Авто Расходы на содержание автомобиля дороже самого автомобиля

Расходы на содержание автомобиля дороже самого автомобиля

В отличие от других стран в России при покупке автомобиля люди пока не особо задумываются над тем, сколько будет стоить его содержание. Поэтому автопроизводители и дилеры не прикладывают больших усилий, чтобы владение автомобилем обходилось дешевле. В сре

В отличие от других стран в России при покупке автомобиля люди пока не особо задумываются над тем, сколько будет стоить его содержание. Поэтому автопроизводители и дилеры не прикладывают больших усилий, чтобы владение автомобилем обходилось дешевле. В среднем 30% годовых затрат на содержание автомобиля приходится на топливо, 10% – на техобслуживание, страховку, налоги и 60% – это потеря стоимости в процессе эксплуатации.

Вопрос, сколько стоит содержать автомобиль, для потребителя на Западе не менее важен, чем стоимость самого автомобиля. На эту тему издаются специализированные журналы, например, в Германии, а авторитетные организации составляют соответствующие рейтинги и исследования, которые пользуются большим спросом. В России же этому пока не придают большого значения. А зря. Во-первых, суммы могут оказаться весьма внушительными – до четверти первоначальной стоимости автомобиля в год. Во-вторых, производители, видя такую индифферентность российского потребителя, не спешат снижать цены на обслуживание своих машин.

Последние исследования экспертов российского автомобильного рынка недавно были представлены в Москве на конференции «Автомобили глазами потребителей. Владение автомобилем: оценка специалистов и независимых экспертов». «Покупая автомобиль, мало кто представляет себе, из чего состоят расходы на его содержание. Между тем каждая модель на российском рынке имеет свою специфику в плане основных статей расходов на нее», – отметил на конференции заместитель директора аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов.

По его словам, на стоимость владения автомобилем влияет множество факторов. В России, как во всем мире, главные из них – затраты на топливо, техобслуживание, страховку, налоги, плата за регистрацию, а также потеря части стоимости в случае продажи. Примерно 30% годовых затрат на содержание нового автомобиля приходится на топливо, 10% – на техобслуживание, страховку, транспортный налог и порядка 60% – это потеря стоимости при продаже. В абсолютных цифрах это означает, что за три года пользования автомобилем владелец заплатит от 200 тысяч рублей за автомобиль самого компактного класса и cвыше одного миллиона рублей – за внедорожник.

Плата за старость

Потеря стоимости автомобиля – ключевой параметр не только в России, но и на Западе. «Возраст, пробег, режим эксплуатации, класс машины – вот стандартные факторы, которые влияют на изменение стоимости автомобиля, – говорит заместитель генерального директора аналитической компании «Трансдекра» Дмитрий Скачков. – Однако в России к ним добавляются еще особые моменты».

Например, бывает, что на стоимость одно-двухлетних машин при перепродаже влияет такой фактор, как рыночный дефицит. Порой даже случается парадоксальная ситуация, когда немного подержанные машины могут стоить дороже новых. Это относится, например, к автомобилю BMW X6 – цена машины с небольшим пробегом иногда может быть более чем на 10% выше, чем цена машины новой. Еще один важный фактор – репутация марки. «Например, в Европе невозможно себе представить, чтобы в цене быстро теряли автомобили марки Fiat, как это происходит в России, – продолжает Дмитрий Скачков. – А в России более устойчивы к обесцениванию прежде всего бренды японских производителей».

В России, в отличие от той же Европы, обесценивание носит более плавный характер. «В Европе автомобиль вышел за ворота дилерского центра и сразу потерял в цене 10–15 процентов, а до конца года он обесценится на 20–30 процентов, – отмечает Дмитрий Скачков. – В России же падение для большинства моделей в первый год не такое резкое, машины дешевеют более плавно. Это связано с тем, что рынок только развивается, еще нет четко сформировавшегося объема продаж, хорошо отрегулированного и прозрачного рынка подержанных машин».

Наконец, еще один важный фактор обесценивания машины – ее класс. Автомобили представительского класса в первые годы эксплуатации теряют в цене гораздо быстрее, чем модели бюджетного сегмента. Например, согласно исследованию компании «Трансдекра», автомобиль Audi A6 за три года теряет 44% стоимости. В то время как, например, машины среднего ценового диапазона (Toyota Corolla, Opel Astra) – не более 20–30% от первоначальной цены. Есть различия и внутри классов. Скажем, в бюджетном классе Chevrolet Lacetti за три года теряет в цене меньше, чем Hyundai Accent (21% против 34%), а Ford Focus и Toyota Rav4 дешевеют быстрее, чем Toyota Corolla и Nissan X-Trail.

«Разные темпы обесценивания моделей одного и того же класса имеют самые различные причины, – отмечает Дмитрий Скачков. – Это и упомянутый имидж бренда, и ценовая политика производителя, и популярность конкретной модели на рынке, а также ее ремонтопригодность и стоимость обслуживания. Но в любом случае перед приобретением важно понять, насколько конкретная модель потеряет в цене через несколько лет. По крайней мере, в развитых странах эти показатели являются важным основанием для выбора той или иной модели».

Навязчивый сервис

Вторая по значимости статья расходов на содержание автомобиля – затраты на топливо. Об этом российские покупатели пока тоже не особо задумываются. В отличие от той же Европы большим спросом у нас пользуются модификации с мощными, но неэкономичными двигателями. Другая заметная тенденция – рост спроса на автомобили с автоматическими коробками передач (АКПП). Сегодня почти половина продающихся в России иномарок оснащены АКПП. В то время как, например, в Европе эта доля значительно меньше: во-первых, сама по себе модификация с автоматической коробкой стоит дороже, а во-вторых, она потребляет существенно больше топлива.

Не столь распространены в России и автомобили с более экономичными дизельными моторами, хотя в Европе дизели уже давно доминируют в продажах. «Многие россияне лишь после приобретения машины вдруг понимают, во сколько им обходится топливо, – говорит Сергей Удалов из «Автостата». – Хотя соображения экономии зачастую уступают стремлению к комфорту. В больших городах из-за пробок передвигаться на машине с автоматической коробкой значительно комфортнее, чем на более экономичной, но менее удобной «механике».

Но самая противоречивая статья расходов сегодня – техническое обслуживание. ТО автомобиля, если пользоваться услугами сервисов официальных дилеров, может вылиться в кругленькую сумму: согласно подсчетам Finamauto, за три года стоимость ТО автомобиля размерного класса В у официального дилера в среднем может составить от 22 тысяч до 88 тысяч рублей, а автомобиля популярного класса С – от 27 до 132 тысяч рублей. Покупатели порой и не знают, что ТО, например, Alfa Romeo 147 официально может стоить 56 тысяч рублей, ТО-4 популярного кроссовера Hyundai Santa Fe обойдется в 45 тысяч рублей. И если три года проходить все ТО у официального дилера, то, например, владельцу скромной Hyundai Getz это обойдется в 61,5 тысячи рублей, а для Kia Spectra эта сумма составит 85 тысяч рублей.

«Стоимость технического обслуживания у официальных дилеров в России сейчас явно завышена, – говорит Дмитрий Скачков из «Трансдекры». – Из-за этого к официальным дилерам на техобслуживание ездят владельцы гарантийных автомобилей, только из-за того, чтобы не потерять гарантию. А после истечения срока гарантии люди уезжают на независимые сервисы, а то и в «серые» гаражи. Например, согласно нашим исследованиям, услугами ремонта в дилерской сети в Германии пользуются 30 процентов владельцев негарантийных автомобилей, в то время как в России – всего семь процентов».

Много нареканий вызывает непрозрачность оценки работ на официальных сервисах, а также качество услуг. «В официальном сервисе владельцу машины могут беззастенчиво навязать дополнительные услуги, заставив платить за них большие суммы, – продолжает Дмитрий Скачков. – Я лично видел заказ-наряд на обслуживание автомобиля Audi, где регламентированное ТО обошлось владельцу в 100 тысяч рублей, хотя на самом деле оно стоит 23 тысячи. Просто ему сказали, что у автомобиля нужно снять и промыть радиатор, и это является обязательным видом работ при проведении ТО. Хотя на самом деле в обязательном регламенте ТО такие работы не значатся. Кроме того, несмотря на дороговизну обслуживания, нарекание вызывает и качество работ. Недавно наша компания провела исследование: мы как клиенты посетили ряд официальных сервисов и потом проверили, какие работы на самом деле были выполнены. Выяснилось, что такие обязательные при ТО работы, как регулировка света фар, провели только 80 процентов сервисов, исправность стеклоомывателя проверили 20 процентов, исправность электроосвещения – тоже только 20 процентов».

Примечательно, что серьезную конкуренцию официальным сервисным центрам сейчас составляют независимые станции техобслуживания. Если раньше они представляли собой преимущественно «серые» гаражи, то сейчас независимые сервисы выходят из тени, и зачастую это уже хорошо организованные и прозрачные предприятия. По оценкам Национальной ассоциации предприятий технического обслуживания (НАПТО), сегодня 10% рынка услуг технического обслуживания автомобилей принадлежит сервисам официальных дилеров, 60% приходится на независимые сервисные станции и только 30% – на «серые» гаражи. При этом, по словам исполнительного директора НАПТО Бориса Ласкина, независимые станции активно работают над тем, чтобы идентифицировать те станции, где потребителю гарантированно предоставят качественное обслуживание. В ближайшее время НАПТО предполагает отмечать добросовестные независимые центры специальным знаком, гарантирующим качество услуг.

Тем, что стоимость ТО у официального дилера пока не является фактором, существенно влияющим на выбор того или иного автомобиля, пользуются и производители, которые, по мнению наблюдателей, порой сознательно занижают обязательный межсервисный пробег автомобиля. Например, в Европе многие производители дают гарантию при 30 тысячах километров межсервисного обслуживания, а в России средний межсервисный пробег, установленный автопроизводителями как условие гарантии, составляет 10–15 тысяч километров.

«В России только пять автомобильных марок – Ford, Citroёn, Peugeot, Volvo, Cadillac – установили межсервисный пробег в 20 тысяч километров, – говорит эксперт информационного ресурса Finamauto Александр Хлынов. – Другие же марки, например Toyota, имеют межсервисный пробег 10 тысяч километров. А представители ряда других марок, например, китайских, и вовсе говорят, что на ТО нужно ездить через каждые 7,5 тысячи километров. При этом в европейских странах на те же модели Toyota установленный производителем межсервисный пробег составляет 20 тысяч километров и более. Очевидно, что такие размеры межсервисного пробега не оправданны с технической точки зрения, просто таким образом производитель дает возможность заработать на обслуживании своим дилерам».

Разброд и шатание наблюдаются и в плане установки цен на запчасти. Некоторые производители (например, Volkswagen) ведут в этом направлении жесткую ценовую политику, устанавливая потолок на конечные цены. Однако есть и такие производители, которые в России оставляют вопрос ценообразования на откуп дилеру, из-за чего запчасти у официальных дилеров обходятся автовладельцу неоправданно дорого.

Исправить ситуацию можно будет лишь тогда, когда расходы на содержание автомобиля в России станут важным фактором выбора той или иной марки. «У нас в России при выборе автомобиля пока доминирует эмоциональная составляющая: нравится – не нравится, – говорит Александр Хлынов. – На Западе же человек смотрит в том числе на то, во сколько будет обходиться ему автомобиль в процессе эксплуатации. Как только подобное начнет происходить в России, участники рынка станут более внимательно относиться к этому вопросу. Впрочем, некоторые примеры мы уже наблюдаем сейчас. Я считаю, марка Peugeot, которая одна из первых объявила о межсервисном пробеге в 20 тысяч километров, смогла таким образом привлечь дополнительное число покупателей».

Когда потребитель в России начнет серьезно и заранее рассматривать вопрос содержания приобретаемого автомобиля, российский авторынок выйдет на качественно новый уровень развития. Это станет важным стимулом для того, чтобы и производитель, и официальный дилер боролись с такими неприятными явлениями, как завышение цены на сервис и запчасти или очередь на ремонт. Если покупатель будет знать, что обслуживать и содержать такую-то машину в России дорого и хлопотно, он просто не будет ее покупать.

По материалам «Эксперт-Авто».

Дмитрий ЛЕБЕДЕВ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем