Авто Утилизация: некоторые итоги

Утилизация: некоторые итоги

Скептики, утверждавшие, что программа утилизации автомобилей не окажет серьезного воздействия на авторынок, были посрамлены уже в первые месяцы действия программы. Ажиотажный спрос на заветные сертификаты, выдача которых была рассчитана до ноября, привел

Скептики, утверждавшие, что программа утилизации автомобилей не окажет серьезного воздействия на авторынок, были посрамлены уже в первые месяцы действия программы. Ажиотажный спрос на заветные сертификаты, выдача которых была рассчитана до ноября, привел к тому, что уже в июне практически все 200 тысяч были выписаны владельцам автохлама. Назвав это первой волной, власти решили продлить программу обмена старого автомобиля на новый и зарезервировали еще 200 тысяч сертификатов, из которых на сегодняшний момент осталось всего лишь несколько десятков тысяч. Если набранные темпы утилизации сохраняться, то второй этап программы обмена старого автомобиля на новый может закончиться уже в декабре этого года. Стоит отметить, что в 2011 году правительство намерено запустить аналогичные проекты по утилизации грузовиков, автобусов и даже сельскохозяйственной техники. Пока эти программы находятся на стадии разработки.

Камень в огород

Россия ничего не изобрела, запустив собственный вариант утилизационной программы. Европейские страны начали их реализацию еще в 2009 году и к началу этого года уже сворачивали поддержку автопрома. Как следствие, после быстрого роста продаж наметился резкий спад с окончанием программ. А потому критические настроенные эксперты предрекают такой же исход и для российского аналога. Не скрывало правительство и того, что разработанные программы, в первую очередь, нацелены на поддержку российской автомобильной промышленности. Неслучайно практически 80 процентов проданных по программе машин приходится на продукцию АвтоВАЗа.

Однако программа четко увязывалась с модернизацией отечественного автопрома. Между тем, результаты утилизации могут привести к обратным последствиям, поскольку самым ходовым товаром остается вазовская «классика», морально и технически устаревшая еще в прошлом веке. А для наращивания производства «пятерок» и «семерок» завод вынужден был заново набрать рабочих, сокращенных в кризисный год, и снова перейти на работу в несколько смен. Стоит ли менять стратегию развития завода и ориентироваться на разработку и внедрение новых моделей, если деньги и так текут рекой? – задаются вопросом специалисты в сфере автобизнеса.

Еще одна цель программы – омолодить автопарк страны. Но и она вряд ли будет достигнута. По данным агентства «Автостат», если на начало 2010 года на учете в стране числилось 51,4% автомобилей старше 10 лет, то к началу сентября эта цифра сократилась лишь на 2% – капля в море. В Тюменской области на учете стоит 166 тысяч машин старше десяти лет. Из них 34 тысячи составляют иномарки, владельцы которых вряд ли согласятся сдать свои машины за скидку в 50 тысяч рублей. То есть примерно 132 тысячи тюменских автолюбителей могут стать участниками утилизации. А меняются в основном именно отечественные автомобили, поскольку сомнительно, что за «классику» 1999 года выпуска можно выручить больше 50 тысяч рублей на рынке.

Как это работает?

Участником программы обмена старого автомобиля на новый может стать владелец машины, выпущенной до 1999 года. Обмен производится на автомобиль, произведенный в России. В список автомобилей, доступных к приобретению в рамках программы вошли: весь модельный ряд АвтоВАЗа, ГАЗа, УАЗа, Иж-2717, а также порядка 30 моделей иностранного производства, собираемых на предприятиях в России: Chevrolet (NIVA, Captiva, Cruze); Fiat (Albea, Doblo, Linea, Ducato); Ford (Focus, Mondeo); Kia (Spectra, Sorento); Renault (Logan, Sandero); Skoda (Fabia, Octavia); Hyundai (Sonata, Accent, Santa Fe); TaгАЗ (Road Partner, Tager, LC100); Ssang Yong (Actyon, Kyron, Rexton); Opel (Antara, Astra); Nissan (Teana, X-Trail); Toyota (Camry); Volkswagen (Tiguan); ISUZU (NLR85).

На сайте министерства промышленности и торговли можно заполнить бланк свидетельства об утилизации, а также познакомиться со списком дилеров, допущенных к программе утилизации, региональных центров утилизации и изучить рекомендованные министерством цены на автомобили, предоставляемые в обмен на автохлам.

Процедура обмена, как заверили представители официального дилера волжского автозавода в Тюмени, не занимает много времени. Для начала необходимо обратиться в информационный центр и оформить предварительную заявку на приобретение автомобиля взамен утилизируемого. Участнику программы присвоят номер очереди. Затем сотрудники автосалона свяжутся с ним и пригласят оформить все необходимые документы. Предъявлять старый автомобиль в ГИБДД для снятия его с учета не обязательно. Собственник получает в автосалоне пять экземпляров свидетельства об утилизации, с которыми и отправляется в Госавтоинспекцию. Инспектор ГИБДД должен подписать документы и поставить штамп. После этого остается получить сертификат и приобрести новый автомобиль со скидкой 50 тысяч рублей. При этом, как уточнили в «Тюмень-АвтоВАЗе», на утилизацию принимаются и старые иномарки, отвечающие требованиям программы. Желающие приобрести новую иномарку могут оформить у тюменского дилера ВАЗа сертификат и обратиться в салоны дилеров иностранных производителей, которые участвуют в программе.

Первая волна

Официальный дилер Волжского автомобильного завода «Тюмень-АвтоВАЗ» еще с 1 февраля начал принимать заявки на автомобили по программе утилизации, и к началу марта в портфеле заказов уже лежало 1113 заявок от тюменских автолюбителей. Многие из тех, кто подавал заявки, просили связаться с ними летом или осенью, объясняя это тем, что к тому времени исполнится год, как они являются владельцами подержанных машин.

«Сложностей с реализацией программы пока не возникает. Единственное, мы не ожидали такого большого числа желающих в ней поучаствовать, – признавался тогда генеральный директор ОАО «Тюмень-АВТОВАЗ» Владимир Рыкин. – Определенные сложности, по его мнению, могли возникнуть у тех, кто живет в отдаленных районах области. Во-первых, с доставкой автомобиля до дилера. Во-вторых, со снятием машины с учета. По югу Тюменской области, кроме Тюмени, дилеры АвтоВАЗа представлены в Заводоуковске и Тобольске. Ежедневно в марте «Тюмень-АВТОВАЗ» обслуживал 20 участников программы.

Но уже в апреле «Тюмень-АвтоВАЗ» принял около 3000 заявок на получение сертификата за утилизируемый автомобиль. Причем, желающих было настолько много, что консультации для автолюбителей проводили практически все сотрудники автосалона. При этом у дилера катастрофически не хватало автомобилей, чтобы удовлетворить все принятые заявки. «Если мы сейчас начнем оформлять заявки на автомобили, то, боюсь, до ноября не успеем предоставить автомобили всем, кто получил сертификат, даже если «АвтоВАЗ» начнет нам бесперебойные поставки», – говорил коммерческий директор ОАО «Тюмень-АвтоВАЗ» Александр Салмин.

В тюменском автоцентре компании Renault в апреле была подтверждена контрактами поставка 100 автомобилей моделей Logan и Sandero по утилизационной программе, и до июня-июля все машины были расписаны. В автоцентре «Форд-Автоград» к тому моменту приняли лишь 12 подтвержденных контрактами заявок. «У нас очередей, как в автоцентре «Тюмень-АвтоВАЗ», нет. Поскольку мы не принимаем заявки исключительно на утилизацию, – отмечал начальник отдела продаж автосалона Алексей Чемагин. – Мы готовы выписать сертификат на утилизируемый автомобиль только при условии, что человек выбрал нашу машину и внес за нее предоплату».

По итогам марта АвтоВАЗ увеличил продажи на 70 процентов по сравнению с февралем 2010 года и на 13 процентов – по сравнению с мартом 2009 года. Всего за март было продано 34 тысячи 177 автомобилей Lada. На экспорт отправлено 3119 машин. Renault к концу марта получил 8,3 процента утилизационных сертификатов, выпущенных с начала действия программы, и объявил о фиксации цен на автомобили Logan и Sandero, попавших в списки автомобилей, утвержденных минпромторгом.

Уже первый месяц реализации утилизационной программы показал, что спрос на сертификаты в пять раз превышает предложение. А это значит, что потребность населения в относительно недорогих автомобилях находится у планки в один миллион машин.

Вторая волна

Второй этап программы стартовал не столь решительными темпами, как это было в самом начале проекта. За полтора месяца второй части утильпрограммы дилеры выдали порядка 50 тысяч сертификатов – четверть от возобновленного количества. За такой же период весной разошлось около 70 тысяч свидетельств. Специалисты считают, что это связано с запретом выдавать значительно больше сертификатов, чем продается машин, а также с отсутствием минимальных запасов автомобилей в салонах, которые были у них на начало года. Чтобы рационально распределять имеющиеся сертификаты, Минпромторг ввел пропорцию 3:1. Это значит, что дилер, который продал один автомобиль, может выписать только три новых свидетельства. Пока он не продаст второй, доступ к выдаче еще трех сертификатов ему закрыт.

«Второй этап утилизационной программы у нас практически никак не проходит, – с пессимизмом рассказал начальник отдела реализации ОАО «Тюмень-АвтоВАЗ» Евгений Плосков. – Мы пока не выдаем сертификаты по второму этапу. То есть принимаем старые автомобили, выписываем свидетельства на утилизацию, но новые машины не выдаем. Это связано с тем, что нам до сих пор не поступила компенсация от Минпромторга за проданные по программе машины. Пока не закончим первого этапа, компенсаций нам не будет». Всего по первому этапу «Тюмень-АвтоВАЗ» выдал более 1300 сертификатов. И до сих пор дилеру поставляются машины на сертификаты первой волны. При этом вазовская «классика» занимает порядка 80 процентов всех машин, выданных по программе.

Основные трудности, с которыми столкнулся «Тюмень-АвтоВАЗ», оформление документов для отчета в Минпромторг. Требования настолько жесткие, что даже росписи во всех документах должны быть идентичны. «Клиенты, зачастую, от волнения расписываются по-разному, и на основании этого нам возвращают документы. Приходится вызывать покупателя и просить его заново расписаться», – сетует Евгений Плосков.

В автоцентре рассчитывают к концу года завершить первый этап и полностью выдать автовладельцам заказанные ими машины. Тем более поставки с завода увеличиваются каждый месяц. В сентябре «Тюмень-АвтоВАЗ» было поставлено заводом 237 машин, в октябре – 270 автомобилей, в ноябре – 298 единиц. «Единственное, слабо продвигается очередь на ВАЗ-2114, 15, что связано, очевидно, с отсутствием комплектующих на заводе для этих моделей, – продолжает Евгений Плосков. – Тем не менее у нас есть уже задел по свидетельствам на второй этап утилизации. Заказано 133 автомобиля ВАЗ-2114,15, 310 «классических» «Жигулей», 64 - «Лада 4х4», 105 «Калин», 95 «Лада Приора».

Еще один нюанс программы: раньше некоторые дилеры в условия договора с клиентом включали пункт, что он обязуется купить машину после утилизации именно в их салоне. В противном случае они отказывались принимать старый автомобиль, а соответственно, лишние обязательства и мороку. Сейчас сами дилеры говорят, что право выбора есть.

«У нас основная проблема заключалась в том, что многие клиенты почему-то сразу обратились с утилизацией в «Тюмень-АвтоВАЗ», – поясняет директор автоцентра Renault Артем Свистунов. – Видимо, люди не были осведомлены о том, что сдать автомобиль на утилизацию возможно и у других дилеров. Сейчас к нам обращаются клиенты с сертификатами, полученными от «АвтоВАЗа». Мы переоформляем сертификат. Вся процедура переоформления проводится на сайте Минпромторга очень быстро и без проблем».

Такая схема оговаривалась еще в самом начале проекта, но, видимо, дилеры, которые получили право участвовать в программе, решили сорвать куш и начали диктовать свои условия клиентам. Но по ходу стало понятно, что заводы просто не справляются с объемом заказов и копить обозленных покупателей вокруг себя не стоит.

Впрочем, в автоцентре Renault не стали отрицать, что принимают старый авто на утилизацию под конкретный автомобиль французской компании. «Для начала определяемся с клиентом, какая машина его интересует. Потому что процесс утилизации не быстрый. Кроме того, есть клиенты, которые сдают автомобиль, и за новый рассчитываются наличными, с учетом скидки. А есть те, кто сдает машину и берет кредит для оплаты покупки. Поэтому требуется кропотливый расчет – сколько будет первоначальный взнос, какая будет ставка кредита, сколько стоит страховка», – продолжает Артем Свистунов.

По его словам, компания Renault намерена выдать более 10 процентов всех утилизационных сертификатов. А всего с начала действия проекта тюменский дилер Renault выдал около 300 сертификатов, реализовав более 150 «утилизационных» машин.

По мнению Артема Свистунова, вторая волна проекта началась довольно бурно. Темп был набран такой серьезный, что по результатам первых двух недель сертификаты должны были бы закончиться через два месяца. Но задержка, связанная с подписанием бюджета на второй этап утилизации и мораторием дилеров на выдачу сертификатов, сбил ажиотажный спрос. «Судя по всему, вторые 200 тысяч будут выданы до нового года, поскольку на конец сентября оставалось всего 95 тысяч сертификатов. Следует рассчитывать, что оставшихся сертификатов хватит до середины декабря. И уже ходят слухи о третьей волне утилизации», – утверждает Артем Свистунов.

Впрочем, это уже не слухи. В 2011 году программа утилизации будет продолжаться. Представители Министерства промышленности и торговли даже озвучили сумму, которая будет выделена на эти цели, – 13,5 миллиарда рублей. И это только на легковые автомобили. Стоит отметить, что в 2011 году бюджет программы утилизации увеличится: на первом этапе выделялось 11 миллиардов рублей, а на втором – 10 миллиардов.

Однако начальник отдела реализации ОАО «Тюмень-АвтоВАЗ» Евгений Плосков считает, что о третьем этапе говорить пока преждевременно: «Не очень хотелось бы начала третьей волны, поскольку дилеры не разобрались еще с первым этапом. Требуется время, чтобы выполнить обязательства перед клиентами. Логичнее было бы начать третий этап с середины следующего года, чтобы все могли привести в порядок отчетные документы. Иначе будет полный бардак».

В целом дилеры отмечают, что сейчас работать по программе стало легче: система устоялась, и от государства, наконец, начали поступать компенсации. К тому же интерес к проекту до сих пор высокий, и до сих пор дилерам поступает много звонков с вопросами про утилизацию и наличие автомобилей. А по прогнозам Минпромторга, реализация программы утилизации может обеспечить российскому авторынку до 15% роста.

«По оптимистичному сценарию развития автобизнеса в 2010 году предполагалось за год реализовать 1,6 миллиона машин. Но уже сейчас понятно, что будет продано порядка 1,75 миллиона автомобилей. Безусловно, положительную роль в этом сыграла утилизация», – считает Артем Свистунов.

Пострадавшие от утилизации

12 мая Владимир Зырянов как собственник старого автомобиля, подпадающего под программу утилизации – «Москвич-Иж-2125», 1987 года выпуска, во владении находился 12 лет, – обратился в «Тюмень-АвтоВАЗ» на улицу Чекистов с целью сдать автомобиль и получить сертификат на покупку нового авто. Автосалон оформил акт приема-передачи машины и, ему сказали, что новый автомобиль необходимо ждать от трех до четырех месяцев. Собственник решил не сдавать «Москвич» сразу, поскольку начинался дачный сезон, а автомобиль являлся единственным средством передвижения. Договорились таким образом, что когда придет новый автомобиль – ВАЗ-2107 цвета «снежная королева», тогда будет сдан и «Москвич». Тогда же в мае были оформлены необходимые документы на утилизацию.

7 сентября Владимир Зырянов возвращался из командировки и какое-то время находился вне зоны действия сети. Но получил SMS-уведомление о пропущенном вызове из «Тюмень-АвтоВАЗа». Он перезвонил в тот же день, и девушка, которая приняла звонок, ответила, что не может соединить ни с кем из отдела реализации, поскольку все заняты на отгрузке. Он снова перезвонил 8 сентября, переговорил с человеком из отдела реализации автомобилей по имени Евгений, который подтвердил, что поступил заказанный автомобиль – ВАЗ-2107 цвета «снежная королева».

«Я позвонил в автосалон 9 сентября с целью уточнить, как долго автомобиль будет зарезервирован для моего отца, – рассказывает сын владельца авто Юрий Зырянов. – Мой вопрос был обусловлен тем, что средства на покупку автомобиля лежали в банке на вкладе, и в понедельник 13 сентября заканчивался срок вклада. Мы решили не прерывать вклад досрочно, чтобы снять все средства с процентами. Собственно, для этого средства и были размещены в банке. Трижды я задавал Евгению из отдела реализации довольно четкий вопрос – назовите, сколько дней автомобиль будет храниться у вас на складе? Но столь же четкого ответа не получил. Евгений сказал примерно следующее: это в ваших интересах, чем быстрее заберете, тем лучше».

13 сентября Владимир Зырянов снял средства с банковского вклада, а на следующий день пригнал «Москвич» в автосалон. «После этого мы с отцом отправились в Госавтоинспекцию, чтобы сделать отметку о том, что автомобиль снят с учета, – продолжает Юрий Зырянов. – Но из-за больших очередей не удалось оформить документы в тот же день. Мы это сделали в среду утром, и в 11 часов 15 сентября у нас на руках были все необходимые документы. В тот же день сдали их в автосалон и отправились к менеджеру по продажам, чтобы он показал нам новый автомобиль». Но каково было удивление наших героев, когда они узнали, что предназначавшегося им автомобиля на складе уже не было.

«Мимо по стечению обстоятельств прогуливался генеральный директор «ТюменьАвтоВАЗ». Его внимание привлекла оживленная беседа менеджера по продажам и моего отца. Он присоединился к нам, а позже подошел Евгений из отдела реализации, – говорит Юрий Зырянов. – Мы стали задавать вполне логичные вопросы: вы нам звонили неделю назад и сообщили, что машина пришла. Этот факт они не отрицали. Они также не отрицали, что я интересовался сроками, как долго автомобиль будет меня ждать. И Евгений и директор автосалона заявили мне, как и по телефону накануне, что в наших интересах было скорее забрать автомобиль. В итоге получилось: автомобиль пришел, но испарился. Мы задали прямой вопрос: где автомобиль? Вы его продали? Все трое представителей автосалона ответили – не знаем».

Евгений пригласил Зыряновых к себе в кабинет, чтобы показать электронную ведомость. В открытом файле напротив фамилии и имени, контактного телефона, описания автомобиля, который заказали Зыряновы, в графе примечание, закрашенной красным цветом, значилось «08 сентября». Как пояснил Евгений, автомобиль был продан именно 8 сентября.

«Когда передо мной стояли три представители автосалона, я пояснил им, что сложившаяся ситуация конфликтная, и ее нужно решить. Спросил, каким образом она будет разрешена. На что менеджер по продажам развернулся и отошел в строну, мотивировав тем, что ему необходимо работать. Генеральный директор, глядя в сторону, сказал, что произошла ошибка, и ушел. А Евгений по моему настоянию провел нас на склад, где показал зарезервированные автомобили, в каждом из которых на панели лежала накладная с данными человека, заказавшего машину, и датой, когда он намерен приобрести автомобиль по утилизации. Было три автомобиля интересовавшей нас модели, но они были зарезервированы за другими людьми. Я в очередной раз задал вопрос – где наш автомобиль? На что мне в очередной раз пожали плечами и ответили – не знаем. Со стороны представителей автосалона не поступило никаких предложений по разрешению конфликтной ситуации. По их глазам и поведению я понял, что им просто наплевать. Евгению я выразил надежду на то, что он позвонит мне первому, как только придет новая партия нужных автомобилей», – закончил свой рассказ Юрий Зырянов.

По словам начальника отдела реализации ОАО «Тюмень-АвтоВАЗ» Евгения Плоскова, это вполне типичная ситуация. Он аргументировал это тем, что не всегда у людей тут же находятся средства на приобретение автомобиля. «Я сам занимаюсь обзвоном клиентов, заказавших машину по программе обмена, и часто слышу, что отложенные на машину средства потихоньку тратятся. Это естественно. Но и люди должны нас понять. Мы не можем ждать клиента долгое время. Единственное, о чем прошу тех, кто не смог вовремя оплатить автомобиль: как только у вас появляются необходимые средства, сообщайте нам. В такой ситуации, после обращения, клиенты практически не ждут, автомобиль предоставляется в самый короткий срок».

А между тем

По слухам, предприимчивые бизнесмены разработали нехитрую схему, как заработать на утилизации. Основана она на оформлении генеральной доверенности на автомобили, подпадающие под программу утилизации. В деревнях и селах подбирается старый автомобиль, за сумму в 5-10 тысяч рублей продается по генеральной доверенности. Далее через налаженный канал в одном из автоцентров за небольшой откат проводится процедура обмена старого автомобиля на новый. Приобретенный автомобиль буквально через день со скидкой в 5 тысяч рублей реализуется на авторынке. Доход от подобной операции может составлять 30-40 тысяч с машины. Как правило, объектом «махинации» становятся автомобили отечественного производства.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем