Минтранс планирует ужесточить ответственность за отсутствие тахографов в грузовиках, маршрутках и автобусах. Как сообщают «Известия», министерство разработало поправки в КоАП, согласно которым штраф за отсутствие тахографов будет грозить юрлицам-владельцам машин, а не только водителям и сотрудникам, выпускающим машины на линию. Эффективность предложенных мер вызывает сомнения.
Напомним, оснащение грузового и пассажирского транспорта тахографами велось поэтапно. С апреля прошлого года требование распространилось на транспорт, перевозящий опасные грузы, в июле проверять начали междугородний пассажирский транспорт. К 1 апреля этого года устройствами, контролирующими режим труда и отдыха, должны были быть оснащены грузовые автомобили с массой от 3,5 до 12 тонн. Для транспорта, не имеющего допуска для осуществления международных перевозок или оснащенного средствами контроля за режимом труда и отдыха, соответствующими нормам Евросоюза, срок обязательного оснащения тахографами отодвинули до 1 января 2016 года.
Тем не менее, далеко не все предприниматели согласились с условиями. Водители продолжают нарушать режим труда и отдыха, в частности потому, что заплатить штраф выгоднее, чем двигаться с соблюдением норм. «Если я буду работать по стандартам, то ехать придется в два раза дольше, чем раньше, – говорит дальнобойщик из Тюмени Андрей Михайлов. – В сутки я зарабатываю около 5000 рублей, разделить эту сумму надвое, да отнять затраты на гостиницу и стоянку, которые я буду должен оплатить, если отдыхать по нормам, – что мне останется? Смысла работать у мелких предпринимателей не остается. Это все делается для того, чтобы выжить ИП с рынка и отдать место крупным компаниям».
Отметим, что ответственность для компаний как раз и планируют предусмотреть в Минтрансе. Авторы поправок указывают в пояснительной записке, что закон ФЗ № 196 обязывает юрлиц и индивидуальных предпринимателей, владеющих коммерческим автотранспортом, оснащать своим машины техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную и некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения, о режиме труда и отдыха водителей.
«Между тем ответственность за нарушение этой нормы законодательством Российской Федерации не установлена», – отмечается в пояснительной записке. «Поэтому предлагается установить меры административной ответственности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки, за выпуск на линию транспортного средства без тахографа», – говорится в проекте изменений в КоАП.
Точная сумма штрафа в проекте не уточняется, однако сейчас максимальное наказание, предусмотренное за это нарушение, составляет 10 тысяч рублей.
Между тем цель предлагаемого закона плохо соотносится с проблемой, на решение которой он направлен, считает участник правления некоммерческого партнерства «Содействие развитию тахографических систем» Максим Сухомлинов. «Наличие тахографа само по себе никак не влияет на безопасность движения. На безопасность движения влияет соблюдение режима труда и отдыха непосредственно водителем, – заявил Сухомлинов в официальном отзыве на законопроект «Известиям». – Поэтому происходит подмена понятий, а точнее – основных задач. При принятии закона, в котором предусмотрят финансовую ответственность собственника автомобиля лишь за отсутствие тахографа, основная задача решена не будет».
Аварии с участием коммерческого транспорта не редки для Тюменской области. Чаще всего ДТП случаются именно из-за усталости водителей. Так, 8 июня на 254-м километре федеральной автодороги Тюмень–Омск в Ишимском районе водитель тяжеловеса не справился с управлением и выехал в кювет. В результате этого 59-летний водитель грузовика получил компрессионный перелом позвоночника.