21 апреля воскресенье
СЕЙЧАС +11°С
  • 10 апреля 2019

    В мобильную версию добавили кнопку с комментариями

    Дорогие читатели! Теперь оставлять комментарии на 72.RU в мобильной версии стало удобнее. Внизу каждого материала появилась закрепленная синяя кнопка с комментариями. Чтобы добавить свой отзыв, просто нажмите на карандаш. Чтобы прочесть имеющиеся, жмите кнопку «Все комментарии».


    26 марта 2019

    Делитесь фотографиями в соцсетях одним кликом!

    У нас новая функция, благодаря которой делиться фото и новостями сайта можно одним кликом. Для этого нужно нажать на снимок, выбрать в правом нижнем углу соцсеть, кликнуть «Отправить». В мобильной версии сайта эта возможность появится позже. А вы уже опробовали новый функционал? Вам понравилось?

    19 февраля 2019

    Кнопки форматов теперь стали кликабельными

    У наших текстов есть обозначения форматов — среди них истории, репортажи, интервью, инструкции, фоторепортажи, мнения и многое другое. Теперь эти форматы кликабельны — например, если вы нажмете на формат «интервью», вы увидите все подобные материалы 72.RU. 

    Подробнее
    Еще

Сплошная «нечисть»: простая инструкция, как наказать дорожников за снег и гололёд

Все зимние беды на проезжей части регламентированы, а взыскать ущерб автомобилистам вполне реально

Поделиться

По нормативам через несколько часов после снегопада дороги должны быть без снега, наката и льда, а если это не так — виновным в аварии могут признать дорожников

Фото: Олег Каргаполов

В часы пик карта пробок напоминает кровеносную сеть с тромбами многочисленных аварий. И многие из них, вероятно, спровоцированы состоянием дорог: накатом, колеями, рыхлыми обочинами и брустверами. Практикующие юристы рассказали нам, как добиться компенсации от дорожников, когда снега по колено.

Что такое нечищеная дорога де-юре

Гололёд в России, как и дыры на асфальте, стандартизирован — за это отвечает ГОСТ Р 50597–2017. И не каждая снежинка на дороге наказуема.

Например, допускается не прочищать некоторые дороги до земной тверди, а формировать уплотнённый снежный покров — мечту дрифтеров.

Уплотнённый снежный покров должен быть относительно ровным (например, с колеями не глубже 3 см) и лишь на дорогах с низкой интенсивностью — до 1500 автомобилей в час

Фото: Артем Краснов

Нагруженные дороги чистить нужно на совесть, не оставляя на них рыхлого снега, слякоти и так называемой зимней скользкости — гололёда, наката и тому подобного.

Дороги в основном посыпают поваренной солью, что делает их грязными, зато позволяет избежать снежного наката, за который дорожников могут привлечь к суду

Фото: Артем Краснов

На уборку дорог даётся время, допустим, городские улицы с высокой интенсивностью нужно чистить в течение трёх часов после окончания снегопада, малонагруженные — до 12 часов. Не допускается нарастание снежного покрова выше 1–5 см (в зависимости от категории дороги). Нормативы оговаривают высоту и расположение снежных брустверов.

Учить все эти параметры наизусть не нужно. Главное, если у вас есть ощущение, что авария случилась из-за плохо убранной дороги, вызывайте на место сотрудников ГИБДД и составляйте один важный акт.

В акте выявленных недостатков содержания дорог отражаются выявленные проблемы, в данном случае, выбоина, но может быть и снежный накат или глубокая колея 

Фото: ГИБДД

Задокументировать «нечисть»

Акт выявленных недостатков в содержании дорог оформляют сотрудники ГИБДД, и это очень важный документ.

— Ждать инициативы от инспекторов, как правило, бесполезно: для них это просто лишняя работа, — объясняет юрист Евгений Жарнаков. — Иногда нужно просто настоять на оформлении акта.

Что если водитель растерялся, и акт не составили на месте происшествия?

— В дальнейшем это осложнит ход дела, но возможны и другие зацепки, например, если водитель в явном виде отразил состояние дорожного полотна и его связь с аварией в объяснительной.

Скажем, можно указать, что покрытие улицы Ленина представляло собой продольные полосы снежного наката и обледенелого асфальта с низким сцеплением, что не позволило избежать столкновения при соблюдении пункта 10.1 ПДД.

Пригодятся и фотографии места аварии, где хорошо различимо состояние дороги.

Скользкий пункт ПДД

Пункт 10.1 ПДД невредно вызубрить, потому что водителей «судят» по нему частенько. Если вкратце, он требует выбирать скорость сообразно условиям, а в случае чего — отважно и быстро тормозить.

Любая авария на скользком покрытии двояка, ведь может быть виновен и сам водитель — допустим, все ехали 40 км/час, он же лавировал на 80 км/час.

— В суде обе стороны выдвинут аргументы, например, дорожники могут сослаться, что уложились в нормативы по времени, — комментирует автоюрист Лев Воропаев. — Но даже если не уложились, и покрытие было «ненормативным», это не гарантирует победы водителя. Суд может назначить автотехническую экспертизу, которая отвечает на вопрос: находилась ли авария в причинно-следственной связи с состоянием полотна? Если нет, то вину, скорее всего, возложат на водителя.

Дорожников могут даже оштрафовать по статье 12.34 КоАП за неисполнение обязанностей, но при этом отказать водителю в компенсации ущерба.

Езда по таким колеям может дестабилизировать автомобиль, но это не означает автоматической вины дорожников: водитель должен ещё подтвердить, что причиной аварии стало качество покрытия

Фото: Александр Файрузов

Нарушение пункта 10.1 ПДД часто используют против водителя, вот пример: Volkswagen напоролся на отогнутый фурами и неосвещённый рельс безопасности, но суд счёл, что его скорость не соответствовала условиям.

— Оспорить нарушение по пункту 10.1 ПДД можно в суде в административном порядке, что повысит затем шансы выиграть гражданское дело, в рамках которого и решается, кто должен компенсировать ущерб, — добавляет Лев Воропаев. — Но в любом случае гражданское судопроизводство будет зависеть от того, что являлось причиной аварии: действия водителя или состояние дорог.

На кого подавать в суд

Ответчик в делах о нечищеных дорогах — организация, которая занимается их содержанием: это может быть сторонняя фирма или, например, администрация населённого пункта.

За очистку улиц в Челябинске и Магнитогорске, а также автодороги Челябинск — Екатеринбург (трасса «М-5») отвечает АО «Южуралмост». Остальные дороги области с начала 2019 года содержит новая для региона компания — ЗАО «Ойкумена», выигравшая контракт на 15 миллиардов рублей.

— Если сразу установить ответственную организацию не удается, мы оформляем запрос, например, в управление дорожного хозяйства Челябинска, — объясняет Евгений Жарнаков. — Хотя они могут отвечать долго, до месяца, это позволяет точно установить ответчика.

Снегоуборочные машины наметают по краям улицы брустверы, и их размеры и расположение также регламентированы

Фото: Денис Юсупов

Как работают суды

У крупных компаний есть штат юристов, которые попытаются доказать непричастность подрядчика к инциденту и возложить вину на водителя.

— Задача водителя — собрать как можно больше документов в свою пользу, — считает Лев Воропаев. — Помимо акта выявленных недостатков помогает административный штраф для дорожников по статье 12.34 КоАП — такое решение по административному делу станет аргументом для суда по гражданскому делу. Думаю, в интересах водителя собрать максимум доказательств своей правоты, чтобы не доводить до автотехнической экспертизы.

Суд может распределить ответственность в пропорции, например, 30:70 или 50:50. Иногда споры вызывает размер ущерба.

— Бывают ситуации, когда часть повреждений не связана с первопричиной инцидента, и ответчик постарается снизить требования на эту сумму, — уточняет Евгений Жарнаков. — Для этого порой назначают трасологическую экспертизу.

Массовая авария в Магнитогорске: вдобавок к неважному покрытию — густой туман

Фото: «На дорогах Магнитки»/Vk.com, отделение пропаганды ГИБДД по Магнитогорску

Каковы шансы выиграть суд?

— Шансы достаточно высокие, если водитель изначально повёл себя грамотно и добился оформления необходимых документов, — считает Евгений Жарнаков.

Чуть более скептически настроен Лев Воропаев:

— В таких делах определяющими являются даже не сами обстоятельства случившегося — толщина снежного покрова или скорость водителя. Самый важный вопрос — что стало причиной аварии, — объясняет он. — При наезде на открытый колодезный люк выводы автотехнической экспертизы с большой вероятностью будут в пользу водителя, но при некачественной уборке улиц — не факт. После снегопадов состояние дороги «очевидно» для участников движения, и, подозреваю, эксперт просто укажет, что водитель мог избежать аварии, двигаясь с меньшей скоростью.

Так что в снегопады нужно прежде всего не переоценивать свои возможности. Но если состояние дороги из рук вон плохое — грамотно оформляйте инцидент и добивайтесь компенсации в суде.

Кто больше виноват в многочисленных авариях во время недавних снегопадов?

  • Медлительные дорожники
  • Стремительные водители