Бизнес Нефтяникам дали шанс заработать на модернизацию

Нефтяникам дали шанс заработать на модернизацию

Разговоры о том, что нефтяной сектор давно нуждается в серьезной модернизации, ведутся давно и учеными, и ведущими экспертами рынка, и первыми лицами государства. Но что-то не ощущается особого рвения...

Разговоры о том, что нефтяной сектор давно нуждается в серьезной модернизации, ведутся не первый год и учеными, и ведущими экспертами рынка, и первыми лицами государства. Но что-то не ощущается особого рвения нефтяников заниматься этим важным стратегическим вопросом, от которого во многом зависит судьба как самой отрасли, так и экономики страны. Может быть, дело не только в несознательности представителей этого сегмента бизнеса, но и в непостоянстве позиции государства в отношении нефтяного рынка? В этом нам помогла разобраться столичный эксперт.

Что ждет рынок нефти в обозримом будущем в связи с последними изменениями в законодательстве об экспортных пошлинах – подробный расклад текущей ситуации и свои прогнозы на этот счет представила нашему сайту аналитик по нефти и газу ОАО «Альфа-Банк» Мария Егикян в рамках традиционной конференции «Российский банковский сектор: возможности и угрозы в новой реальности», которую Альфа-Банк проводит уже в шестой раз. Конференция состоялась на прошлой неделе в Москве в отеле «Холидей Инн Сущевский». С докладами на ней выступили помощник президента Российской Федерации Аркадий Дворкович, замминистра экономического развития РФ Станислав Воскресенский, научный руководитель ГУ-ВШЭ Евгений Ясин, президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков, зампред Центробанка Алексей Симановский, а также первые лица Альфа-Банка Петр Авен и Рушан Хвесюк.

В ходе делового ужина Мария Егикян рассказала приглашенным на конференцию журналистам Тюменской области, для которых нефтегазовая отрасль не чужая, о состоянии рынка нефти и дальнейшем развитии событий в результате последних изменений законодательства.

Напомним, с 1 октября вступили в силу налоговые нововведения с условным названием «60/66». В результате изменены вывозные пошлины на нефть и нефтепродукты. Если ранее экспортная пошлина на нефть составляла 65% от ее стоимости, которая устанавливалась правительством каждый месяц, то теперь эта цифра составляет 60%. Кому-то это изменение покажется незначительным, но с учетом объемов экспорта экономия для нефтедобывающих компаний очень даже неплохая, которая, как подразумевается инициаторами изменений, позволит нефтяникам вкладывать больше средств в разработку месторождений. Обыватели наверняка помнят то ощущение раздражения в последние годы, когда они слышали в буквальном смысле стенания владельцев нефтяных компаний о непосильном налоговом бремени в условиях постоянных требований модернизировать производство и вкладывать средства в освоение новых недр. Конечно, эти процессы весьма и весьма затратные, но когда такой «король бензоколонки» выходит из люксовой иномарки в эксклюзивном костюме и, поблескивая часами за десятки тысяч долларов, начинает плакаться о своей незавидной доле, ничего кроме злой усмешки у простого народа это не вызывает.

Однако вернемся к обзору последних изменений в отрасли. В свою очередь унифицированы экспортные пошлины на нефтепродукты. Прежде сбор за экспорт светлых нефтепродуктов находился в районе 30–32%, темных – 72%. Таким образом государство пыталось стимулировать переработку нефти и производство мазута внутри страны с целью его дальнейшего экспорта. Теперь пошлина будет единой и составлять 66%. То есть государство хочет заставить нефтекомпании больше усилий тратить на модернизацию и на производство конечного продукта (бензина).

Также в рамках принятых поправок установлено, что с 2015 года пошлина на мазут будет составлять 100%, то есть по сути станет запретительной. Что опять же вынудит компании переоснащать заводы. «Большинство предприятий приступили к этому еще два года назад, – отмечает Мария Егикян. – И, безусловно, пересмотрели свою экономическую политику. Вертикально интегрированные компании, у которых добыча и производство составляют основу бизнеса, оказались в выигрыше за счет снижения издержек на экспорт нефти, чем они собственно главным образом и занимаются. «А вот для переработчиков, таких как «Башнефть», например, эти изменения оказались не слишком приятными. Впрочем, не так давно было объявлено, что подобным компаниям, в чьем производстве доминирует сегмент переработки, государство собирается компенсировать издержки, чтобы поддержать их конкурентоспособность», – добавила представитель аналитической службы Альфа-Банка.

Комментируя слухи о том, что ЛУКОЙЛ в связи с последними изменениями решил продать свои перерабатывающие предприятия, Мария Егикян сообщила, что, по ее данным, компания намерена избавиться лишь от завода в Одессе. В то же время от сегмента переработки в целом ЛУКОЙЛ отказываться не намерен. Как и от розничной сети АЗС. «В сегменте переработки ритейл как раз является наиболее прибыльным, потому что цены на рынке нефтепродуктов в России, как мы давно знаем, реагируют на колебания мировых цен на нефть с большим лагом, – заявила госпожа Егикян. – Точнее, когда цены на нефть поднимаются, стоимость бензина меняется очень быстро, а вот когда нефть дешевеет, топливо вслед за ним терять в цене не спешит. Поэтому многие крупные компании, тот же ЛУКОЙЛ, объявили, что планируют увеличить долю ритейла, а это значит – приобретать сети бензоколонок более мелких участников рынка».

По данным аналитиков, экспорт сырой нефти на сегодня достигает у большинства компаний в среднем 50%. Остальное идет в переработку. Соответственно из переработанной нефти половина опять же идет на экспорт, оставшаяся половина – на производство нефтепродуктов для внутреннего рынка, то есть собственно для ритейла. А значит, до конечного покупателя топлива в России доходит лишь четверть от добываемой в стране нефти, что не лучшим образом влияет на формирование розничных цен на топливо.

Главный вопрос, который встает после принятых изменений пошлин, – успеет ли производство модернизироваться к 2015 году после введения фактического запрета на экспорт мазута. И где будет рынок сбыта для того продукта, который будут производить наши НПЗ. Ранее экспорт мазута в Европу оправдывался во многом недостаточной загруженностью тамошних заводов (в районе 74%). «Если мы перенаправим мазут на собственные НПЗ и соответственно увеличим производство бензина, то европейским странам покупать наш бензин будет невыгодно, поскольку транспортировка нефти и мазута обходится гораздо дешевле, следовательно, бензин, произведенный в Европе, в любом случае будет стоить меньше, чем перевезенный из России. Отсюда у экспертов возникают сомнения в перспективах рентабельности российских перерабатывающих заводов, которым может оказаться некуда девать произведенное топливо. «Если мы не найдем потребителя в Европе, то можем переориентироваться на китайский рынок сбыта, – прогнозирует Мария Егикян. – Это растущая экономика, соответственно, среднегодовые темпы роста потребления нефтепродуктов в этой стране находятся на уровне 6-10%, это очень высокий показатель на фоне данных по всему миру».

А для того чтобы активнее выходить на внешний рынок конечных продуктов производства, надо повышать качество. Со следующего года, напомним, Россия должна перейти на производство бензина класса «Евро-3», хотя изначально это должно было произойти раньше. «Заводы в свое время оказались не готовы к такому переходу, они и сейчас не готовы, за редким исключением. Хотя, например, Омский НПЗ уже сегодня до 30% своего бензина способен производить в классах «Евро-4» и «Евро-5». Одними из лучших по качеству бензина также считаются заводы ЛУКОЙЛа, – отмечает Мария Егикян. – Однако это не вся отрасль. И если мы не хотим, чтобы большая часть отрасли оказалась нерентабельной, то не отодвинуть сроки было просто невозможно».

Как бы то ни было, сами нефтяники обещают, что к 2015 году – сроку введения стопроцентной пошлины на экспорт мазута – все компании окончательно созреют для перехода на европейские стандарты качества и акцентируют внимание на производстве. Наша экспортная «корзина» должна будет измениться таким образом, чтобы 80% в ней составляли светлые нефтепродукты.

В то же время аналитик Альфа-банка напомнила, что закон «60/66» принимался в течение двух лет, и, по ее мнению, нельзя ручаться, что его постановления останутся в силе и не будут скорректированы к 2015 году. «К сожалению, наше правительство не всегда демонстрирует четкую направленность в этой реформе, – отмечает Егикян. – Прежде неоднократно анонсировалось, что экспортная пошлина на нефть законодательно будет закреплена в районе 60%. Однако затем премьер-министр Владимир Путин в качестве альтернативы предложил ежемесячно принимать решение, стоит ли компаниям давать эти пять процентов, или нет, в зависимости от цен на внутреннем рынке нефтепродуктов. То есть, как буквально сказал Путин, «в зависимости от поведения нефтяных компаний». К сожалению, эта неопределенность негативно повлияла на отрасль. Поскольку первоначально новая пошлина подразумевала возможность для нефтяных компаний делать долгосрочное планирование своих вложений в добычу нефти, темпы которой существенно снизились за последние годы. В ситуации волатильности мировых цен на нефть, которая помножена на малопредсказуемую политику государства в отношении нефтяной отрасли, капитальные вложения в добычу планировать сложно». Отсюда опасения нефтяников, что правила могут меняться и в дальнейшем.

Также эксперт поделилась своими ожиданиями от ситуации на мировом рынке нефти. Официальный прогноз аналитической службы Альфа-Банка по итогам года – цена на нефть упадет до 90 долларов за баррель. «Высокая стоимость «черного золота» за первые девять месяцев 2011 года не имела фундаментальной основы, отчасти это было вызвано сложной обстановкой в странах Северной Африки и Ближнего Востока. Сейчас там ситуация приходит в норму, так что стоимость нефти будет снижаться», – озвучила свою позицию Мария Егикян.

Фото: Фото автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем