Авто Пять миллиардов на автохлам. Хватит ли?

Пять миллиардов на автохлам. Хватит ли?

Госпрограмма утилизации автохлама получила дополнительную финансовую инъекцию: ее продлили до конца 2011 года, выделив на это пять миллиардов рублей вдобавок к уже потраченным 25 миллиардам...

Госпрограмма утилизации автохлама получила дополнительную финансовую инъекцию: ее продлили до конца 2011 года, выделив на это пять миллиардов рублей вдобавок к уже потраченным 25 миллиардам. О выделении средств на дополнительные 100 тысяч сертификатов заявил председатель правительства Владимир Путин.

Смысл программы утилизации, стартовавшей 8 марта 2010 года, заключался в искусственном стимулировании спроса на продукцию отечественного автопрома. Изначально планировалось выдать 200 тысяч сертификатов, в то время как, по официальным данным, количество старых машин в России исчислялось 15 миллионами.

Россияне приняли активное участие в госпрограмме. Уже к июню 2010 года все 200 тысяч сертификатов были разобраны, а за моделями АвтоВАЗа выстроились очереди. Как и планировалось, Волжский автозавод стал основным выгодоприобретателем данной программы. Так, за минувший год АвтоВАЗ увеличил продажи на 48% по сравнению с 2009 годом, а в первые месяцы 2011 года прирост продаж составил практически 100% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом.

Для других брендов, например, УАЗ, FIAT и SsangYong, доля утилизационных машин составила 11%. Для иностранных компаний, работающих в режиме промсборки, эта цифра составила не более 7%. Что касается городов России, по данным агентства «Автостат», наибольшее число утилизационных сертификатов пришлось на Москву, Санкт-Петербург и Нижний Новгород.

Однако, несмотря на, казалось бы, привлекательные условия утилизации, некоторые автомобилисты отнеслись к госпрограмме скептически. «Мой автомобиль отвечает всем условиям программы утилизации, но воспользоваться ею я не собираюсь. На это есть ряд причин. Во-первых, продукция отечественного автопрома однозначно исключается из претендентов на мой новый автомобиль. Во-вторых, меня в целом не устраивает линейка автомобилей, которая предлагается по этой программе. И, в-третьих, по условиям программы нельзя взять подержанную иномарку годов 2003-2004, а брать новый автомобиль из салона – достаточно накладно для семейного бюджета, – рассуждает автомобилист Николай. – Вывод мой таков: лучше десятигодовалая иномарка, чем новый автомобиль отечественного производства».

«У меня нет знакомых, воспользовавшихся программой утилизацией автохлама. Во-первых, никто не держит у себя машину десять лет. Старая машина за десять лет делает «круги», то есть меняет несколько хозяев. Утилизация автохлама – это авантюра, от которой выигрывают чиновники, занятые там. Во вторых, эта программа преследует не столько интересы автовладельцев, сколько выгоды для отечественного автопрома, который давно криминализован. В высоких чинах есть люди, имеющие непосредственный интерес от этой госпрограммы, туда и качают деньги», – высказывается на одном из форумов интернет-пользователь под ником Салих Салихов.

В то же время, наблюдая за успехами своей продукции, дилеры АвтоВАЗа во многих регионах повысили цены на автомобили.

По данным «Автостата», сразу же после старта госпрограммы цены на «Лады» выросли в среднем на 10-15%. Больше всего подорожала «Нива» – на 40-50 тысяч рублей, цены на Priora выросли на 25-30 тысяч рублей, а стоимость «классики» подросла на на 22-29 тысяч рублей.

Многие специалисты назвали такое поведение «пиром во время чумы», объясняя, что после 2011 года продукция Волжского автозавода вновь будет испытывать нехватку спроса.

Дилеры АвтоВАЗа в свою очередь заявляют, что повышение цен было плановым и не зависящим от государственной программы. Также дилеры сетуют на нехватку сертификатов, но в то же время отмечают стабильный рост традиционных коммерческих продаж.

«Сто тысяч сертификатов, конечно, недостаточно, чтобы удовлетворить спрос желающих приобрести автомобиль по программе утилизации. Эти сертификаты разойдутся за месяц-полтора. Далее правительству нужно будет либо выделять дополнительные средства, либо сворачивать программу утилизации», – говорит автоэксперт Егор Курбатов. В то же время дилеры АвтоВАЗа прогнозируют сохранение потребительского спроса по завершении госпрограммы утилизации.

Дилеры иностранных брендов все же осмеливаются предполагать, что после завершения программы утилизации произойдет перераспределение клиентского спроса в сторону иномарок, и доля продаж отечественных автомобилей неминуемо снизится.

«Мы также ощутили повышение спроса на автомобили, приобретаемые по программе утилизации. Причем к нам приходили те покупатели, которые не попадали в нашу целевую аудиторию. К примеру, было много людей предпенсионного возраста, имеющих автомобили старше десяти лет, – комментирует представитель дилерского центра одного из иностранных брендов Сергей Балчугов. – Когда же действие данной программы закончится, на мой взгляд, стоит ожидать, что российский покупатель вновь начнет отдавать предпочтение автомобилям иностранного производства».

Эксперты автомобильного рынка все же утверждают, что отечественный автопром имеет все шансы на успешное существование и после завершения госпрограммы.

«Программа утилизации уже сыграла свою роль: она катализировала процесс рыночного роста. На сегодняшний день эти 47 тысяч рублей – просто добрая традиция. После завершения программы спросу на отечественные автомобили ничего не угрожает. Они имеют свой сегмент покупателей и уверенно занимают примерно треть отечественного рынка. Да, выше 50 процентов рынка эти машины не займут, но они и не опустятся ниже 10 процентов, – считает представитель одной из ассоциаций автомобильных дилеров Александр Рулевский. – К тому же недавние события в Японии неминуемо приведут к резкому ограничению ввоза праворульных автомобилей на территорию России, что опять же перераспределит потребительский спрос в пользу отечественного производителя».

Кстати, после 2011 года проект утилизации продолжит свое развитие и будет открыт для грузового и пассажирского сегмента.

На эти цели минпромторг планирует потратить 3,5 миллиарда рублей ежегодно в рамках трехлетней программы утилизации автобусного парка, плюс 7,4 миллиарда – на утилизацию грузового автохлама. Сертификаты смогут получить владельцы автотранспорта, возраст которого старше 15 лет. За среднетоннажный грузовик владелец получит 100 тысяч рублей, а за тяжеловозы скидка по сертификату составит 270 тысяч рублей.

Фото: Фото с сайта Reginsamara.ru, Аnapa.info, Pda.zakonia.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем