Развитие дополнительных услуг не всегда вызывает положительный отклик у потребителей. Так, многим тюменским автомобилистам пришлось не по вкусу идея отдельных топливных компаний о размещении на автозаправочных станциях кафе и магазинов. По мнению тюменцев, из-за того, что на заправках теперь продают продукты, и очереди здесь стали, как в супермаркетах.
«По-моему, возмущение автомобилистов вполне обоснованно, ведь машина нужна нам для быстрого передвижения, соответственно, и бензин хочется заправить побыстрее. Сейчас же на АЗС приходится ждать, пока люди выберут себе шоколад, печенье, сигареты, пока им поджарят сосиску или сварят кофе. Иногда приходится стоять в очереди минут по 20, а то и больше», – жалуется тюменец Иван Александров.
«Я один раз чуть не умерла в очереди, потому что даме напротив понадобилось выбрать какие-то сувениры. Они рассматривала эти брелочки, не заботясь о том, что другим людям нужно просто заправиться и ехать дальше. Я бы наверное до вечера там простояла, если бы не подошел второй кассир», – поделилась горожанка Ольга Беспалова.
Между тем, российский рынок АЗС все чаще обращает внимание на развитие дополнительных услуг для своих клиентов. Владельцы российских АЗС отмечают, что развитие нетопливного сегмента услуг – это логичное развитие данного бизнеса. Так, по опросам российских автомобилистов, проведенным компанией «Газпром Нефть», наличие магазина и кафе на станции очень важно для 47% посетителей, а среди автовладельцев с доходом выше среднего на качество инфраструктуры обращают внимание более половины респондентов, причем эти цифры растут год от года. Наличие кафе и продажа кофе являются важнейшей после топлива потребностью клиентов российских АЗС.
По оценкам экспертов компании «EXPERT Кафе-сервис», занимающейся поставкой кофейного оборудования, кофемашина, поставленная на АЗС, может приносить несколько миллионов рублей чистой прибыли в год – это оказывается очень существенным фактором для автозаправочных сетей.
Отметим, что не всегда очередь на заправке связана с нерасторопностью продавцов или покупателей. Причиной возникновения очередей может быть и устаревшее оборудование. Известно, что иногда терминалы для оплаты картой зависают, и ожидание может затянуться на неопределенный срок. Кроме того, сами колонки выдают бензин с разной скоростью. Современные бензоколонки способны выдать 40 литров топлива за минуту, устаревшее оборудование делает это в разы медленнее.
«Я много путешествую, и считаю, что заправки с магазинами – это очень удобно, – говорит водитель Петр Маракулин. – Более того, только такие АЗС, где можно поесть, сходить в туалет и купить все необходимое, и должны существовать. На такой хорошей заправке долгий путь воспринимается не как проклятие бесконечное, а как интересное путешествие с приключениями. При этом, конечно, работать должна не одна касса, а как минимум две, а в идеале должна существовать возможность расчета за бензина с помощью банковской карты».