Все новости
Все новости

Велодорожки не спасут от ДТП – надо научиться следовать ПДД

Поделиться

В сводках ДТП едва ли не ежедневно фигурируют аварии с участием велосипедистов. Увы, но немало поклонников двухколесной техники гибнет в этих авариях – каждое ДТП со смертельным исходом вызывает резонанс среди велосипедистов, которые призывают власти Тюмени в спешном порядке организовать велодорожки. Но помогу ли они снизить трагическую статистику?

На прошлой неделе в Тюмени погиб под колесами автомобиля член крупного тюменского сообщества велосипедистов «ВелоTrip» Лев Солодов, которого около полуночи в центре города сбил водитель, который в момент аварии уже был лишен водительского удостоверения.

Трагедия вызвала очередную волну справедливого возмущения со стороны велосипедистов, которые чувствуют себя ущемленными в правах и требуют создания специальных велодорожек. Аргумент ясен – выделенные участки дорог для велосипедистов повысят безопасность поклонников двухколесной техники. Подвижки в этом направлении есть – в областном центре уже готовятся к запуску несколько велодорожек, и если эксперимент будет удачным, то потом велодорожки сделают на многих центральных улицах Тюмени.

Впрочем, и без выделенных полос для велосипедистов они могли бы чувствовать себя более безопасно, если бы сами соблюдали правила дорожного движения. А с этим у велосипедистов туговато.

«Садясь на велосипед, приходится выбирать – ехать по тротуару, где от тебя будут шарахаться, покрывая нецензурной бранью, пешеходы, либо по дороге, где брань будет доноситься уже со стороны водителей. В общем, лишний раз на дороги стараюсь не соваться, предпочитая передвигаться по тротуару», – заявляет тюменский велосипедист Михаил Тереков. Согласно правилам дорожного движения, велосипед – это «транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем» (пункт ПДД 1.2). И при движении по дорогам общего пользования велосипедисты должны выполнять все правила дорожного движения.

Если обратиться к словам представителя велосообщества, предпочитающего передвигаться на своем велосипеде по тротуарам, то уже этого достаточно для того, чтобы привлечь его к административной ответственности. Ответственность велосипедистов регламентирована Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях:

• Статья 12.29 часть 2 – Нарушение ПДД лицом, управляющим мопедом, велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи (то есть пешеходов и пассажиров ТС), а также водителя механического ТС), предусматривает наказание в виде предупреждения или штрафа в размере 200 рублей.

• Статья 12.29 часть 3 – Нарушение ПДД лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 300 до 500 рублей.

Все дело в том, что велосипеды должны двигаться по велосипедной дорожке (ПДД 24.3), а при ее отсутствии— по проезжей части «только в один ряд возможно правее» (с ноября 2010 года отменено требование двигаться по крайней правой полосе). Допускается движение по обочине, если это не создаёт помех пешеходам (ПДД 24.2). Движение велосипедистов по тротуарам и пешеходным дорожкам запрещено (ПДД 9.9).

Словом, выбирая для своего пути тротуар, любой велосипедист автоматически становится нарушителем. Как можно требовать чего-то от других, если ты сам не соблюдаешь закон?

Поделиться

При движении по дорогам (в отсутствие велодорожек) взаимоотношения велосипедистов и автомобилистов обычными правилами приоритета, при этом не стоит забывать, что на велосипеде запрещено «поворачивать налево или разворачиваться на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении» (ПДД 24.3). Кроме того, воспрещается ездить по встречной полосе, равно как и вести велосипед спешившись навстречу движению транспорта (ПДД 4.1).

Отдельно стоит напомнить, что велосипедистам как и водителям автомобилей нельзя пользоваться на ходу телефоном без устройства «хэндс-фри», ездить в состоянии опьянения и двигаться по дороге в темное время суток (и/или в условиях недостаточной видимости) без включенного переднего белого фонаря. Кроме всего прочего на велосипеде при движении должны быть включены ходовые огни или фара, поскольку пункт 19.5 ПДД обязывает сделать это водителей любых транспортных средств, а не только механических.

Выходит, что на таком нехитром транспортном средстве как велосипед нужно выполнять те же правила дорожного движения, что и за рулем автомобиля и мотоцикла. Точно так же на велосипеде нужно показывать сигналы остановки и маневров, запрещено разворачиваться на пешеходных переходах и пересекать по ним проезжую часть не спешившись. Об этом стоит сказать отдельно, поскольку немало ДТП происходит именно в ситуации, когда велосипедист в седле мчится по пешеходному переходу и попадает под колеса автомобиля. Почему-то многие забывают, что в такой ситуации велосипедист нарушил ПДД.

Если катафотами (говоря языком закона, светоотражателями) велосипеды комплектуются с завода, то вот фонарь или фара белого цвета спереди велосипеда, обязательные для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, встречаются далеко не у каждого велосипедиста. Между прочим, это тоже нарушение ПДД, и в таком виде велосипед можно эксплуатировать только в светлое время суток. Нельзя выезжать на дороги в седле и тем, кому еще не исполнилось 14 лет – увы, но очень часто под колесами гибнут дети. В этом случае виноваты родители, которые не объяснили своему чаду правила дорожного движения.

Вспомните, как часто вы встречаете на дорогах совсем юных велосипедистов; тех, кто на ходу разговаривает по телефону; гоняет по пешеходным переходам или пугает пешеходов на тротуаре, а вечерами превращается в невидимок, ведь редко у кого на велосипедах есть фонари. Все это мы не принимаем во внимание, а на самом деле подобные проступки являются нарушениями ПДД, за которые предусмотрено административное наказание.

И то ли от незнания правил дорожного движения, то ли из-за ненависти к автомобилистам в любой аварии с участием велосипеда и машины, по мнению обывателей, виноват всегда тот, кто за на четырех колесах. А вывод такой – если велосипедисты и автолюбители будут соблюдать ПДД, то и аварий должно стать меньше.

«Ведется профилактическая работа, проводятся рейды, направленные на предотвращение аварий с участием велосипедистов. К сожалению, в 2012 году ДТП с участием велосипедистов больше, чем в прошлом году. Нельзя говорить о том, что всегда виноваты автомобилисты или велосипедисты – и те, и другие нарушают правила, что приводит к авариям. Далеко не все, кто садится в седло велосипеда, знакомы с ПДД, и это иногда оборачивается трагедиями», – отметила начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД Тюменской области Анжела Борисова.

При этом велосипедистов не штрафуют и, возможно, стоило бы начать их бить рублем. Может быть, это заставило поклонников двухколесной техники взяться за изучение ПДД и их соблюдение. Что до велодорожек, то это не панацея. Во-первых, появление участка дороги для велосипедистов не снимает обязанности соблюдать правила дорожного движения, а они немного, но отличаются от тех, что предусмотрены для велосипедистов при движении вне велодорожек. Если уж «обычные» ПДД мало кто соблюдает, то отдельные пункты правил касательно велодорожек, дай бог, чтобы просто знали все велосипедисты и автолюбители, хотя это входит в их обязанности.

Во-вторых, далеко не сразу автомобилисты и пешеходы привыкнут к велосипедным дорожкам – первое время или машины на них будут парковаться или ездить, или пешеходы будут по ним ходить. А это небезопасно и грозит всплеском аварийности, понадобится время на привыкание к нововведению.

«Велосипедисты создают проблемы и автомобилистам, и пешеходам. Когда я за рулем, велосипедисты, как назло, появляются из ниоткуда, нарушают правила и провоцируют аварийные ситуации. Когда я пешеход, то машин боюсь меньше, чем велосипедистов – они бесшумные, постоянно лавируют и непонятно чего от них ждать, когда едут по тротуару», – отметила тюменская автомобилистка Ольга.

«Приходится непросто, когда на узких тротуарах приходится уворачиваться от велосипедистов, которые едут и спереди, и сзади. Хорошо, если у них есть сигналы – хотя бы звонком дают понять, что нужно быть осторожным. А бывает так, что выпрыгивают из-за спины, вздрагиваешь от неожиданности и в сторону отходишь, а там уже другой велосипедист», – жалуется пешеход Максим.

Получается, что недовольны друг другом все – велосипедистам мешают автолюбители и пешеходы, а пешеходам и автолюбителям доставляют неудобства велосипедисты. Появлением велодорожек эту проблему не решить, ведь для начала нужно научиться мирно существовать друг с другом и наконец-то начать выполнять правила дорожного движения. ПДД созданы для автомобилистов, пешеходов и велосипедистов – это главное, о чем забывать никак нельзя.

Фото: Фото Ивана СИДОРЕНКО

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter