Все новости
Все новости

Бог в помощь: ГИБДД обратилась к религии

Устав в одиночку бороться с нарушителями Правил дорожного движения и ростом количества дорожно-транспортных происшествий, Госавтоинспекция обратилась к религии, дабы воззвать к совести нерадивых водителей и пешеходов, вразумить их и наставить "паству

Поделиться

Поделиться

Устав в одиночку бороться с нарушителями Правил дорожного движения и ростом количества дорожно-транспортных происшествий, Госавтоинспекция обратилась к религии, дабы воззвать к совести нерадивых водителей и пешеходов, вразумить их и наставить «паству» на путь истинный. С этой целью в конце января сотрудники ГИБДД провели «круглый стол» с представителями религиозных конфессий. На столь высоком собрании не хватало лишь католических священников и буддийских лам, чтобы картина официально разрешенных в стране вероучений получилась полной. Но, по всей видимости, вклад католиков и буддистов настолько мал в общую статистику дорожных происшествий, что их участие не сильно повлияло бы на итоги «круглого стола». Ну Бог им судья.

Доколе?

Отправной точкой всех рассуждений стал простой посыл: раз многие водители возят в свей машине иконы, крестики, полумесяцы и звезды Давида, значит, не до конца очерствели их души и еще поддаются воздействию слова животворящего. В торжественной обстановке, наводившей на ассоциации с известным евангельским событием, тихим и печальным голосом заговорил начальник ГИБДД Тюменской области Геннадий Лоточкин:

«С тем, что сейчас происходит на дорогах, общество не должно мириться. Мы ищем любые формы, чтобы это победить. Ежегодно в ДТП гибнут и получают травмы люди. Где-то, безусловно, Госавтоинспекция не дорабатывает. Но над проблемами мы работаем и стремимся максимально обезопасить дорожное движение. Для примера, в течение последних трех лет наблюдается снижение числа погибших. Мы за это время сохранили более 100 жизней. Однако необъявленная война на дорогах продолжается. Здесь мы собрались, чтобы обсудить, как нам предотвратить братоубийство. В прошлом году на дорогах области погибли 295 человек. Половина из них невиновна. Но люди до сих позволяют себе грубо нарушать Правила дорожного движения.

В России всегда было принято, отправляясь в путь, креститься и читать молитву. Сегодня, практически, во всех автомобилях можно увидеть иконы, кресты, полумесяцы и т.д. Водителей никто не заставляет это делать. Значит, они верят в бога. Но почему же на деле поступают иначе?» – задался вопросом Геннадий Дмитриевич.

И словно Христос на фарисеев, обрушился на «учебные организации, которые должны воспитывать наших граждан»: «Наверно, и они не дорабатывают. Предлагаю: у нас есть автошколы, которые готовят водителей. Но нет практики знакомить их с основами веры. Может быть, начать с этого и будущим водителям объяснять с религиозной точки зрения необходимость соблюдать Правила дорожного движения».

ПДД следовало бы ужесточить

После столь напористой речи начальника ГИБДД наступила тишина и в воздухе повисла пауза, прервал которую благочинный Тюменского округа Тобольско-Тюменской епархии, протоиерей Андрей Сбитнев: «Предложенные для обсуждения вопросы многогранны. Если сравнить статистику ДТП в России за год с потерями советских войск в Афганистане, то можно спросить где идет война? Война идет внутри каждого человека. Потому что мы знаем правила, учим их, но не применяем. Иконы, крестики и другие атрибуты веры поместили в машине и дальше этого не идет. В святом писании сказано: «Не искушай господа своего», а мы это делаем. При этом забываем о том, что смертны, и каждый день приближает нас к невидимой черте, которая разделит душу и тело. Мы торопимся и суетимся. А когда торопимся, выигрыш всегда сомнителен, а проигрыш очевиден. Это относится не только к водителям, но и к пешеходам, которые не думают об опасности, когда переходят дорогу. Человек уверен в своей правоте: «Пусть меня собьют, но я прав». Пример: в Тюмени мама с ребенком на саночках переходила зимой неосвещенную улицу. Сама перешла, а водитель не увидел ребенка на санках. Кто виноват? Мама в первую очередь. Она должна была взять дитя на руки. И таких совершенно невероятных историй, когда человек должен был жить, но погибал по своей же собственной халатности, сотрудники Госавтоинспекции могут привести достаточно».

Андрей Сбитнев также обратился в адрес автошкол: «Много вопросов у нас к тем, кто учит водителей. Пример: я был в Иерусалиме, и на машине нас возила монашка. Водила она здорово. Я поинтересовался, где она так научилась водить? На что она ответила: «Права я получила еще в России. Но здесь заставили пересдавать. Теорию сдать оказалось легко. А вот практику сдавала до тех пор, пока не поняла, что неправильно ездить я уже не умею, а могу только правильно». Поэтому плохо у нас учат. Вопрос: в Тюмени полгода зима, в какой школе есть практические уроки по управлению автомобилем на ледовой поверхности в условиях заноса? Не слышал о таких. Хотя самый опасный период года переход из осени в зиму, когда водители едут по скользкой дороге как по сухому асфальту. Число аварий резко возрастает».

По мнению протоиерея, все зависит от человека. Техника меняется, совершенствуется, а человек каким был, таким и остался. Поэтому, каждый раз,выезжая на дорогу, водитель должен помнить, что его ждут живым и здоровым. Он несет ответственность не только за тех, кто рядом, но даже за того, кто стоит на обочине покачиваясь, и в любой момент может выпасть на проезжую часть. Водитель должен думать и просчитывать свои действия на ближайшие 15 секунд. А мы не думаем и получаем трагические результаты, добавил священнослужитель.

Кроме того, по мнению Сбитнева, Правила дорожного движения следовало бы еще ужесточить: «Расскажу случай. В Германии двигался автомобиль с проблесковыми маячками. Все машины съехали на обочину и остановились. Кроме одной. Когда полицейские поравнялись с ней, открылось боковое стекло и стражи порядка выстрелили по колесам машины. Затем стали разбираться с водителем. Нам потом немцы объяснили: ему выпишут штраф в 5-6 тысяч евро и на год лишат права управления автомобилем. Если потом в течение десяти лет он хоть раз нарушит Правила дорожного движения, его лишат пожизненно. Вот и вся демократия. Еще случай. В Германии заместитель министра попался в нетрезвом виде за рулем. Норма алкоголя в два раза превышала разрешенный уровень. Его лишили прав пожизненно. Это означало конец политической карьеры. Жестко? Да. Но ведь он мог задавить кого-нибудь. Поэтому безопасность на дорогах зависит от духовного состояния человека».

Одними репрессивными мерами с нарушением ПДД не справиться


Так считает председатель «Союза миссий христиан веры евангельской» Евгений Шестаков: «К сожалению, в России бытует поговорка: строгость законодательства всегда компенсируется необязательностью его исполнения. Люди ищут лазейки в законе». Представитель протестантских церквей не стал растекаться мыслью, а сразу изложил конкретные предложения. Во-первых, по мнению Евгения Шестакова, было бы неплохо найти площадку для диалога Госавтоинспекции и представителей религиозных конфессий. Можно было бы рассмотреть вопрос о просветительской работе сотрудников ГИБДД среди прихожан храмов, синагог и мечетей в Тюменской области. По крайней мере, христиане-протестанты воспримут это с радостью.

Кроме того, можно использовать назидательное слово представителей конфессий в автошколах или хотя бы при сдаче экзамена давать водителям наставительное слово о необходимости уважать друг друга на дороге и помнить, что религиозные символы в автомобиле не спасают. Спасает чистая совесть. «Можно к профилактической работе с закоренелыми нарушителями привлекать и религиозных деятелей. Это было бы дополнительной мерой воздействия. Во всяком случае, в ряде европейских стран прибегают к этому. Сейчас у нас достаточно поставлено православных крестов вдоль дорог. Хотелось бы изменить эту традицию. Например, в США на трассах в местах отдыха автолюбителей обустроены часовни, где люди могут помолиться, сделав остановку на отдых. Это тоже оздоравливает отношения участников дорожного движения. Все-таки человек религиозный, верующий, гораздо реже идет на сознательные правонарушения. Это может способствовать снижению аварийности», – пояснил Евгений Шестаков.

В чем польза?


Общее настроение священнослужителей выразил раввин Тюменской синагоги Игорь Варкин: «Собираясь на эту встречу, я задавался вопросом, чем я могу быть на ней полезен?» Но потом Игорь Варкин подумал и пришел к выводу: «Я все равно участник дорожного движения, хотя и не водитель, но ведь я пешеход и пассажир. И у меня есть возможность понаблюдать. Есть вещи, на которые обращаешь внимание. Первое, что меня болезненно зацепило и на что не могу найти ответа то, как переходят улицу пожилые люди. Они не смотрят на дорогу. Возникает впечатление, что собственная жизнь их уже не интересует. Идут погруженные в себя, не соизмеряя ни скорость, ни опасность ситуации. Хочется поговорить с пожилыми людьми, и сказать - просто берегите себя, жизнь ценна в любом возрасте».

Второй момент, на который обратил внимание Игорь Варкин, то, как паркуются водители: «Когда человек оставляет машину прямо на перекрестке под светофором, я понимаю, что он думал в тот момент о чем угодно, но только не о том, что создает массу опасных ситуаций и затруднений другим водителям. В древности владение колесницей было показателем достоинств и успеха человека. Сегодня автомобиль маленький мирок, который тонкими жестяными стенами отгораживает нас от большого мира. Кажется, то, что находится внутри, гораздо важнее того, что происходит снаружи, на улице. Мы перестали думать о других. Люди живут своим маленьким миром, миром собственного автомобиля. И перестали ставить перед собой задачу не навредить другим. В этот момент я подхожу к объяснению психологии водителя, создающего опасные ситуации на дороге».

От лукавого

«То, что происходит сегодня на дорогах, я бы назвал одним словом – беспечность. Она проявляется в неуважении к окружающим, в несоблюдении Правил дорожного движения. Беспечность –это проявление лукавого на дорогах. Лукавый со всех сторон пытается столкнуть людей, автомобили, чтобы вызвать ДТП. Мы, как духовные лидеры, понимаем, что надо поставить преграду на его пути. Я с одной стороны удивлен, с другой – рад, что руководство областной ГИБДД пришло к пониманию духовных и моральных проблем участников дорожного движения», – выразил свою точку зрения на обсуждаемые вопросы имам-мухтасиб Тюменской области Центрального духовного управления мусульман России Ильдар-Хазрат Зиганшин.

Коэффициент полезного действия

После выступления священнослужителей свет истины так и не пролился на журналистов. «Я, как человек, отвечающий за КПД этого мероприятия, хотел бы спросить – о чем должны написать журналисты после этой встречи?» – задал вопрос присутствующим представитель областного Дома журналистов, переведя разговор с религиозных высот на более понятный обычным водителям язык.

Вопрос поставил религиозных деятелей в некоторое недоумение. Собственно, вполне объяснимое. Ни православные отцы, ни имамы, ни раввины, ни протестантские священники не отказывают никому, кто обращается к ним с просьбой освятить автомобиль, помолится за путников перед дальней дорогой, вразумить водителя, как нужно правильно ездить за рулем и т.д. Здесь же от духовных лидеров требовались конкретные предложения по решению важной государственной задачи – снижения аварийности. Но даже те предложения, что были высказаны, мало применимы в реальной жизни. Как-то с трудом представляется картина, когда инспекторы ДПС, прижимая к груди Правила дорожного движения, выступают пред паствой в храме, синагоге или мечети с разъяснениями положений «священного дорожного писания». Равно трудно представить и обратный процесс – лекции религиозных деятелей перед курсантами автошкол. Во-первых, программы обучения водителей утверждаются министерством образования и введение в них хотя бы нескольких часов на изучение религиозных основ, может вызвать не меньше споров, чем введение подобной дисциплины в общеобразовательных школах. Во-вторых, реформирование системы подготовки водителей, похоже, зашло в тупик, и нагружать курсантов еще и религиозными знаниями в ущерб изучению Правил дорожного движения, значит, вносить еще большую сумятицу в их головы.

К тому же, привести все религии к единому знаменателю практически невозможно. Даже практика освящения перекрестков православными батюшками вызвала дискуссию в среде представителей разных конфессий. Что же получается, православного христианина бог на перекрестке бережет, а мусульманина, еврея, протестанта, католика (и далее по списку) нет? Не порядок. По всей видимости, ГИБДД в планы освящения городских перекрестков и пешеходных переходов придется внести коррективы с учетом пожеланий представителей иных вероучений.

Невнятным итогом «круглого стола» прозвучало предложение начальника ГИБДД Тюменской области Геннадия Лоточкина выступить с неким обращением к водителям. Что будет в тексте этого обращения, пока неизвестно. Госавтоинспекция обещала разослать обращения во все СМИ.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter