Авто Водителей научат оказывать первую помощь

Водителей научат оказывать первую помощь

В ближайшее время подготовка водителей в автошколах станет продолжительнее. Министерства образования и здравоохранения подготовили приказ об увеличении количества часов, отведенных на обучение навыкам первой медицинской помощи с 25 до 72. Теоретические во

В ближайшее время подготовка водителей в автошколах станет продолжительнее. Министерства образования и здравоохранения подготовили приказ об увеличении количества часов, отведенных на обучение навыкам первой медицинской помощи с 25 до 72. Теоретические вопросы по этому разделу будут в обязательном порядке включены в тестовые задания, на которые отвечает кандидат при сдаче на права.

По словам директора департамента медицинской помощи Минздравсоцразвития РФ Ольги Кривонос, за последние четыре года удалось снизить смертность на дорогах почти на 25%. Однако, к сожалению, число погибших все еще остается довольно высоким. Согласно статистике ГИБДД, за период с 2000 по 2009 год в Тюменской области в результате ДТП погибло более четырех тысяч человек человек, а за пять месяцев текущего года жертвами аварий стали 90 человек.

Среди причин смертности жителей Тюменской области гибель людей в дорожно-транспортных происшествиях является третьей по частоте. Огромную роль в предотвращении трагических исходов при ДТП играет своевременное оказание медицинской помощи. Сейчас скорость прибытия бригады скорой помощи по югу региона составляет всего 11 минут, но и в этом случае иногда врачи не успевают спасти чью-то жизнь, когда счет идет на секунды.

Важно и то, кто в момент ДТП оказался рядом с пострадавшим и может ли он до прибытия медиков оказать первую помощь. Статистика неумолима: по словам врача-методиста Тюменской станции скорой помощи Тамары Сорокиной, с 12 июня из 120 случаев ДТП только в двух пострадавшим помогли до прибытия медиков. «Это очень актуальная на сегодняшний день проблема – необходимо качественно обучать водителей, сотрудников ГИБДД, пожарных, чтобы они могли помочь пострадавшим в авариях», – отмечает Тамара Тимофеевна.

Подобное обучение в области уже ведется. По словам директора территориального Центра медицины катастроф Евгения Наумова, в Тюменской области с прошлого года регулярно проводятся обучающие семинары для водителей, работников аварийно-спасательных служб, сотрудников милиции, пожарных. Обучение финансируется из федерального и областного бюджетов. В 2009 году было оборудовано помещение, сформирован класс, и около двухсот учеников заняли свои места, чтобы овладеть навыками первой помощи. Сначала за парту сели сотрудники ГИБДД, затем к ним присоединятся спасатели и пожарные.

Кроме того, по итогам заседания Совета по реализации национального проекта «Здоровье» при губернаторе Тюменской области решено в число обучающихся добавить и преподавателей образовательных учреждений с уклоном на автовождение, а также сотрудников обычных школ. Губернатор указал, что работа в этом направлении должна быть продолжена. Необходимо увеличить количество учебных смен и преподавательский состав. «Важно, чтобы навыками первой медицинской помощи владели не только специалисты. Любой гражданин должен уметь оказать помощь в экстренной ситуации», – подчеркнул губернатор Владимир Якушев.

В учебных планах автошкол на занятия по оказанию первой помощи отводится не менее 24 часов, 15 из которых посвящены приобретению практических навыков. Эту часть курса должен вести специалист с медицинским образованием. При этом, по статистике, только 15% преподавателей автошкол имеют практические навыки оказания первой помощи на дороге. Как правило, большая часть учебного времени проходит в решении экзаменационных билетов. Основными критериями оценки деятельности автошкол являются количество учеников, сдавших экзамен в ГИБДД с первого раза, и количество выпускников, в первые три года попавших в ДТП, поэтому отработка вопросов на экзамен для преподавателя в приоритете. В конце концов, то, как водитель оказал кому-то помощь, на статус автошколы и преподавателя лично не влияет никак, а несданный теоретический экзамен – это проблема для автошколы и ученика.

Помимо того, что в самом процессе обучения в большинстве случаев заложено халатное отношение к медицинскому разделу со стороны преподавательского состава, и сами ученики серьезно этот раздел не воспринимают. Во-первых, они стремятся к главному на тот момент – получить права. Во-вторых, они не представляют в полной мере реальной дорожной ситуации в городе, и, наконец, нет осознания серьезности последствий необдуманного поведения на дороге. Да и с точки зрения психологии, думать о том, что когда-то придется оказать помощь пострадавшему, вряд ли хочется. В конечном счете это приводит к тому, что из школ выпускаются водители, которые в экстремальной ситуации просто не знают, как поступить. В среднем только один из десяти водителей знает, что делать при определенных травмах. Не исключено, что эти десять процентов – врачи.

Чтобы действительно помочь получившему повреждения человеку, водитель должен адекватно оценить ситуацию и принять необходимые меры. Специалисты считают, что для этого он должен знать, как обеспечить проходимость дыхательных путей, как остановить кровотечение, как наложить повязку или шину. Обязательно нужно знать и о правилах транспортировки пострадавшего и иметь навыки приемов реаниматологического пособия (массаж сердца и искусственное дыхание). В общем-то, все эти умения могут пригодиться не только на дороге – бывает, что они оказываются необходимы и в быту.

В принципе, чтобы все это освоить, 72 часов более чем достаточно, полагают эксперты. Главное, чтобы подход был грамотный и обучали специалисты правильным вещам. Кроме того, было бы неплохо, если бы в автошколах ввели проверку кандидатов в водители на адекватность. То есть сразу оценивали, как ведет себя человек в определяющий, критический момент: паникует, хватается за голову, истерит или держит себя в руках и пытается делать что-то разумное. Проблемным ученикам нужно уделять особое внимание, объяснять, как контролировать ситуацию и самого себя. Ну а неподдающихся, может, и вовсе не допускать к вождению.

По своей сути инициатива чиновников правильная: и вождение автомобиля, и нахождение на проезжей части связано с опасностью для жизни и здоровья. Если учитывать сегодняшние водительские привычки и нравы пешеходов, постоянно растущий транспортный поток и общее напряжение на дорогах, то высокая аварийность – это факт. Базовые знания по оказанию первой медицинской помощи не требуют специального медицинского образования. Действия по перевязке или проведению массажа сердца должны быть просто отработаны повторами и доведены до некоторого автоматизма.

Это задача автошкол, которые хотя бы на таком уровне должны нести ответственность за обученных ими водителей. 72 часов для этого вполне достаточно, главное, чтобы это время не ушло на «байки бывалых», и всю информацию доносили, отрабатывали и контролировали настоящие специалисты. Возможно, их квалификация сыграет некоторую роль в повышении стоимости обучения, но в определяющий момент, когда вы сможете помочь кому-то или спасти жизнь, эта денежная разница уже не будет иметь значения.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем