Президент России на заседании агентства стратегических инициатив поддержал концепцию национального рейтинга инвестиционной привлекательности регионов. По словам Путина, этот рейтинг должен быть основан на оценках бизнесменов – это и будет лучшим показателем инвестиционного уровня. Он также должен продемонстрировать, насколько хорошо власти того или иного региона работают над улучшением бизнес-среды.
Рейтинг поможет понять, насколько хорошо реализуется так называемая национальная предпринимательская инициатива, определить лучшие региональные программы по развитию бизнес-среды (чтобы потом распространить их за пределы региона), а также максимально объективно оценить работу местных властей в плане поддержки предпринимательства. Ведущие деловые объединения должны сыграть главную роль в этом проекте. На них ляжет работа по сбору и обработке информации; агентство стратегических инициатив будет лишь координировать общий процесс.
«В Тюменской области органы власти, конечно, идут на встречу представителям бизнеса, и в большей степени, чем в других регионах. Я бы оценил действия властей в этом плане на четверку», – заявил член совета ТРО «Опора России» Максим Воробьев.
«Я считаю, вполне возможно составить объективную картину предпринимательского мнения. Если опросы будут анонимными, если будут задаваться корректные вопросы, и это все будет для пользы дела, почему бы предпринимателям не ответить на них? Я думаю, рейтинг поможет. При условии, что его удастся сделать открытым, объективным, и он будет донесен до органов властей, которые смогут посмотреть на себя со стороны», – отметил Воробьев.
Идея рейтинга инвестиционной привлекательности заключается в нескольких ключевых пунктах. Он должен базироваться на оценках развития инфраструктуры, инвестиционной стратегии региона, работы с инвесторами, поддержки малого бизнеса. И, конечно, учитывать, насколько комфортно заниматься бизнесом в регионе (включая все процессы: от регистрации юридического лица до подключения к необходимым коммуникациям и разнообразных проверок и инспекций). Но поможет ли этот проект самим предпринимателям?
«Сомнения агентств неслучайны. Бизнесмены никогда не будут активно принимать участие как в рейтингах, так и в опросах, так как давно поняли, что в этом нет никакой выгоды, – сетует директор торгово-промышленной компании Юрий Темнопортов. – Порой складывается ощущение, что рейтинги делаются лишь для того, чтобы быть. Происходит ли что-то после их публикации, влияет ли это на развитие бизнес-среды – никто не знает».
«На деле же начинающий предприниматель сталкивается с огромным количеством проблем и неясностей – как в документообороте, так и в налогах. Очень легко попасть на штрафы, разориться на отчетах. Но это не только у нас в области. Программы поддержки существуют, да. Но попробуйте найти хотя бы одну реальную историю, когда это сработало, или помогло. Я таких не знаю», – добавил Темнопортов.