Авто Топливная лихорадка: жар в Тюмени спал

Топливная лихорадка: жар в Тюмени спал

Повышение цен на топливо в России сродни смене времен года: такое же неизбежное, но при этом еще и вызывает бурю негативных эмоций в среде автомобилистов, для которых нефтяники стали просто заклятыми врагами. Нынешний весенний прыжок цен добавил работы Фе

Повышение цен на топливо в России сродни смене времен года: такое же неизбежное, но при этом еще и вызывает бурю негативных эмоций в среде автомобилистов, для которых нефтяники стали просто заклятыми врагами. Нынешний весенний прыжок цен добавил работы Федеральной антимонопольной службе: 27 апреля этого года тюменские антимонопольщики по указанию руководства проверили местных продавцов топлива.

«Наши полномочия распространяются только на сферу розничных продаж, – рассказывает заместитель руководителя тюменского Управления ФАС Игорь Веретенников. – По итогам проверки мы выяснили, что повышение цен начали оптовые поставщики, продающие горючее в розничную сеть. Нефтеперерабатывающие заводы многих компаний вправе устанавливать цены по своему усмотрению, что, собственно, произошло и на этот раз. Соответственно, повысилась планка и у розничных продавцов».

При этом одновременное повышение на автозаправках различных операторов сегодня невозможно – это и есть картельный сговор в чистом виде, блокировать который призвано предписание ФАС, выданное нефтяникам еще в 2009 году. Конечная цена топлива, заливаемого в баки наших авто, складывается из закупочной цены, расходов на транспортировку, зарплаты персонала, налогов и прибыли предприятия.

Последней в тюменском УФАС – особое внимание. «Мы следим за тем, чтобы величина прибыли, заложенная в розничную цену горючего, не росла из года в год, – отмечает Игорь Веретенников. – Нынешние проверки показали, что этого не происходит, более того, по некоторым видам топлива идет снижение. Так что в целом каких-либо кардинальных отличий от прошлых лет нынешняя ситуация с ростом цен не имеет».

Как ни парадоксально, но с повышением цен на бензин и дизтопливо не согласны уже и сами нефтяники. В своем письме главе правительства России Владимиру Путину они объясняют причины бензинового кризиса и считают, что топливо будет стоить 15 рублей за литр, если решатся проблемы нефтеперерабатывающей отрасли.

«Безудержный рост цен на бензин, перебои с горючим в некоторых регионах – все это свидетельствует о том, что в нашей нефтеперерабатывающей отрасли далеко не все благополучно, – считает президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль. – Глубина переработки, которая у нас составляет около 70-72%, в развитых странах уже достигает 95-97%. У американцев выход светлых продуктов составляет 75-80%, а у нас около 50%. Это бензин, солярка, керосин. Поэтому, когда спрашивают, почему у нас такая высокая цена на бензин, надо иметь в виду, что американцы из одной тонны нефти получают 420 литров бензина, а мы только 140».

Причины такой отсталости России нефтепромышленники видят в государственной политике. Точнее, в ее отсутствии. Власть не принимает мер для создания условий, в которых компаниям будет выгодно вкладываться в модернизацию производства. Его совершенствование позволило бы работать более эффективно, снизив стоимость бензина для обычных автомобилистов. Но для этого нужны экономические стимулы, в отсутствии которых нефтебизнес предпочитает идти самым простым путем – гнать сырую нефть на экспорт.

«Почему нефтяные компании не вкладываются в нефтепереработку? – продолжают авторы письма. – Ну, во-первых, это не очень дешевое дело. Для того, чтобы заменить одну установку каталитического крекинга, надо затратить примерно 500 миллионов долларов. А у нефтяных компаний средств на это совершенно недостаточно. Прибыль всей нефтяной промышленности нашей страны в последние годы составляет 25-30 миллиардов долларов. Тогда как только одна корпорация Exxon Mobil в 2008 году получила доход 35,6 млрд долларов. За счет чистой прибыли мы не можем решать вопросы технического перевооружения добычи, геологоразведки, социальные проблемы и многие другие. Поэтому нужны определенные преференции для тех компаний, которые собираются проводить реконструкцию своих нефтеперерабатывающих заводов».

Результат этой работы должен сказаться прежде всего на конечных потребителях – автовладельцах. Нефтепромышленники уверены, что, снизив свои издержки, продавать бензин они начнут по куда более низкой цене, нежели сейчас. И это позволит людям высвободить денежные средства для трат на другие нужды.

Пока же очевидно, что делать какие-либо далеко идущие прогнозы относительно цен на топливо – все равно, что гадать на кофейной гуще. В конце июня 2011 года в адрес восьми крупнейших нефтяных компаний России были направлены письма-предупреждения за подписью главы ФАС Игоря Артемьева о приведении цен внутреннего рынка в соответствие с рыночной конъюнктурой. Также нефтяники должны будут разъяснить, как происходило ценообразование на рынке нефтепродуктов с начала нынешнего года.

Срок ответа на письмо – месяц. В случае, если ФАС сумеет доказать факт картельного сговора, компании-нарушители ждет солидный штраф – от 1 до 15% от общей величины дохода, полученного за год, предшествующий нарушению. Прецеденты уже были, и хочется надеяться, что на этот раз у нефтяников здравый смысл возьмет верх.

Тюменцев же пока может порадовать одно: дефицит горючего региону не грозит. «Мы ежедневно контролируем ситуацию с поставками топлива в розничную сеть, – говорит Игорь Веретенников. – И могу заверить всех автомобилистов Тюменской области, что ничего похожего на события нынешней весны на Алтае у нас не будет».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем