Бизнес Права потребителя изменили для продавцов

Права потребителя изменили для продавцов

Правительство РФ расширило список технически сложных товаров, покупатели которых имеют только 15 дней на то, чтобы в случае обнаружения недостатков вернуть деньги или обменять покупку на товар надлежащего качества. Эксперты считают, что изменение пролобби

Правительство РФ расширило список технически сложных товаров, покупатели которых имеют только 15 дней на то, чтобы в случае обнаружения недостатков вернуть деньги или обменять покупку на товар надлежащего качества. Эксперты считают, что изменение пролоббировали крупные торговые сети.

В перечень товаров, сроки возврата и обмена которых ограничены 15 днями, теперь включены посудомоечные машины, электрические плиты, мониторы, игровые приставки и ряд других крупных и малых бытовых приборов, а также легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты. Кроме того, в перечне фигурируют цифровая фото- и видеотехника, «оборудование навигации и беспроводной связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями» – под данное определение подпадают многие смартфоны, планшеты и автомобильные навигаторы.

Как рассказала специалист юридического отдела Группы IT-компаний «Арсенал+» Татьяна Куркова, закон остался прежним, просто расширился перечень технически сложных товаров, которые потребитель может вернуть в течение 15 дней при наличии в товаре любого недостатка. После истечения 15 дней со дня покупки товара потребитель может вернуть товар и получить за него деньги или обменять товар на другой только при наличии в товаре существенного недостатка.

«При этом обращаем внимание на тот факт, что понятие «существенный недостаток» определяется не желанием потребителя, а сформулировано в Законе «О Защите прав потребителей». Согласно закону существенный недостаток – это неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. Для определения существенности недостатка нет необходимости проводить экспертизу, вполне достаточно проверки качества, проведенной продавцом товара. Например, чтобы покупатель смог вернуть деньги за сотовый телефон, недостаток должен быть существенным. Для определения существенности недостатка телефон будет отправлен на проверку качества в сервисный центр либо мы проведем проверку своими силами. В случае если недостаток будет признан существенным, мы возвратим потребителю деньги или обменяем телефон. Если недостаток не будет является существенным, то тогда мы просто возвращаем отремонтированный телефон потребителю», – подчеркнула Татьяна Куркова.

Что касается товара надлежащего качества, то правила его возврата в связи с утверждением перечня не изменились.

Кроме того, мы считаем, говорит Татьяна Куркова, что новый перечень никоим образом не ущемляет права потребителей, так как необходимость его принятия назрела уже давно, ведь с 1997 года, когда был утвержден прежний перечень, список технически сложных товаров значительно расширился.

Фактически к технически сложным товарам (ТСТ) отнесено 80 процентов бытовой техники. Ранее действующая редакция перечня относила к сложным технически товарам примерно треть бытовой техники. В отношении товаров, не входящих в перечень технически сложных, закон не ограничивает срок возврата и обмена.

Как пояснил член совета Союза потребителей РФ Илья Чернышев, особенно стоит обратить внимание на то, что перечень дополнен таким пунктом, как оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями. «Таким образом, гаджеты и мобильные телефоны с сенсорным дисплеем вернуть теперь можно по истечении 15 дней лишь в том случае, если недостатки, проявившиеся после покупки, будут существенными. К сожалению, это определение в каждом конкретном случае может вызвать спор между потребителей и продавцом», – считает Илья Чернышев.

У понятия «существенный недостаток» есть четкие критерии, объясняет президент Ассоциации товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Александр Онищук. Его должна устанавливать экспертиза. «Существенный недостаток – это неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без соразмерных расходов или затрат времени, или который повторяется вновь. То есть, например, лопнул корпус стиральной машины. Его варить нельзя, ничего нельзя, надо только менять. То есть существенный недостаток просто так не устраняется. Это не просто нам кажется, что он существенный, какая-то там подсветка перегорела, нет, у существенного недостатка есть четкое определение», – пояснил Александр Онищук.

Под существенным недостатком законодатель понимает неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. Такая формулировка создает сложности в защите потребителем своих прав.

«В нашей практике были случаи, когда суд не усматривал в недостатке существенности по признаку неоднократности, обосновывая это тем, что недостаток может быть легко устраним. Вместе с тем, если представить ситуацию, когда у злополучного сенсорного мобильного телефона ломается сначала одна деталь, затем другая, затем третья, то все, на что может рассчитывать потребитель – безвозмездное устранение недостатков», – отмечает Илья Чернышев.

По его мнению, такие изменения выгодны продавцам. Очевидно, что внесенные в законодательство изменения объясняются лоббированием со стороны крупных торговых сетей по продаже электроники. Принятые же новые формулировки настолько размыты, что уже вызвали споры у экспертов в сфере защиты прав потребителей. Как сложится судебная практика будет ясно в течение полугода.

Новые правила приведут к значительным затруднениям, которые будут испытывать миллионы российских потребителей с обменом или возвратом некачественной бытовой техники, соглашаются специалисты ООО «Центр по защите прав». Теперь потребителю по истечении 15 дней после покупки товара и выявления в нем недостатка, не относящегося к существенным, придется ждать ремонта, максимальный срок которого должен составлять 45 дней.

В результате, возрастет количество конфликтных ситуаций, связанных с продажей низкокачественной техники. Увеличится нагрузка на сервисные центры и, следовательно, увеличатся сроки ремонта и очереди. Все это создаст дополнительную напряженность в отношения между потребителями, продавцами и производителями.

Фото: Фото с сайта Chicagotribune.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Тюменка съездила в Казахстан и честно рассказала об огромных минусах отдыха в соседней стране
Виктория Бондарева
экскурсовод
Мнение
Дети не должны видеть ссор: зрительница Тюменского театра кукол высказалась о постоянных конфликтах артистов
Виктория
тюменка
Мнение
Не хочешь — заставим: ответ депутату, который предложил закрепить законом статус «Глава семьи» за мужчиной
Екатерина Бормотова
Журналист оперативной редакции
Мнение
Как бить жену правильно и почему все зря набросились на имама из Казани, который этому учит
Галеева Венера
Мнение
«Полжизни подвергаются влиянию липкого налета»: действительно ли нужно чистить зубы дважды в день?
Лилия Кузьменкова
Рекомендуем