентов по 87 образовательным программам высшего образования и 578 студентов по шести программам среднего профессионального образования. В 2017 году планируется выпуск 818 молодых специалистов. Мы осуществляем набор по 19 направлениям бакалавриата и шести специальностям среднего профессионального образования на базе 9 и 11 классов. На 2017-2018 учебный год по государственному заданию и гранту Тюменской области нам выделено более 500 бюджетных мест, в целом план набора рассчитан на прием свыше 800 абитуриентов. Подготовку студентов ведут 113 преподавателей, в том числе 72 кандидата и семь докторов наук.

Каковы перспективы развития филиала ТюмГУ в городе Тобольске в условиях жесткой конкуренции? Что дает основания для уверенности в его будущем?

– Мы внедряем новые образовательные стратегии и подходы, направленные на модернизацию профессиональной подготовки педагогов. Меняются форматы и технологии взаимодействия преподавателей и студентов. Все чаще используются информационные технологии, существует запрос на командную и проектную работу. К совместной реализации образовательных программ привлекаются преподаватели других вузов.

Идет работа над программой развития института до 2020 года, для чего создан проектный офис. Мы разработали проект «Открытая школа опережающих технологий». Институт планирует стать образовательной площадкой для всех возрастов: от дошкольников («детский университет») до людей третьего возраста. Уже запущен проект детского досугового центра «Евросад «Мы вместе»» в рамках благотворительной программы «Формула хороших дел» ПАО «СИБУР Холдинг». Ориентируемся на положительный опыт Ульяновского государственного педагогического университета. В структуре этого вуза есть научно-образовательный центр «У-Знайки», целью которого является эффективное развитие инновационной деятельности университета в области подготовки педагогов для системы дошкольного образования, научно-методической помощи дошкольным образовательным организациям.

Отвечая на запросы современного рынка труда, мы разрабатываем новые программы: адаптивная физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья, физическая культура; русский язык как иностранный, иностранный язык; тьюторство; социальное сопровождение.

Есть мнение, что в местные вузы поступают только те абитуриенты, которые не могут больше никуда поступить, так ли это?

– Я так не считаю. Мое мнение основано на достижениях и успехах наших студентов и выпускников. Например, выпускница Тобольского пединститута Виктория Алёшина в настоящее время продолжает обучение в Университете Лидса (University of Leeds) в Великобритании по программе «Глобальное образование». Выиграть такой грант на оплату обучения в зарубежных университетах сложно, но ей это удалось.

А какого абитуриента ждете вы?

– Мы ждем целеустремленных, думающих, мотивированных на выбранную профессию абитуриентов, готовых к динамичному саморазвитию в коллективе успешного, инновационно развивающегося вуза. Сегодня меняется и отношение абитуриентов к педагогической профессии. Уровень подготовки выпускников школ, которые приходят учиться к нам, повышается год от года. Средний балл ЕГЭ зачисленных на первый курс в наш вуз вырос с 53,7 в 2012 году до 58,91 – в 2016 году.

С целью привлечения в вуз энергичных и творческих людей реализуются многочисленные проекты: научные школы для одаренных детей «К.В.А.Н.Т», программы по робототехнике, летняя естественно-математическая школа, олимпиадное движение, в сентябре запланировано открытие Центра по олимпиадной подготовке школьников.

Мы настроены на большую востребованность института среди абитуриентов 2017 года с высокими результатами ЕГЭ.

Чем может быть интересен Тобольский педагогический институт им. Д.И.Менделеева представителям поколения цифровой эпохи?

– Участие нашего университета в программе «5-100» дает возможность включаться в актуальные проекты и школьникам, и студентам, и преподавателям. Школьники и студенты могут заниматься научным и техническим творчеством, освоением новых, в том числе цифровых, технологий на базе Центра молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) – «Тобольск-ПОЛИТЕХ». Благодаря выигранному нами гранту Министерства экономического развития Российской Федерации и Фонда содействия инновациям, а также поддержке Правительства Тюменской области он оснащен современным высокотехнологичным оборудованием: 3D-сканерами, 3D-принтерами, лазерными станками, плоттером.

Тобольский педагогический институт имени Д.И. Менделеева с 2016 года имеет статус регионального ресурсного центра Российской ассоциации образовательной робототехники (РАОР) и является региональной площадкой по подготовке к общероссийским робототехническим соревнованиям «ИКаР» (Инженерные кадры России) для учащихся общеобразовательных организаций.

Сегодня в вузе очень многое делается для продвижения программ международного образования. Уже обычными для нас стали визиты студенческих делегаций с целью обмена опытом из США, Канады, Италии, Сербии, Германии, Нидерландов и других стран. Но и наши студенты все громче заявляют о себе на международной арене.

Любые изменения всегда ассоциируются с проблемами, болезнями роста. Есть ли такие проблемы в Тобольском педагогическом институте?

– Конечно, как и в любой изменяющейся организации. Особенно чувствительной для института является проблема сокращения численности студентов, вызванная прежде всего так называемой «демографической ямой». Однако это проблема не сегодняшнего дня. Совсем недавно она затрагивала детские сады, школы, теперь перешла на уровень профессионального образования.

Сокращение численности студентов неизбежно повлекло за собой структурные изменения. В 2012 году и 2013 году в нашем вузе, который тогда назывался академией и имел самостоятельный статус, произошло сокращение факультетов с восьми до четырех. «Дно» численного сокращения абитуриентов пройдено. Уже на следующий 2018-2019 учебный год Министерством образования и науки РФ выделено почти на 100 бюджетных мест больше, чем в этом. Разрабатываются новые направления подготовки, которые, как мы считаем, будут привлекательны для современных абитуриентов. С ростом количества студентов произойдут и позитивные структурные изменения в институте. У нас есть планы по созданию кафедр по новым направлениям подготовки, развитию магистратуры. Впереди – переход на новую модель управления: руководство образовательными программами, развитие проектного управления и сетевого взаимодействия. Уже сегодня запущен процесс заключения договоров с зарубежными и отечественными высокорейтинговыми вузами в образовательной и научно-исследовательской деятельности.

Тобольский пединститут всегда ассоциировался с понятием градообразующего учреждения города. Как вы считаете, будет ли он играть такую роль в дальнейшем?

– Сегодня Тобольский педагогический институт по-прежнему остается важной частью жизни Тобольска, участвует в формировании интеллектуальной элиты города. Более того, ключевая идея развития вуза – стать центром опережающих технологий в образовании, социальной сфере, экономике и производстве, раздвигающих рамки урбанистической экосистемы и создающих модель будущего.

Фото: Фото предоставлено заказчиком

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем