Авто Автомобилистов держат на коротком поводке с острыми шипами

Автомобилистов держат на коротком поводке с острыми шипами

Гражданские слушания в рамках акции «Честь дороже взятки», которая стартовала в 2010 году под эгидой ГУВД, прошли на днях в Тюмени. Член Общественного совета при ГУВД области Светлана Ярославова поделилась своими наблюдениями за ходом диалога представител

Гражданские слушания в рамках акции «Честь дороже взятки», которая стартовала в 2010 году под эгидой ГУВД, прошли на днях в Тюмени. Член Общественного совета при ГУВД области Светлана Ярославова поделилась своими наблюдениями за ходом диалога представителей общественности и Госавтоинспекции, ее публикацию на сайте ГУВД Тюменской области мы приводим ниже.

Непростой диалог силовиков с представителями гражданского общества о коррупции в рядах сотрудников ГИБДД начался еще ранее, когда проводилась акция «Чистые руки» в Общественной приемной Гражданского форума Тюменской области. Тогда, говоря о коррупции в целом и ее различных проявлениях в нашей жизни, особый упор был сделан на автомобильной теме. У каждой из сторон накопилось много вопросов друг к другу.

Надо отдать должное руководству Госавтоинспекции: нашли смелость прийти лично на гражданское вече, хотя отдавали себе отчет в том, что им придется выслушать, в том числе и нелестные отзывы. Сначала внимательно выслушали все претензии и вопросы. На это потребовалось много терпения. Хотелось сразу же парировать, приводить аргументы и факты. Силовики выдержали напор. Никто не скандалил, не кричал, все выступающие говорили ровно, старались сдерживать эмоции, приводили реальные примеры и факты. Мы как наблюдатели со стороны видели, что страсти внутри каждой из сторон кипят, но такой диалог уже назрел давно, и надо было сначала «выпустить пар», а потом говорить по существу.

Диалог напоминал игру в теннис. Одна сторона подавала, другая отбивала. И только в конце встречи наконец-то нашли консенсус, а три дела с подачи участников взяты в производство (граждане принесли документы с доказательствами). В результате у той и другой стороны в корзине мнений оказались «черные» и «белые» шары. Со стороны граждан и общественников накопились претензии к стражам на дорогах, связанные в основном с методами работы сотрудников ГИБДД, которые, по мнению автомобилистов, направлены, скорее, на вымогание взяток, нежели на устранение нарушений и профилактику ДТП.

«Черные шары» в сторону ГИБДД

Автомобилисты сетуют на то, что степень вреда, причиненного вследствие нарушений, не соответствует мерам наказания. Если водителя остановили за превышение скорости, но при этом ДТП не было, то почему он должен нести строгое наказание? Водительский стаж позволяет держать хорошую скорость, дорога нормальная, ничего страшного не случилось. Но закон подразумевает, что, когда случится, будет поздно. Такие наказания можно отнести чисто к профилактическим мерам. Водителей воспитывают.

Однако, чаще всего ДТП провоцируют не гонщики со стажем, а тихоходы («чайники»), которые держат колонну, создавая прецеденты сложных опасных обгонов. Но им за скорость 30 километров в час по федеральной трассе наказание не положено. Несправедливо! Автомобилисты считают, что разрешенная скорость в 90 километров в час по хорошей трассе слишком мала для иномарок. Надо разрешить хотя бы 120 километров в час. А где же им тогда развивать свою проектную мощность? Почему выпускают автомобили с таким ресурсом, который намного превышает допустимый режим езды на дорогах? Непонятно.

Все вышеописанное, скорее, следует отнести не к сотрудникам службы ГИБДД, а к законодателям, которые перестраховались при разработке правил езды на дорогах, сохраняя параметры возможностей автомобилей, выпущенных в середине XX века. Они перестарались, а сотрудники добавили еще. Таким образом, пресс на водителей умножился кратно.

Сильно раздражает водителей манера сотрудников ГИБДД «ловить» нарушителей, строить им ловушки, заманивать в сети, прятаться за кустами. Создается впечатление, что идет игра в одни ворота, и вообще – идет охота. Фактически на трассе, да и в городе автомобили постоянно преодолевают препятствия, они вынуждены сдерживать энергию своего «мустанга», – отсюда усталость и досада. Ездить, как хочется, просто невозможно. Если соблюдать все правила, то, как выяснили сами водители, «длина» трассы увеличивается вдвое.

Автомобилистов держат не просто на коротком поводке, а на суровом поводке – с острыми шипами. В результате создается огромное нервное напряжение, скапливается негативная энергия, которая потом выливается в страшные ДТП со смертельными исходами. С другой стороны, формируется негласный закон взаимоотношений «волков» и «овец», где одна сторона «по закону» призвана ущемлять другую. Все автомобилисты мечтают о том времени, когда гаишники будут им партнерами по дороге, обслуживающим персоналом, который убережет их от несчастий, прочитает правила, упредит аварию, защитит от бандитов и пожелает доброго пути. И за это они готовы платить легально!

Водители часто встречаются с ситуациями, когда нарушения им приписывают или значительно усиливают (преувеличивают) степень нарушения. Бывают случаи, когда при заполнении протокола не соблюдают регламент, оформляют документы без свидетелей или с участием ложных свидетелей. В целом стиль работы оценивается водителями как грубый, фискальный. И это поощряется системой. Напрашивается вывод, что эпидемия взяточничества на дорогах произрастает из законодательства, которое создало условия для фискальных, зачастую не оправданных, поборов.

«Черные шары» в сторону автомобилистов

Взятки сотрудникам ГИБДД в 99 процентах случаев предлагают сами водители. С улыбкой и хитроватым прищуром они говорят контрольную фразу: «Может, как-нибудь договоримся – без протокола?». Иные этого не говорят, а сразу предлагают посмотреть документы, в которые вложены соответствующие рангу нарушений купюры. И только в редких исключительных случаях инициатива дачи взятки идет со стороны гаишников. Кто виноват? Автомобилисты не хотят наказаний в виде лишения прав, уплаты крупных штрафов. Они стараются откупиться от наказаний, уйти от ответственности. Их можно понять, ведь автомобиль – это не роскошь и не только средство передвижения. Для многих это средство к существованию. Создалось устойчивое мнение, что без взятки не обойтись. Слишком велико нежелание расставаться с правами.

Еще одно заблуждение водителей, которое выяснилось в результате диалога: многие относят препятствия на дорогах в виде дорожных знаков, указывающих на ремонтные работы, плохую дорогу и т.д., к ведомству ГИБДД. И за это их награждают «ласковыми словами», когда едут по трассе с препятствиями. Однако, эти дорожные знаки расставляет совершенно другое ведомство, отвечающее за дорожное строительство и ремонт, и гаишники сами оказываются в аналогичной ситуации, как и другие водители. Таким образом, после разъяснения Александра Лиханова хотя бы одно противоречие было снято.

Представители ГИБДД высказали свое мнение относительно «белых и пушистых» водителей. Как только те чувствуют безнаказанность, тут же начинают нарушать правила. «А нам плевать на «кирпич» – живу я здесь», – объяснит каждый желающий проехать по чужому двору или припарковаться около магазина. Александр Лиханов настойчиво борется с тонированными на все окна автомобилями, особенно с северным транзитом, который отягощает нашу окрестность давно забытыми звуками автомобильных гудков. И с ними надо бороться, считают сотрудники ГИБДД.

Консенсус

От лица общественности выступил председатель коллегии по транспорту и дорожному строительству Общественного совета Тюмени, председатель Союза автомобилистов Тюменской области Владимир Раков. Он и его коллеги профессионально занимаются общественной экспертизой в сфере нормативно-правового регулирования отношений автомобилистов и сотрудников ГИБДД. Владимир Раков, в частности, сказал: «Мы хотим обсудить взаимоотношения сотрудников ГИБДД и автомобилистов, найти область сотрудничества, выявить узкие места и конфликтные точки. Мы не защищаем наркоманов и алкоголиков, сами готовы звонить и говорить про пьяных за рулем, но нас не слушают. А если человек припарковал машину и стал пить, а его ловят на «НС» (нетрезвое состояние)? Определенная категория лиц зарабатывает на сложностях законодательства». От лица автомобилистов Владимир Раков посетовал на то, что «суды не принимают нашей доказательной базы: ни аудио, ни видео, говорят, что у них нет оснований не доверять сотрудникам ГИБДД, а о деятельности службы собственной безопасности люди вообще мало знают».

На это начальник УСБ ГУВД по Тюменской области Анатолий Бородин ответил: «Люди, которые обращаются к нам, чаще всего приводят сведения на взрыве эмоций, не предоставляя той доказательной базы, которая соответствует нашему регламенту и законам. Мы не отказываемся от обращений, наши двери всегда открыты: ул. 50 лет Октября, 45. Управление собственной безопасности. Телефон сотрудника охраны – 794-780. Позвоните, запишитесь на прием. Если мы видим, что есть состав преступления, сами ищем доказательства, потом передаем дело в прокуратуру». Служба собственной безопасности не скрывается от автомобилистов, пострадавших от коррупции на дорогах.

Заместитель начальника УГИБДД подполковник милиции Александр Лиханов обратился к участникам встречи с горячим эмоциональным призывом: «Дорогие коллеги и земляки! С вашей подачи дебаты в Интернете нешуточные. Но к нам обращаются мало. По телефону доверия с начала года поступило всего 63 сообщения. Из них только 42 о неправильных действиях сотрудников. При проверке оказалось, что большая часть обращений – эмоциональные «всхлипы» обиженных водителей и необоснованные претензии. Всего три обращения от граждан, по которым можно было работать – с фиксацией фактов нарушений. А так не идут, не хотят!

Всего с начала года выявлено 137 нарушений, в прошлом году – 177, 132 сотрудника ГИБДД наказаны. Заведено шесть уголовных дел. Система наказания сотрудников значительно усилилась. Мы стараемся работать открыто. У всех сотрудников есть имена, указанные на табличках. В случае отказа от взятки мы поощряем сотрудника премией в десятикратном размере. Если ему предложили взятку 500 рублей, он получает пять тысяч рублей. И такие случаи были. Один раз нашему сотруднику предложили взятку пять тысяч рублей за отказ от установления вождения в нетрезвом виде. Он привел доказательства дачи взятки и отказа от нее. Получил премию 50 тысяч рублей. А знаки закрашивают и устанавливают и сами водители. Порой у нас фиксируется 120 ДТП в сутки! Да, у нас есть проблемы, но давайте их как-то вместе решать!».

Прослушав информацию о результатах выполненной работы сотрудниками ГИБДД и всем ведомством, автомобилисты поняли, что с той стороны тоже работы много, и люди стараются. Видимо, придет когда-то время, когда вместо людей в форме на дорогах будут стоять роботы с видео-камерами, чтобы вообще исключить «человеческий фактор», и появится доблестная дорожная полиция, отвечающая только за безопасность на дорогах и не уполномоченная фиксировать нарушения и выписывать штрафы.

Результатом встречи стала договоренность о сотрудничестве и повторении подобных акций осенью 2010 года, далее каждую весну и осень, с целью обеспечения обратной связи между стражами на дорогах и общественностью.

Светлана ЯРОСЛАВОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем