Авто Такси в России: ренессанс или андеграунд?

Такси в России: ренессанс или андеграунд?

День знаний в нынешнем году совпал с нововведением, которое серьезно изменит жизнь россиян, зарабатывавших на жизнь извозом. Федеральный закон от 21 апреля 2011 года №69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» госуд

День знаний в нынешнем году совпал с нововведением, которое серьезно изменит жизнь россиян, зарабатывавших на жизнь извозом. Федеральный закон от 21 апреля 2011 года №69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» государство приняло с целью навести порядок в сфере пассажирских перевозок, сделав услуги такси для населения качественными и безопасными. И совсем не хочется, чтобы и на этот нормативный акт легло знаменитое черномырдинское «хотели как лучше…». Но факт остается фактом: мнения о новом законе среди чиновников, руководителей диспетчерских служб и самих таксистов подчас диаметрально противоположные. Попробуем разобраться, чем же так не устраивает «шашечников» 69-й, и чего следует ожидать нам, потребителям услуг такси.

Главным в этом законе является то, что с нынешнего сентября деятельность всех российских служб такси подлежит обязательному лицензированию. То есть, фирмам или таксистам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, придется оформлять разрешения на перевозку пассажиров и багажа. Выдачу этих документов сроком на пять лет будет осуществлять уполномоченный орган исполнительной власти в каждом из российских регионов. В Тюменской области это государственное учреждение «Тюменьоблтранс». Проект соответствующего постановления уже опубликован на сайте регионального правительства. Этот же нормативный акт устанавливает и плату за выдачу и переоформление разрешения в размере тысячи рублей. Все выдаваемые лицензии будут заноситься в реестр, который публикуется на сайте уполномоченного органа.

Любопытно, что разрешение на осуществление перевозок будет действовать только на территории Тюменской области. По сути это означает, что таксист, услышав о заказе из Тюмени куда-нибудь в Талицу, Тугулым или Богданович, хорошенько подумает, стоит ли за него браться. Хотя в проекте постановления имеется одна оговорка. Звучит она так: «В случае заключения Тюменской областью соглашений с другими субъектами Российской Федерации о распространении действия разрешений на территории других субъектов заявитель вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением о проставлении в графе разрешения «Особые отметки» информации о территории распространения разрешения».

Федеральный закон устанавливает, что в качестве такси перевозчики могут использовать только собственные машины, либо автомобили, приобретенные в лизинг. Особое внимание уделено оснащению таксомоторов. Техосмотр эти автомобили будут проходить раз в полгода. Их внешний вид во многом вернется к стандартам советского времени: цветографическая схема («шашечки») на бортах, оранжевый опознавательный знак на крыше, единая расцветка кузова. Последнее требование, кстати, устанавливается исключительно региональными законами. Также каждая машина должна быть оснащена таксометром и кассовым аппаратом, чтобы на руках у пассажиров оставались чеки. Еще одно требование касается непосредственно водителей: они должны иметь профессиональный стаж не менее трех лет либо общий водительский стаж не менее пяти лет. Обязанностями служб такси являются обеспечение технического обслуживания и ремонта автомобилей, контроль технического состояния машин и проведение медицинского осмотра водителей перед выездом на линию.

Закон №69-ФЗ устанавливает лишь общие требования, детальная «шлифовка» нюансов его применения возлагается на региональные нормативно-правовые акты. У российских субъектов остаются в запасе четыре месяца, чтобы решить все законодательные вопросы, соответственно, за это же время службы такси и водители должны получить разрешения на пассажирские перевозки. В Тюменской области, по мнению экспертов, соответствующий закон будет принят, вероятнее всего, на одном из заседаний областной думы в осеннюю сессию.

Что будет дальше, пока никто со стопроцентной уверенностью говорить не берется, эксперты дают лишь осторожные прогнозы. «По всей видимости, официальных таксистов в Тюмени станет меньше, – рассуждает управляющий диспетчерской службой «ВЕЗИТакси» Иван Волынкин. – Многие предпочтут уйти «в тень», чтобы избежать лишних для себя финансовых затрат».

Во многом с ним солидарен и руководитель по развитию службы заказа такси «Нон-Стоп, Олимп» Константин Стусов. «Сегодня львиная доля таксистов – так называемые подработчики, занимающиеся извозом в свободное от основной работы время, – говорит он. – Получать лицензии они не захотят, поэтому их контакты с диспетчерскими службами прекратятся. Таким образом, спрос на услуги такси будет превышать предложение: исходя из этого, увеличится время ожидания машин, вырастет цена поездок».

Стоимость услуги станет выше еще и потому, что таксистам, желающим работать легально, придется существенно потратиться. Так, перекраска автомобиля в Тюмени обойдется его владельцу в сумму порядка 60 тысяч рублей. Все остальное существенно дешевле. Тем не менее в хозяйстве автомобилиста копейка рубль бережет. Установка таксометра – еще пять тысяч рублей, нанесение цветографической схемы – порядка тысячи, открытие индивидуального предприятия на квартал – около шести тысяч.

Впрочем, в Тюменской области таксистов ожидает ряд послаблений. «Насколько мне известно, в проекте нашего регионального закона ничего не говорится о перекрашивании автомобилей, – продолжает Константин Стусов. – Есть вопросы и по таксометру – ни в одном из пунктов закона не прописано четкого определения этого прибора».

Закон о лицензировании такси имеет еще одну сторону, малозаметную из больших городов. Административно Тюменская область делится на 22 муниципальных района, и практически в каждом райцентре имеется хотя бы одна служба такси. Уровень доходов в селах известен и можно себе представить, с каким «воодушевлением» встретили 69-й закон сельские автомобилисты, занимающиеся частным извозом.

«Скорее всего, придется закрывать нашу службу, – делится директор службы «Ярковское такси» (Ярковский район) Евгения Васильева. – За другие службы, а у нас в селе их четыре, говорить не буду, но думаю, что они испытывают те же проблемы. Чистая выручка у нас не так уж велика, у таксистов тоже день на день не приходится, поэтому получение лицензий, другие затраты мы можем просто не отбить».

Пожалуй, единственное, в чем сходятся все стороны, – это то, что во избежание нарушений законодательства таксистов необходимо будет жестко контролировать. Делать это предполагается методом контрольной закупки, то есть документальной фиксации факта передачи денег «нелегалу-бомбиле» за осуществленную поездку. В любом случае о том, насколько успешным окажется на практике 69-й закон, мы узнаем достаточно скоро. Много для этого делать не потребуется – достаточно будет подойти к краю проезжей части и поднять руку.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем