Авто Водителей «заМопедили»

Водителей «заМопедили»

Поправки в закон «О безопасности дорожного движения» и в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) РФ, где вводятся новые категории водительских прав, которые внес в Государственную Думу председатель комитета по транспорту, член фракции «Единой Ро

Поправки в закон «О безопасности дорожного движения» и в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) РФ, где вводятся новые категории водительских прав, которые внес в Государственную Думу председатель комитета по транспорту, член фракции «Единой России» Сергей Шишкарев, вызвали неоднозначную реакцию экспертов и автолюбителей.

Законопроектом предлагается к уже существующим категориям добавить новые:

  • М – мопеды и скутеры с объемом двигателя менее 50 кубических сантиметров;

  • А1 – легкие мотоциклы с объемом двигателя, не превышающим 125 кубических сантиметров;

  • BE – легковой автомобиль с прицепом массой более 750 килограмм;

  • D1 – микроавтобус с числом мест до девяти;

  • несколько категорий для большегрузного транспорта.

В сопроводительных материалах к законопроекту говорится, что принятие этих требований приведет российское законодательство в соответствие с требованиями Конвенции о дорожном движении 1968 года. Вернее, в соответствие с поправками к конвенции, вступившими в силу 28 сентября 2004 года. В пояснительной записке к законопроекту указывается, что с учетом зарубежного опыта введение в России соответствующих подкатегорий транспортных средств позволит дифференцировать условия получения права на управление транспортными средствами в зависимости от потенциальной опасности конкретных типов автомобилей и мотоциклов. При этом допуск водителей к управлению транспортными средствами различных категорий и подкатегорий с учетом минимально допустимого возраста будет осуществляться в соответствии с международными нормами, принятыми конвенцией.

Особое внимание автор законопроекта Сергей Шишкарев уделил правам для владельцев скутеров, мопедов и легких квадроциклов. По данным, которые приводит депутат, за последние десять лет в страну ввезено около 300 тысяч скутеров. Исследование в ряде регионов показало, что аварийность с участием скутеров выше, чем с участием мотоциклов. Как правило, мопедами управляют лица, не знающие ПДД и не достигшие установленного правилами возраста. По этой причине Сергей Шишкарев предложил установить, что экзамены на права категории «М» смогут сдавать граждане старше 16 лет. При этом обязательным для них будет только теоретический экзамен на знание ПДД – в отличие от владельцев мотоциклов, которые сдают практический экзамен на площадке и в городе.

Законопроект также вводит запрет на самостоятельную подготовку к экзамену без посещения автокурсов, но на владельцев скутеров эта норма не распространяется. По словам депутата, законопроект готовился «при консультациях с ГИБДД, которая поддержала документ», сообщает «Коммерсантъ».

По статистике Госавтоинспекции России, в первом полугодии 2010 года по вине водителей мопедов и скутеров произошло 2676 аварий. Жертвами ДТП с участием скутеров стали 118 человек, еще 3046 человек ранены. Среди всех происшествий по вине водителей мототранспорта доля владельцев мопедов в среднем составила 41,4%, а в ряде регионов – Краснодарском крае, Брянской, Тамбовской и Тверской областях – превысила 60%.

«Такие транспортные средства пользуются в настоящее время повышенным потребительским спросом, их доля на дорогах страны возрастает и, как следствие, возрастает аварийность с их участием. Вместе с тем они не подлежат государственной регистрации, и на них не распространяется механизм государственного регулирования по допуску к участию в дорожном движении и ответственности водителей, который существует для других механических транспортных средств», – сказал Сергей Шишкарев.

Возможно, введение категории «М» для водителя мопеда или скутера обоснованно в связи с появлением огромного количества этих транспортных средств. Но это новшество повлечет обязательное внесение изменений в Правила дорожного движения, так как на сегодняшний день мопед объемом двигателя менее 50 кубических сантиметров не является механическим транспортным средством и водитель не обязан регистрировать его в ГИБДД и иметь государственные регистрационные номера. Также как иметь при себе необходимые, в соответствии с ПДД, документы на право владения и управления, не обязан страховать свою гражданскую ответственность перед третьими лицами и т.д.

«Непонятно только одно: почему водители мопеда не должны в таком случае сдавать практическое вождение? Ведь их официально предполагается признать полноправными, со всеми обязанностями водителя транспортного средства, участниками дорожного движения. Ведь для получения водительского удостоверения знаний Правил дорожного движения недостаточно. Я как участник дорожного движения должен быть уверен, что человек на дороге, управляющий скутером, минимум просто умеет им управлять, и этот факт, в этом случае, должен быть подтвержден успешной сдачей экзамена на полигоне», – считает тюменский автоюрист Алексей Уханов.

А вот к появлению новых подкатегорий: А1, BE, D1 – Алексей Уханов относится отрицательно. По его мнению, система с пятью категориями водительских прав уже работает несколько десятков лет. И ничего страшного не происходило. Ведь на сегодняшний день водитель, имея категорию «В», не может открыть категорию «С», не имея стажа вождения менее трех лет. А водитель, имеющий категорию «С», без стажа работы на грузовом автомобиле не может открыть категорию «D» или «Е».

«И неважно, какую мощность, объем двигателя или массу имеет автомобиль или мотоцикл. Если все это отменить, то нужно признать, что все это время подготовка водителей профессионалов велась безграмотно. Но, по-моему, водитель грузового автомобиля или автобуса должен проходить такую подготовку, чтобы управлять любым автомобилем, входящим в разрешенную категорию. Любые изменения в этой области приведут к еще большей неразберихе и повышению коррупции. Но, к сожалению, если эта инициатива идет от представителей самой главной в нашей стране партии, то она, несомненно, будет принята», – подчеркнул Алексей Уханов.

В некотором недоумении пока находятся и автошколы. Их представители считают вполне оправданным введение дополнительных подкатегорий, ссылаясь на опыт европейцев. Например, в Германии выдаются водительские удостоверения более десяти категорий. То есть, человеку даже для управления скутером требуются права. И обучение этому должно проводится целенаправленно с выдачей водительского удостоверения.

А вот дальше возникают сомнения в необходимости реформирования системы водительских категорий. «Возможно, это связано и с тем, что до 2012 года действует федеральная программа по безопасности дорожного движения. И многие мероприятия в России проводятся следующим образом: на них выделен определенный бюджет, который надо до определенного времени освоить. А если он освоен не будет, очевидно, для кого-то могут последовать определенные санкции. Вполне возможно и такое объяснение всем нововведениям, хотя я на нем не настаиваю», – поделился своими впечатлениями от законопроекта директор автошколы «Статус» Рамиль Каппасов.

В чем еще проблема: если водитель открывает категорию D, то он, как правило, практическое обучение проходит на «Газели», максимум на ПАЗе, а после этого садится за руль большого пассажирского автобуса, например, с прицепом (так называемой «гармошки»), управлять которым не умеет. Но вполне очевидно, что автошколам придется увеличивать количество часов на обучение, в первую очередь, на практическое вождение, и дифференцировать теоретические программы обучения под каждую из категорий. На автошколы ляжет и финансовая нагрузка в виде закупки нового оборудования, ну, например, для обучения вождению на автомобилях с прицепом – различные виды прицепов, или полноценный пассажирский автобус, помимо «Газели» для водителей соответствующей категории, возможно, придется приобретать и настоящий тягач для водителей большегрузных автомобилей с прицепом и т.д.

«Кроме того, изменятся требования к автодромам, где водители получают первоначальные навыки вождения, а это тоже затраты, причем в российском масштабе громадные. В конечном счете, это ляжет на автошколы, – признается Рамиль Каппасов, – а они в свою очередь бремя затрат переложат на плечи обучающихся в автошколах. За это будут платить самые богатые люди страны – простые граждане. Причем, не совсем понятно, насколько в результате нововведения повлияют на качество подготовки водителей».

Неясным остается, когда законопроект вступит в силу, пишет «Коммерсантъ». Для этого необходимо поменять некоторые нормативные акты, связанные со сдачей водительских экзаменов, на что законопроектом предусмотрено 180 дней. Согласно приказу МВД, c 1 марта 2011 года будет изменен внешний вид прав: они будут выполнены на розово-голубом фоне (а не на розовом, как сейчас), а на обратной стороне будет нанесен штрихкод, который станет использоваться для ускоренного оформления правонарушений инспектором.

Автор законопроекта рассчитывает, что поправки примут быстро и новые категории прав введут вместе с новым обликом удостоверений в марте 2011 года. В ГИБДД такой оптимизм не разделяют и считают, что это произойдет не раньше середины 2011 года. В ГИБДД также подчеркнули, что новые правила коснутся только новоявленных водителей, а граждане, сдавшие экзамены до вступления законопроекта в силу, продолжат ездить по старым правам и по истечении срока их действия не будут обязаны пересдавать экзамены.

В России до сих пор продолжается реформирование системы автошкол, и конца ей не видно. А вместе с ней россиянам предлагают и реформу водительских категорий с не вполне очевидными целями. Если введение подкатегорий необходимо для получения водительских удостоверений международного образца, чтобы с полным правом управлять автомобилем за границей, то не лучше ли предусмотреть возможность для желающих работать или жить за рубежом сдать экзамен на соответствующую подкатегорию. И, возможно, вместо введения новых категорий для остальных водителей пересмотреть практическое обучение, чтобы водитель, планирующий управлять автомобилем, например, категории «D», мог освоить все виды транспорта, входящие в эту категорию. Тем более это реально сделать в рамках реформирования всей системы подготовки водителей. Реформирования, которое до сих пор не завершено. В противном случае все нововведения могут привести только к одному – росту коррупции.

Согласно поправкам к Конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 года, вступившим в силу 28 сентября 2004 года, водительское удостоверение может выдаваться для управления транспортными средствами следующих категорий:

  • A – мотоциклы;

  • B – автомобили (за исключением транспортных средств, относящихся к категории A), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;

    • автомобиль категории B, сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг;
    • автомобиль категории B, сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава не превышает 3500 кг;
  • C – автомобили, за исключением относящихся к категории D, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;

    • автомобиль категории C, сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг;
  • D – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя;

    • автомобиль категории D, сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг;
  • BE – автомобиль категории B, сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг и превышает массу автомобиля без нагрузки;

    • автомобиль категории B, сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, а общая разрешенная максимальная масса такого состава превышает 3500 кг;
  • CE – автомобиль категории C, сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг;

  • DE – автомобиль категории D, сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг.

На основании национального законодательства в рамках категорий A, B, C, CE, D и DE могут вводиться следующие подкатегории транспортных средств, на управление которыми может выдаваться водительское удостоверение:

  • A1 – мотоциклы с рабочим объемом двигателя, не превышающим 125 куб. см, и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт (легкие мотоциклы);

  • B1 – моторизованные трициклы и квадроциклы;

  • C1 – автомобили, за исключением относящихся к категории D, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, но не превышает 7500 кг;

    • автомобиль подкатегории C1, сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг;
  • D1 – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя, но не более 16 сидячих мест, помимо сиденья водителя;

    • автомобиль подкатегории D1, сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг;
  • C1E – автомобиль подкатегории C1, сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массу автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава не превышает 12000 кг;

  • D1E – автомобиль подкатегории D1, сцепленный с прицепом, не предназначенным для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массу автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава не превышает 12000 кг.

Помимо перечисленных выше категорий и подкатегорий национальным законодательством могут предусматриваться и другие категории и подкатегории транспортных средств. Обозначения таких категорий и подкатегорий транспортных средств должны отличаться от используемых в конвенции обозначений категорий и подкатегорий транспортных средств, при этом должен применяться другой шрифт.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем