Часто, наняв бухгалтера или обратившись в бухгалтерскую фирму, собственник бизнеса перестает интересоваться налоговыми делами компании. Как же должны выглядеть оптимальные отношения бухгалтерской фирмы и заказчика? Об этом мы поговорили с налоговым консультантом ООО «Финанс Консалтинг» Юлией Глячковой.
– Расскажите, пожалуйста, о порядке взаимодействия с бухгалтерами. Какова схема действий клиента бухгалтерской фирмы после подписания договора?
– Конечно, клиентам бухгалтерских фирм не надо разбираться в тонкостях, например, расчет налога на имущество организации, но требования Налогового кодекса к оформлению документов знать жизненно необходимо.
Во-первых, нужно своевременно предоставлять бухгалтерам первичные документы. Что входит в список первичных документов? Это оформленные в соответствии с требованием законодательства и подписанные документы от поставщиков и покупателей, платежные документы и выписки по расчетным счетам организации, все товарные чеки (если совершались покупки за наличные деньги), кадровые документы (заявления, копии личных документов).
– Что произойдет, если эти документы будут предоставлены бухгалтерам несвоевременно или вовсе не будут предоставлены?
– Следствие – неправильное исчисление налогов (завышение или занижение), в результате чего бизнес становится уязвим перед налоговыми органами.
Перед заключением сделки проект договора нужно обязательно показать юристу и бухгалтеру. Юриста попросите проанализировать договор на риски, связанные с невыполнением обязательств по договору. Бухгалтера – просчитать примерную налоговую нагрузку по этой сделке. Это необходимо сделать, чтобы понимать, сколько налогов придется заплатить по договору. К слову, собственник обязательно должен контролировать своих бухгалтеров.
– Как это сделать лучше всего?
– Это просто. Ежемесячно запрашивайте дебиторскую и кредиторскую задолженность по поставщикам и покупателям. Просите ежемесячно предоставлять остатки товаров, материалов из бухгалтерской программы и сравнивайте с наличием реального товара на складе. Если бухгалтеры своевременно не заносят документы в бухгалтерскую программу, то, зная реальную задолженность покупателей (поставщиков) или имея информацию о наличии материалов, вы сразу заметите несоответствие. Перед сдачей отчености в налоговую требуйте согласовать ее с вами – вы обязаны знать, какие бумаги предоставляются в налоговую. А лучше заведите за правило делать контрольный расчет налогов за неделю до окончания квартала. Это поможет избежать неприятного сюрприза в виде суммы налогов, к тому же еще будет возможность что-то изменить.
– Что еще вы хотели бы посоветовать предпринимателям, пользующимся услугами бухгалтерских фирм?
– Прежде всего, нужно помнить, что бухгалтерские услуги не отличаются, например, от ремонта. Если ремонт сделали плохо, вы попросите его переделать, но это будет справедливо и для консалтинговых услуг. Отличие одно: некачественно выполненная бухгалтерская и юридическая работа будет иметь куда более серьезные последствия.
Обязательно спрашивайте у своих бухгалтеров, юристов, кадровиков обо всем, что вам непонятно – до тех пор, пока не наступит ясность. И помните: ваша задача – налоговая безопасность вашего бизнеса, а консультанты – ее исполнители. В конечном итоге, безопасность вашего бизнеса – в ваших руках.