Все новости
Все новости

Водителей лишают прав наугад за чужое ДТП

Участились случаи автоподстав, когда водителям приходят повестки из ГИБДД, якобы их автомобиль в розыске как скрывшийся с места аварии. На форумах можно найти десятки похожих ситуаций в разных городах. Схема во всех случаях одинакова...

Поделиться

Участились случаи автоподстав, когда водителям приходят повестки из ГИБДД, якобы их автомобиль в розыске как скрывшийся с места аварии. На форумах можно найти десятки похожих ситуаций в разных городах. Схема во всех случаях одинакова: водитель, желая разобраться в ситуации, приходит к инспекторам, там ему рассказывают историю «со слов пострадавшего и свидетелей», что он зацепил автомобиль и уехал. Причем называют время и место происшествия, где водитель реально находился, но иногда попадают и пальцем в небо – автомобилист мог вообще отсутствовать в городе. Если у него нет подтвержденного алиби, зато есть похожие повреждения на машине, суд лишает его прав, а ущерб компенсируется за счет ОСАГО или личных средств человека.

Так, московского пенсионера обвинили в оставлении места ДТП, в котором он не участвовал. Он просто объехал резко остановившийся на проезжей части Chevrolet Lanos. Через пару дней ему пришла повестка с просьбой явиться в отделение. Гражданкой, которая сидела за рулем того самого «Ланоса», оформлено заявление, что пенсионер поворотником и подкрылком своего ВАЗа оцарапал ее автомобиль. Эти части «четверки» на момент проведения экспертизы были целы. Проводилась она по фотографиям: эксперт сделал заключение, что виновность пожилого водителя «можно предположить». Суд тоже встал на сторону обвинителя.

«На мой взгляд, надо было обратиться к другому эксперту, в том числе для дачи оценки «экспертизе» по фото. Зачастую многие «экспертизы» не выдерживают даже формальных требований, предъявляемых к подобного рода документам», – комментирует управляющий партнер юридической компании «Гольцева, Данилевский и партнеры» Ольга Гольцева.

«Конечно, такие вопросы решает трассологическая экспертиза, – поясняет эксперт-оценщик агентства «Вита-Гарант» Валерий Филиппов. – Это дорогостоящая услуга – может обойтись в десять тысяч и выше, да и самому сложно найти опытного и квалифицированного эксперта, поэтому лучше пройти этот процесс через органы внутренних дел или по назначению суда. В досудебном порядке, через органы дознания проводится экспертно-криминалистическая экспертиза, где сопоставляются повреждения автомобилей, устанавливается природа их появления. Если дело все-таки доходит до суда, там судья назначает трассологическую экспертизу. Если один из водителей уже отремонтировал автомобиль, то оценка может проводиться по фотографиям, но насколько она будет адекватна?

Опять же за свой счет для верности можно провести экспертизу на уже отремонтированном кузове – приборы выявят и замену деталей, и деформации. А вообще, мошенники могут даже и не выискивать автомобили с похожими повреждениями, они вполне могут сами повредить машину под свой случай. Ведь «травмы» чужого автомобиля уже могли пройти через ГИБДД, и тем самым злоумышленники просто себя подставят. Поэтому водителям нужно быть особенно внимательными: лучше всего, если вы заметили какие-то новые царапины и дефекты, вызывать полицию. Если повреждения незначительные и вы решаете обойтись без их участия, то обязательно найдите свидетелей, которые смогут подтвердить, что эта царапина появилась именно теперь, а не ранее, сфотографируйте ее. Иначе вас потом могут просто подставить».

Еще одна история с форумов: водителя вызвали повесткой в отделение по аналогичной причине – он скрылся с места ДТП. По документам молодой человек приезжал в торговый центр и, когда парковал свой Renault, якобы поцарапал задний бампер KIA Picanto. На самом деле водитель отдыхал на даче, а его «француз» стоял на дачном участке. Зато на бампере его машины были небольшие царапины, полученные ранее, но вполне подходящие для такой аварии. Как стало ясно из предположений форумистов, на парковке этого магазина орудовала банда, которая отыскивала машины с нужными повреждениями и потом сообщала их данные в ГИБДД как скрывшихся от ответственности.

«Если вы нежданно получили какую-либо повестку с вызовом в ГАИ по какому-то невнятному поводу, то настоятельно не советую ходить. Это один из способов развода: кто-то, кто хочет «на халяву» отремонтировать свой автомобиль после аварии, ищет подходящий автомобиль с подходящими к его аварии повреждениями и свидетелей, которые подтверждают факт якобы имевшего место ДТП, – рассказывает автор книги «Наставление по общению с ДПС» Юрий Панченко. – Неподготовленный водитель идет в ГАИ и предстает пред ясны очи инспектора, который сначала требует у водителя документы, а затем заявляет, что водитель – участник ДТП. Далее демонстрируются заявление потерпевшего и показания свидетелей, где действительно фигурирует его автомобиль с его номером. Водитель в шоке и дает невразумительные объяснения, во время которых на него уже оформляется протокол… Дальнейшее предсказать несложно. Абсолютно невиновный человек становится виновником аварии, да еще и скрывшимся с места ДТП. Если очень интересно сходить в ГАИ по повестке, то посылайте адвоката с доверенностью, а сами останьтесь дома. А уж коли решили идти в ГАИ без адвоката, то идите пешком, без автомобиля, оставив свидетельство о регистрации и водительское удостоверение дома. Диктофон с собой обязательно. В ГАИ главное – молчите, ссылаясь на ст. 51 Конституции. Никаких объяснений! Только ознакомление, желательно с фотографированием всех материалов дела. Подпись ставьте только за получение протокола, указывая, что требуется помощь адвоката».

Практика с подобными попытками отремонтировать свой автомобиль за счет других есть у юристов, которые подтверждают, что разрешение этих вопросов достаточно сложно и зачастую выглядит бесперспективным.

«Могу поделиться показательными случаями, – рассказывает Ольга Гольцева. – Столкновение автомобиля клиента со стоящей впереди машиной произошло по вине водителя, решившего сдать задним ходом. Поскольку повреждения машины клиента практически отсутствовали, а сдававший назад автомобиль не пострадал, разъехались миром. Далее – все по известному сценарию. Объявляют в розыск, предъявляют обвинение в оставлении места ДТП, при этом пострадавшим якобы оказывается абсолютно другой автомобиль той же владелицы. В первую очередь, не дожидаясь назначения официальной судебной экспертизы, человек обратился к эксперту, имеющему квалификацию трассолога. Повреждения каждого автомобиля были сопоставлены, сделан вывод о невозможности появления таких дефектов в результате столкновения именно с «обвиняемым» автомобилем. Районный суд, несмотря на массу представленных доказательств, откровенные противоречия в показаниях лжепотерпевшего и свидетелей, признал вину «невиновного» и лишил водительских прав на полтора года. Однако вышестоящий суд детально разобрался в материалах дела и обстоятельствах признал невиновность водителя».

Вторая ситуация из практики юриста не менее абсурдна. Соседка, которую раздражал припаркованный во дворе автомобиль, подала заявление на его владельца о наезде и оставлении места ДТП. Без всякого разбора суд лишает водителя прав на полтора года. Постфактум по предписанию прокурора сотрудники дознания детально анализируют представленное якобы «пострадавшей» и заключение судмедэксперта, выносят постановление о прекращении административного производства за отсутствием события. Но водитель до сих пор ходит пешком.

«Презумпция невиновности действует очень слабо, поскольку обвиняемому в совершении ДТП приходится самому доказывать, что он невиновен. Если вы уверены в своей правоте, доказывайте ее всеми допустимыми способами. Не теряйте время на стадии дознания, первой инстанции суда. Пишите ходатайства, приобщайте к материалам дела все возможные доказательства. Спасение утопающих тут в прямом смысле дело рук самих утопающих. Спасением, на мой взгляд, сегодня могут стать видеорегистраторы. Обвиняемому водителю достаточно будет предъявить запись, где будет видно, что в указанный период времени он находился в другом месте, или обстоятельства не соответствуют доводам лжепостардавшего. В случае конфликтной ситуации на дороге включайте диктофон, видеозапись. Постарайтесь найти свидетелей произошедшего. Обратите внимание на наличие камер видеонаблюдения вокруг. Главное – оперативно потом получить эти записи (они обычно хранятся всего несколько дней)», – советует Ольга Гольцева.

Вообще, статья 12.27 КоАП («Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием») висит над автомобилистами как дамоклов меч, и никогда не знаешь, как и где она выстрелит. По части второй этой статьи за оставление места ДТП предусмотрено лишение прав до полутора лет либо административный арест до 15 суток.

Вот еще один интересный случай по этой статье: «На заправке не вынул пистолет из горловины бака и поехал... первый раз такое. После звука «чпок!» остановился, вышел, поднял пистолет с земли, посмотрел – повреждений нет, все целое, повесил назад и уехал. Через несколько дней звонят ГАИ – типа нас вызвали, есть видео, что это были вы, надо разбираться... Я отпираться не стал, сказал все, как было: убедился, что повреждений нет, следовательно, нет и ДТП». Оказалось, что на резиновом шланге якобы образовалась трещина, и оператор АЗС заметил ее позже. Поскольку нанесен ущерб, водителю приписали оставление места ДТП.

Вспоминается случай с ямой на дороге, в которую влетел автомобилист, повредил свою машину, позвонил в ГИБДД сообщить об опасности. Но вместо благодарности его обвинили в оставлении места ДТП.

Есть еще один нюанс. По пункту 2.6 ПДД вы можете покинуть место аварии, «если в результате ДТП нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост ДПС или в орган полиции для оформления происшествия». Но это правило распространяется, только если в ДТП есть несколько участников. Если вы один получили ущерб, повредив свой автомобиль, все равно вызывайте ГИБДД – отъезд с места происшествия квалифицируется как его оставление. Так забрали права у водителя, который на пути в Каменск-Уральский съехал на автомобиле в кювет, машина начала вязнуть в болоте. Ее вытащили, и водитель отправился в отделение ГИБДД для оформления аварии. Там у него права и забрали, сославшись, что пункт ПДД 2.6 действует только при нескольких участниках.

Итак, из судебной практики вытекает одно простое правило: лучше всегда вызвать инспекторов для оформления ДТП, чем договариваться на месте или просто оставить любые повреждения машины без внимания – пострадавшие всегда могут «переобуться», а злоумышленники нажиться на забытых царапинах. Если вы сами цепляете чью-то машину на парковке и не можете дождаться владельца, вызывайте ГИБДД, а не оставляйте номера телефонов, чтобы разобраться по-мирному. К тому времени могут найтись свидетели вашего «косяка», машину объявят в розыск, а вас лишат прав или того хуже – загремите на несколько суток.

Фото: Фото с сайта Giis.org

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter