Авто Тюмень–Алтай: от бездорожья к серпантину

Тюмень–Алтай: от бездорожья к серпантину

Что главное, когда отправляешь в отпуск в авто- или мотопутешествие, кроме подготовки себя и агрегата? Конечно, это дороги, по которым придется ехать. Собираясь в отпуск, до последнего дня я не знала, куда отправиться. В итоге был выбран Горный Алтай. Многие тюменские мотоциклисты уже давно побывали в тех местах, нам же только предстояло оценить местные красоты.

Сборы и начало пути

Важным фактором для старта путешествия была погода – все-таки мотоциклы не столь защищены от внешних условий, в отличие от автомобилей, да и ехать куда-либо в дождь не было никакого желания. Понедельник, вторник – законный отпуск проходит под аккомпанемент дождя. Каждый час обновляю страницу Яндекса, а вдруг погода порадует? И, наконец-таки, среда – обещанное солнце слегка пригревает, поэтому надо успевать.

В поездку решено было брать минимум вещей: немного инструментов, палатка, два спальника, чехлы для мотоциклов. Дождевики и теплая одежда были надеты сразу, так как 20 градусов и солнышко ничего теплого не предвещали. По стечению вышеописанных обстоятельств пришлось выехать в полдень, что не особенно хорошо, ведь значительная часть светового дня уже позади.

1 из 3

Целью первого дня было доехать до Омска. Об этой федеральной трассе говорилось много всего нелицеприятного – и все это правда. Оговорюсь сразу, что городские дороги и федеральные трассы в разных местах выглядят абсолютно по-разному. Да, в Тюмени хорошие дороги. Да, до Ялуторовска и Заводоуковска можно спокойно доехать по хорошей трассе. Но вот то, что творится на участке от подъезда к Ишиму до Абатского – не поддается никакой критике. И понятно было бы, если это была бы недавняя проблема, но в таком безобразном состоянии этот участок трассы не один год. Перед въездом на этот участок «дороги» мы встретили мотоледи, загоравшую на мотоцикле рядом с остановочным пунктом. Подъехав, мы узнали, все ли в порядке. Она радостно ответила, что все отлично, показала загоревшие руки и лицо, сказала, что едет с Алтая, и там попала под град. Посмеялась, что нам предстоит только проходить тот дорожный ад, который она уже преодолела.

Пообщавшись, мы двинулись вперед. Переваливающиеся с боку на бок фуры, издевательские знаки ограничения скорости в 50 км/ч (при фактической – в 20-30 км/ч), отдыхающие дорожные рабочие и смельчаки, обгоняющие медленный автокараван и рискующие своей подвеской. Некоторые ямы были величиной почти с мотоцикл, что внушало священный трепет и страх перед этой трассой.

1 из 3

И, как в сказке, при пересечении границ Тюменской и Омской областей, мнение о дороге кардинально сменилось на противоположное. Неплохая трасса, за которой омичи следят. Есть несколько участков, где идет ремонт, но они не критичны. Полностью вымотанные и выжатые, как лимон, мы подъехали к Омску. На подъезде к городу есть отличное кафе и мотель «Кристалл». Там в основном обитают дальнобойщики, а рядом находится мотомагазин. Моему спутнику это место было уже известно, стоило только найти его спустя два года. Как оказалось, оно действительно достаточно безопасно. Об этом кафе знают только те, кто здесь постоянно бывает, с трассы напрямую сюда довольно проблематично попасть, если не знаешь точно, куда нужно сворачивать. В общем, не разбирая мотоциклы и не зачехляя их, мы сняли номер на 12 часов с двумя односпальными кроватями всего за 300 рублей с человека, включая душ. Вкусная и свежая еда, а также сладкий чай согрели нас. Спали довольно беспокойно, потому что впереди предстоял довольно непростой и неизвестный путь.

День второй. Путь не туда

Рано утром мы выехали из мотеля и направились в сторону Новосибирска. Только когда мы въехали под знак «Омск», мы поняли, что федеральные трассы и городские дороги, как я отмечала выше, абсолютно разные вещи. Об этом кричали колеи и глубокие ямы повсюду на дороге. Не скажу, что во всем Омске плохие дороги, но те, по которым передвигались мы, были далеко не лучшими.

1 из 3

Ехали мы медленно, жалея мотоциклы, тем более в незнакомом городе приходилось ориентироваться на указатели. Нам сигналили со всех сторон, хотя 50-60 км/ч в городе – не думаю, что слишком мало. Ну да ладно. При выезде из города я пообещала себе, что буду на тюменских дорогах относиться с осторожностью и пониманием к автомобилям с иногородними номерами. Ведь чужой город – это не те известные улицы и переулки, по которым ты ездишь каждый день на работу или в магазин. Новый город представляется мне сплошным лабиринтом, где спасительной нитью протянуты указатели выхода на М52.

До Новосибирска доехали без проблем, но чуть не уснули. Дорога почти прямая на всех участках, пейзаж на всей трассе между городами – «заставка безмятежность». Практически вся трасса до него уложена плитами, поэтому в некоторых местах, где асфальт особенно износился, это ощущалось как нигде. Пугали так называемые будильники на дороге – расположенные перпендикулярно к дороге мини-лежачие полицейские, это, видимо, вспученный на стыке плит асфальт. Создавалось ощущение, что на этих участках заложены трубы, которые сверху покрыты асфальтом.

1 из 3

И вот перед нами Новосибирск. Над нами пролетели четыре военных вертолета – красиво, но немного не по себе. Первый указатель на круговой развязке указывал на сверток, ведущий в Барнаул и Павлодар. Через некоторое время перед нами появилась вторая круговая развязка – на ней был уже только Павлодар, Новосибирск и почему-то Чита. Решив, что раз на первом указателе направления на Барнаул и Павлодар совпадали, мы двинулись в сторону казахского города.

Проехав первые 50 километров, мы засомневались в правильности выбранного пути, но обратной дороги уже не было. Только вперед. К такому настрою располагала и идеальная дорога. Сосновый бор по краям трассы, свежий воздух, небольшие холмы, прекрасный зеленый ландшафт, открывающий вид на бескрайнее водное пространство, захватывали дух. Во время одной из остановок было решено ехать в сторону города Камень-на-Оби, кроме прочего, нужно было найти место для ночевки.

1 из 3

На подъезде к городу было много военных баз, где располагались локаторы. Местные в разговоре отметили, что не все дороги в Алтайском крае настолько хороши, как этот участок, предупредили, что в сторону Барнаула придется ехать значительно медленнее, но при этом добавили: «Хотя эта дорога раза в два лучше, чем ваша до Абатского». И тут о нас знают, подумали мы.

День третий. Путь в горы

Почти не поспав во вторую ночь, утром мы собрались в дорогу, настроившись на плохой асфальт. Да, он действительно был на участке порядка 50 километров, но ехать было намного проще, чем в Тюменской области. Машин было не так много, но часто появлялись туристические автобусы. Объяснить это легко: пейзажи Алтайского края и Республики Алтай действительно восхитительные. Одним словом, легендарный Чуйский тракт оправдал себя – древний путь превратился в неплохую современную федеральную трассу.

1 из 3

После Горно-Алтайска был небольшой участок ремонта дорог, где открыта только одна полоса для проезда, но это тоже оказалось не критично. В самом городе дороги тоже неплохие, на ямы, как в Омске, налетать не приходилось.

Дальше решено было ехать в сторону Телецкого озера, до поселка Артыбаш – порядка 180 километров. И все это расстояние – по горному серпантину. Захватывающее зрелище вперемежку с острым чувством осторожности. Слева – скалы и горы, справа – горные реки: сначала Катунь, потом Бия, а впереди дорога, которая ведет вверх, и не видно, куда она поворачивает, пока не окажешься на самом верху. Крутые повороты и не всегда качественный асфальт позволяли ехать в среднем со скоростью 50 км/ч. Нас часто обгоняли автомобили, но это ничего – эго не пострадало, да и мы, слава богу, тоже.

1 из 3

Вообще почему-то горные дороги «убиты» именно в самом конце спуска. Однажды нам даже помигал фарами встречный автомобиль, и мы, сообразив, притормозили, что позволило нам избежать попадания не в самую маленькую яму.

По словам местных, после Артыбаша асфальтированная дорога тянется еще пару километров, после чего остаются лишь грунт и горы, где можно проехать на уазиках или квадроциклах.

О бензине

Во время всего путешествия мы заливали только 95 марку. Практически везде стоимость была одинакова, только в Омской области дешевле на несколько десятков копеек, чем в Тюменской. В Горном Алтае цены значительно выше – примерно на два рубля. При этом, нужно отметить, что недостатка в заправках в горах определенно нет. Бензин разный, но преимущественно хороший, хотя при скорости 50 км/ч особой разницы не замечаешь.

1 из 2

О подставах

Меня как неопытного мотопутешственника чуть было не подкупила группа из пяти-шести человек на обочине трассы Омск-Новосибирск, практически выпрыгивающих на дорогу перед мотоциклом и просящих жестами об остановке. Парни всем своим видом показывали, что у них сломался автомобиль и просили о помощи. Почему мы решили, что это мошенники? Потому что обычные граждане, когда ломался их транспорт, спокойно стояли возле автомобиля и звонили кому-то по мобильному, другие же так же невозмутимо меняли колеса.

Вот таким представился нам путь по западной и центральной части бескрайней Сибири. Правда, я и мой спутник довольно скептически относились к поездке: обоим мотоциклам по 20 лет, да и я всего второй сезон за рулем. Но все, что было в дороге и на отдыхе, оставило самые лучшие воспоминания и понимание того, что мы слишком мало знаем свою страну. О том, что такое Горный Алтай и где есть места для отдыха, следовало бы написать отдельный рассказ. Пока же можно сказать, что ехать туда стоит – это точно.

Фото: Фото автора и Сергея Морозова, инфографика автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем