Авто Хетчи наступают, седаны – в обороне, пикапы – в спячке

Хетчи наступают, седаны – в обороне, пикапы – в спячке

Какие машины любят россияне? Последние десять лет структура спроса изменялась, и в этих переменах есть тенденция. К примеру, хетчбэков по стране за этот период стало больше на 5%, внедорожников – в два раза. Вместе с этим снизилась потребность в универсал

Какие машины любят россияне? Последние десять лет структура спроса изменялась, и в этих переменах есть тенденция. К примеру, хетчбэков по стране за этот период стало больше на 5%, внедорожников – в два раза. Вместе с этим снизилась потребность в универсалах, мини-вэнах и купе. Самыми стабильными оказались седаны – они занимают почти половину всего рынка страны. Почти не меняется ситуация с кабриолетами, доля которых выросла с крошечных 0,3 до 0,4%, и пикапами, которых стало тоже немногим больше – 1,2%. Таким образом, самые интересные модификации для россиян – седаны, хетчи и внедорожники.

«На самом деле уменьшение доли мини-вэнов и универсалов на нашем рынке вызвано размыванием границ между кузовными версиями. По сути, кроссоверы – это универсалы, поэтому, когда возникает вопрос, что купить – универсал или «паркетник», выбор в большинстве случаев делается в пользу вторых, – считает уральский эксперт Александр Рулевский. – Кстати, эта тенденция хорошо просматривается на примере развития Volvo: сначала они выпускали универсалы, потом перешли на универсалы повышенной проходимости, позже занялись «паркетниками». Универсалов в чистом виде, которые существовали в середине-конце 90-х годов, сейчас не найти. Мини-вэны пошли «вглубь», то есть их различные модификации стали называть по-разному: «микровэны», «компактвэны» – они попали в разные классы. Фактически это такое же размывание границ. Поэтому утверждать, что спрос на универсалы и мини-вэны снижается, я бы не стал».

Действительно, производители в последние годы наметили одну явную тенденцию создавать модификации имеющихся моделей. К примеру, хетчбэки обвешивают пластиковыми бамперами, увеличивают клиренс и выводят на рынок еще одну модель, занимая промежуточную классовую нишу. Примеры из последних новинок – Renault Sandero Stepway или Skoda Roomster и Fabia Scout. У тех же Renault есть модели Espace и Scenic: по факту оба мини-вэны, только первый позиционируется как компактвэн.

Согласно статистике SmartUs.ru, явное стремление вверх у хетчбэков наметилось пять лет назад: их доля увеличилась с 17,4 до 19,3% и продолжает расти до сих пор. В прошлом году они заняли почти 23% рынка. Это связано с тем, что кузов становится популярен в разных сегментах: от А до D-классов, среди них самые покупаемые модели Ford, Renault, Kia, Hyundai и, конечно, Lada.

Кстати, всплеск интереса к «европейскому» кузову пришелся как раз на 2007-2008 годы, когда АвтоВАЗ стал выпускать «Калины» и «Приоры» хетчбэки. Сейчас эта модификация популярна в сегментах B и C – там предложение самое широкое.

«Почему-то многие утверждают, что россияне любят седаны, – считает автомобилист Антон Смеховицкий. – Я думаю, это полный бред. Жители страны вынуждены были любить седаны в годы советского застоя, но как только на рынке стали появляться «Лады» семейства «Спутник», а потом и иномарки, россияне оценили хетчбэки. На мой взгляд, это самый удобный для горожанина тип кузова: компактный, но практичный за счет возможности складывать сиденья. Седаны имеют лидерство среди больших машин, но для городских авто все же кузов хетчбэк кажется более разумным».

А вот класс миниатюрных автомобилей, который весь состоит из хетчбэков, занимает только 2,3% рынка. Daewoo Matiz, Kia Picanto, Chery QQ, Peugeot 107, Chevrolet Spark, Citroen C1, Toyota IQ – есть из чего выбрать, однако стабильно невысокий спрос на них держится на протяжении нескольких лет – на уровне 2%. Согласно данным «Автостата», с 2008 года доля А-класса на рынке увеличилась всего на 0,1% – с 2,2% до 2,3%. Тройка самых компактных лидеров выглядит следующим образом:

Относительно небольшой интерес к этим машинам объясняется их «утрированно» компактными размерами, которые с практической точки зрения подойдут не каждому. По природе это городские автомобили, соответственно поездки часто ограничиваются мегаполисом и асфальтированными трассами. Еще одна веская причина не в пользу А-класса – цена.

За аналогичные или чуть большие деньги можно выбрать экземпляр из сегмента посерьезнее. Например, IQ стоит почти 778 тысяч рублей – это ценник Toyota Corolla, Ford Mondeo или Mazda6! Хотя преимущественно отсчет начинается с 330 тысяч, но это с механической коробкой. С типичным для этого класса женским атрибутом – АКПП – прайс приближается к 400 тысячам рублей. А на этом поле играют новые бюджетные седаны классов B и С, к ним присоединяется предложение вторичного рынка. Хотя до цены «Матиза» спуститься может не каждая бэушная иномарка – отсюда и популярность модели.

В свое время самым бюджетным автомобилем в этом классе был «Ока»: в 2007 году она стоила 123 тысячи рублей. И надо отдать должное – этот феномен разрабатывался в недрах отечественного автопрома.

По данным сервиса «Автообъявления» на сайте 72Avto, в Тюмени за 300–400 тысяч рублей можно приобрести Renault Logan 2008 г.в., Nissan Almera 2007 г.в., Hyundai Accent 2007 г.в., Hyundai Getz 2006 или 2008 г.в., Chevrolet Niva 2007 г.в.

Как правило эти модели выше классом, основная часть – с более мощным двигателем, есть варианты как с механикой, так и автоматом.

«Если не предъявлять к «Оке» завышенные требования, воспринимать этот автомобиль адекватно – как чисто утилитарный автомобиль, он вполне удобен и у него есть свои плюсы. В основном они вытекают из размеров машины. Например, ее вес около 650 кг, и если она где-то застрянет, то вытолкать «Оку» – плевое дело, – делится впечатлениями владелец «Оки» Денис. – Зимой в снежной каше, которой заваливают въезды во дворы, она не застревает – опять же из-за легкости, маневренности и короткой колесной базы. Багажник в принципе небольшой: два спортивных рюкзака входят, при сложенном заднем ряде сидений я перевозил комод и пару горных велосипедов. Машина очень экономичная: на трассе есть не больше пяти литров, в городе около семи. Очень выгодна в обслуживании, хотя с оригинальными запчастями напряженно, зато к ней подходят многие детали от вазовских «пятерок».

После покупки я вложил в нее тысяч восемь. Что касается безопасности, то сравнивать с современными автомобилями смысла нет: к примеру, для ремней безопасности не предусмотрены преднатяжители. Зато внутри автомобиля очень хорошо ощущается скорость, и превышать ее желания не возникает. Один большой минус – это проблемы с электрикой. Ну и восприятие «Оки» на дороге: многие не пропускают, зажимают. В салоне, конечно, все кондово и просто: обивка дверей – картонная, «прямые» сидения, не очень удобная подсветка. А в целом я доволен: как средство передвижения она выполняет свои задачи».

Относительно А-класса эксперты сходятся во мнении, что эти модели – нечто вроде «пробников» по всему бренду. Они приводят новых клиентов: с маленького авто молодые люди постепенно пересаживаются на В-класс, потом на С и D. Зато это играет в плюс качеству малолитражек – чтобы человек стал поклонником марки, его нужно очаровать на старте.

Особенности кузова определяют судьбу еще одного класса автомобилей – пикапов. Если в США и Великобритании они пользуются огромной популярностью, в России они занимают всего 1,2% рынка. Среди них Mitsubishi L200, VW Amarok, Ford Ranger, Nissan Navara, Toyota Hilux, Ssang Yong Actyon Sport, отечественные «УАЗ Patriot» и китайские Derways. Пока все они недооценены по сравнению с теми же бортовыми «газелями», на которых ГАЗ делает неплохие деньги – к примеру, такие модификации пользуются самым большим спросом по программе утилизации. В свое время пикап пытались сделать из «Оки», но все закончилось выпуском нескольких опытных образцов. А вообще, насчет пикапов в нашей стране много предубеждений – воспринимать их как машину на каждый день отважились немногие.

«Несмотря на незначительный спрос, будущее у пикапов в России определенно есть, – продолжает Александр Рулевский. – Конечно успеха, как в Америке, у них не будет. Но когда больше людей переедут за город или в таунхаусы, будут иметь собственное хозяйство, дачи, тогда пикапы найдут своих потребителей. Скорее всего, они займут место второго автомобиля в семье как чисто утилитарная машина. Сейчас некоторые делают выбор в пользу пикапов, а не внедорожников, поскольку они сравнимы по проходимости, кузов удобнее для охоты и рыбалки, с ними можно выделиться на дороге, по цене пикапы ниже. В основном этот выбор происходит в рамках одной марки: вроде покупаешь большой автомобиль известного бренда, но подешевле. Других, напротив, смущает неудобство парковки в городе или «воздух в багажнике». Думаю, время пикапов еще придет, не зря производители оценивают Россию как рынок, готовый воспринять эти модели, и делают новые предложения».

В целом автомобильный спрос в России не отличается от зарубежного своими корнями: он зависит от благосостояния, потребностей автомобилистов, культурных, географических и экономических особенностей страны, в конце концов, автомобильной историей. У нас доминируют практичные седаны с внедорожниками, в Турции – вместительные мини-вэны и грузопассажирские фургоны, в центральной Европе – универсалы и хэтчбеки, в Тайланде и США – пикапы, на Мальте и в Европейских мегаполисах – миниатюрные хетчи.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем