Авто Почему падают пассажиры?

Почему падают пассажиры?

Начальник регионального Управления ГИБДД Геннадий Лоточкин, начальник Управления Государственного автодорожного надзора по Тюменской области Александр Дробот и представители администрации Тюмени провели 15 июля встречу с коллективом водителей Тюменских па

Начальник регионального Управления ГИБДД Геннадий Лоточкин, начальник Управления Государственного автодорожного надзора по Тюменской области Александр Дробот и представители администрации Тюмени провели 15 июля встречу с коллективом водителей Тюменских пассажирских автотранспортных предприятий. Поводом послужило увеличение числа ДТП с участием общественного транспорта. Состоявшийся диалог получился по-настоящему живым и острым.

Есть повод собраться

«Очень серьезная проблема в Тюмени с перевозкой пассажиров. По вине водителей автобусов с начала года произошло 28 ДТП. Рост составил 16,7%. Основные причины ДТП – падение пассажиров, проезд перекрестка на запрещающий сигнал светофора, превышение установленной скорости, невыполнение подачи сигнала перед началом движения. Всем вместе нам надо принимать меры, чтобы приостановить травматизм на общественном транспорте. Давайте будем вести живой разговор. Задавайте вопросы, высказывайте пожелания», – обратился начальник ГИБДД Тюменской области Геннадий Лоточкин к собравшимся в актовом зале ПАТП-1 водителям автобусов.

Повисшую паузу решил заполнить начальник Управления Государственного автодорожного надзора по Тюменской области Александр Дробот, который напомнил статью третью Федерального закона №196 «Обеспечение безопасности дорожного движения»: «Основным принципом безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности».

«Почему? – задал в зал сакраментальный вопрос Александр Дробот. – Мы все прекрасно видим, что творится на дорогах Тюменской области. Из 28 ДТП с участием лицензированного транспорта (это мы не трогаем остальные виды пассажирских перевозок), более 50 процентов происшествий — падение в автобусах. Это гонки водительского состава. Это зарабатывание денег. Но приоритет за здоровьем и жизнью. Об этом говорит и Конституция, и Конвенция о правах человека, и другие законы».

Удивление у Александра Дробота вызвало то, что основная часть ДТП совершена водителями муниципальных транспортных предприятий, где еще с советских времен сохранилась старая производственная система, которая почему-то дала сбой. «Не молчите. Все-таки, почему падают пассажиры? Что мешает? Кто виноват?» – сыпал вопросами Александр Дробот.

Нужен креативный подход

«Разрыв надо больше между автобусами сделать, хотя бы минуты три-четыре, а не две, как сейчас, – прервал затянувшееся вступление водитель маршрута №30. – Две минуты – в Москве метро с таким интервалом не ходит. Получается, на светофоре остановился – от графика движения отстал. Время надо нагонять».

Слово взял вышедший к трибуне начальник управления по транспорту администрации Тюмени Сергей Галимов. «Вопросы совершения ДТП в Тюмени находятся на особом контроле. Вырабатывается конкретный план мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий. Может быть, разработать какой-то нестандартный, креативный подход, который позволит максимально снизить число ДТП с участием автобусов?» – начал Сергей Галимов и перешел к ответу на вопрос о падении пассажиров.

Как выяснилось при анализе таких ДТП, пассажиры обращаются в медицинское учреждение спустя неделю, а то и две. В качестве причины полученной травмы указывают падение в автобусе. Доказать обратное практически невозможно, поскольку падение в автобусе является дорожно-транспортным происшествием. А в каждом случае ДТП разбираются сотрудники Госавтоинспекции. «Но с этим мы будем однозначно разбираться, проводить служебные проверки, – предупредил Сергей Галимов. – Потому что уже имеются факты мошенничества. Раньше пострадавшие в основном жаловались на частный транспорт. Сейчас переключились на муниципальные предприятия. Видимо потому, что предприятия большие и вероятность получения от них какой-то компенсации ущерба здоровью значительно выше».

Кроме того, в администрации города подготовлен проект распоряжения о переходе на транспортную систему пассажирских перевозок, когда перевозчикам будут платить не за количество пассажиров, а за пройденные на маршруте километры с учетом соблюдения расписания и требований безопасности дорожного движения. Документ находится на согласовании в администрации города и в правительстве области. Новая система перевозок начнет действовать с 1 января 2011 года. По мнению Сергея Галимова, она исключит гонки водителей друг с другом. А небольшой интервал в движении автобусов 30 маршрута обусловлен пассажиропотоком. В часы пик все автобусы загружены, нет ни одного пустого.

Баланс часов

«А сложившийся разрыв в движении автобусов сколько времени существует? Мы о нем говорим из года в год», – поинтересовался Геннадий Лоточкин. «С переходом на транспортную систему гонки самоустранятся, – успокоил начальника ГИБДД Сергей Галимов. – Не надо забывать о такой причине нарушения графика движения транспорта, как загруженность дорожной сети. По нашим данным, она составляет 76 процентов, что приводит к пробкам и заторам».

Геннадий Лоточкин прояснил собравшимся сложившуюся ситуацию, напомнив, что на тысячу населения в Тюменской области приходится почти 390 автомобилей. Это сопоставимо с автомобилизацией в Испании, Франции, Великобритании. «То, что транспортная сеть Тюмени загружена, – никто не скрывает. По улицам Республики и Ленина невозможно проехать, мы это понимаем. Но предпринимаются меры по их расширению. С другой стороны, в одночасье мы не решим проблемы. Речь же идет о том, как прекратить травматизм на дорогах, – пытался вернуться к теме разговора Геннадий Лоточкин. – Еще пять лет назад автобус являлся самым безопасным видом транспорта. Сейчас таковым не считается. В Тюмени уже поговорки ходят: «Не хочешь получить травмы – не садись на 30-й».

«Вам вопрос, – обратился Геннадий Лоточкин к водителю 30-го маршрута. – Если вы отстаете от графика движения, к вам применяются какие-либо санкции со стороны администрации предприятия? Снижается зарплата, лишают премиальных?». «Если опаздываю, не применяют», – несколько опешил водитель. «Если так, зачем вы друг друга обгоняете? Не могу понять», – не унимался начальник ГИБДД. На защиту товарища встал водитель 17-го маршрута: «У нас сейчас на 17-ом маршруте изменили график и добавили время к интервалу. Получилось, что в час пик большой разрыв, пассажиры давят друг друга. И наоборот, промежуток меньше между автобусами в свободные часы. Ходим пустые. А что касается наказаний, мы часы теряем, если на круг не успеем. Поэтому все торопятся».

«Давайте разберемся. Если вы друг за другом не гоняетесь, то в зарплате вы теряете. Я правильно понимаю?» – пытался докопаться до истины Геннадий Лоточкин. «У нас баланс часов, который мы должны «выгнать», – пояснил водитель 30-го маршрута. Диалог прервал Александр Дробот, он вспомнил про охрану и защиту труда: «Налицо нарушение рабочего режима. Нарушается пятнадцатый приказ Минтранса. То есть, администрация предприятия добавляет водителям время, если верить их словам. При проверке выяснится, чтобы предприятие работало рентабельно и зарплата была более или менее достойной, нарушается недельный режим труда и отдыха работников. И предприятие еще дополнительно добавляет вам часов из-за того, что вы не можете выполнить план. Сколько вам добавили?» «Нет, нам не добавили, нам план убрали», – отбивался водитель 30-го маршрута. Разговор постепенно заходил в тупик. У водителей интересовались количеством рабочих часов в смену, выходных. Вспомнили про профсоюзную организацию. Но на вопрос, есть ли в зале представители профсоюза, никто не откликнулся.

Зарплата позволяет ездить без нарушений

О положение дел на предприятии рассказал генеральный директор ОАО ТПАТП-1 Олег Туровинин: «На самом деле сейчас проводятся мероприятия, чтобы устранить нарушения трудового режима. В начале года такие нарушения были, но сейчас они практически устранены. Действительно, у водителя 11-часовая смена. Но на следующий день у него выходной. Есть вопросы по рабочему графику. Он составлен так, что с учетом времени на подготовку к рейсу смена увеличивается до 12 часов. Мы оптимизируем график и устраним последние нестыковки».

Александр Дробот поинтересовался, не снизилась ли зарплата у водителей? По словам Олега Туровинина, изменения графика не повлияли на заработную плату. «Если считать дневной заработок – он остался прежним. Но мы убрали переработки, и по итогам месяца зарплата немного снизилась, – уточнил он. – Скажу так: мы работаем из расчета тех средств, которые получаем. Достойная или недостойная зарплата – вопрос обсуждаемый. Я считаю, зарплата на предприятии такая, которая позволяет работать без нарушений. С другой стороны, мы переориентировались на подготовку водителей. Статистика не называлась, но у нас сильная текучка. В год штат водителей обновляется на 50 процентов. В связи с этим мы намерены усилить работу наставников. Это тот человек, который берет на себя ответственность по подготовке к работе на линии молодого водителя».

«Какая причина текучести кадров?» – вновь вступил в разговор Геннадий Лоточкин. «Трудно сказать, – задумался Олег Туровинин. – Наверное, у нас не самая лучшая заработная плата среди всех транспортных предприятий. С одной стороны, предприятие стабильное, с другой – финансовая нагрузка высокая. Из-за больших производственных мощностей мы платим больше налогов, чем частники. На один и тот же доход наши затраты выше. И чего греха таить: так получилось, что частники работают на более доходных маршрутах, чем наши предприятия – ПАТП-1 и ПАТП-2. Это как раз должно нивелироваться подготовленным нормативным документом. При переходе на транспортную систему перевозки, исходя из километража, доходность выровняется на всех маршрутах».

«Почему бы не передать муниципальным транспортным предприятиям высокодоходные маршруты?» – недоумевал начальник региональной ГИБДД. Слово взял присутствовавший на встрече руководитель департамента транспорта и связи администрации Тюмени Дмитрий Войнов. По его словам, сложившаяся в транспортной отрасли города ситуация образовалась еще в 2008 году по результатам проведенного конкурса. Первоочередными задачами, которые решает новая система транспортных перевозок, являются: обеспечение безопасности дорожного движения, достойная зарплата водителям предприятий, предоставление им всех социальных гарантий, что сейчас практически невыполнимо в тех условиях, в которых муниципальный транспорт оказался после проигранного конкурса.

«Остановлюсь подробнее на частниках. У них существует план ежедневной выручки и абсолютно отсутствует ответственность. Собрали необходимые средства и поехали домой. Чего не позволяют себе водители муниципальных предприятий, до конца отрабатывая свои смены. Поясню, – обратился к начальнику ГИБДД и руководителю Госавтонадзора Дмитрий Войнов, – затраты на выполнение значимой социальной функции по перевозке жителей Тюмени намного выше доходов, которые мы получаем. И результатом выстраивания новой системы организации перевозок в городе должно стать повышение доходов транспортных предприятий. Основная же цель – сделать доступными услуги общественного транспорта жителям города с шести утра до 24 часов».

Крик души

По мнению самих водителей, главной причиной ДТП являются припаркованные вдоль улиц, на остановочных комплексах легковые автомобили, из-за чего пассажиров приходится высаживать на проезжую часть. Особенно сложная обстановка на остановках у кинотеатра «Темп» и возле «Газпрома».

«У «Газпрома» отдельная история, – признался один из них. – Остановочный комплекс урезали, установили камеру видеонаблюдения. Автобусы по 20 минут стояли в очереди на подъезде к остановке, перекрывая улицу Мельникайте и создавая пробки. Водителей штрафовали. Но так очень тяжело работать. Я хотел бы призвать водителей обоих муниципальных предприятий ходатайствовать об оснащении каждого автобуса видеорегистраторами. Чтобы инспекторы ДПС могли объективно оценить ситуацию, воспользовавшись видеозаписями в случае ДТП. Поскольку автобусам не дают спокойно ездить. Постоянно подрезают, резко останавливаются перед нами. Мы тормозим, чтобы не допустить аварии. А в результате теряем часы, деньги – у меня зарплата сравнялась с зарплатой кондуктора. Я, водитель третьего класса, получаю 14–15 тысяч рублей. Максимум – 18 тысяч. Кондуктор – 16 тысяч. Это издевательство. Так дальше нельзя. Я собираюсь увольняться».

И снова о пассажирах

Плавно разговор перешел к конкретным случаям. Водитель ПАТП-2 поведал о своей истории: «Шестого мая в ГИБДД обратилась женщина, указавшая, что четвертого мая упала в моем автобусе на остановке возле гостиницы «Нефтяник», при этом на нее свалились и другие пассажиры. Время падения – самый час пик. Но факт в том, что она молча встала и вышла. В итоге меня признали виновным и выписали штраф. Инспекторы объяснили: или штраф две тысячи рублей, или 15 суток административного ареста и лишение прав на полтора года. Естественно, я лучше заплачу».

Печальным опытом поделился инженер по безопасности перевозок одного из предприятий. «Ситуация такая. Проходит двое суток. Раздается звонок из Госавтоинспекции: ваш водитель объявлен в розыск. Мы предоставляем водителя в ГИБДД, в полк ДПС. Его привозят в дежурную часть и сажают вместе со спецконтингентом. Утром ему выдают повестку через три дня явиться в суд. Есть ли необходимость задержания его в дежурной части? Трижды я выезжал и помогал водителям не попасть под арест. И второе: при совершении ДТП с участием общественного транспорта хотелось бы, чтобы нам предоставлялось преимущество при выезде экипажа ДПС на место аварии. И на наши звонки реагировали более оперативно. Поскольку из-за ДТП создаются пробки и аварийные ситуации».

«Вопрос с задержанием водителей мы решим. Думаю, в камеры их помещать не будут. Но при этом вы нам гарантируйте явку водителя или в Госавтоинспекцию, или в суд. О преимуществе ДТП – решим и этот вопрос. По такой схеме уже второй год мы работаем со скорой помощью, отдавая им приоритет, если их машина стала участником ДТП. Все, этот вопрос мы сняли с повестки дня», – отрезал Геннадий Лоточкин.

На этом претензии в адрес Госавтоинспекции не закончились. На защиту транспортников встал Дмитрий Войнов. «Вернусь к теме с падением пассажиров. Мы проанализировали ДТП по вине автобусов ПАТП-2. Из шести пять связаны с падением. Основное, что не учитывают сотрудники ГИБДД, – отсутствие билета у пассажира. Иными словами, человек не может доказать, что ехал в автобусе. Ему верят на слово. Что категорически запрещено уставом автомобильного транспорта. Поскольку билет – это договор на перевозку, на основании которого и могут проводиться доказательные действия. В случае с водителем ПАТП-2 женщина не предъявила билет. Поэтому у сотрудников Госавтоинспекции должны возникнуть сомнения в отношении таких пассажиров. Сейчас водители во всех автобусах предупреждают граждан о необходимости держаться за поручни, просят сохранять билет до конца поездки. Это обязанность пассажира, поскольку билет является основанием для проведения любого рода проверок. Я прошу, Геннадий Дмитриевич, это проанализировать и учитывать при дознании».

«Согласен», – ответил Геннадий Лоточкин. «А еще мы не можем дозвониться до дежурной части ГИБДД, – продолжал допытываться инженер по безопасности перевозок. – Может быть, есть другой телефон?» На что начальник региональной Госавтоинспекции пообещал выделить транспортникам дополнительный номер: «Сможете звонить в любое время дня и ночи».

50 тысяч – цена водителя

И вновь оживление в разговор внес инженер по безопасности: «Хотелось бы затронуть такую проблему – подготовка водителей категории «Д». Уйдет последнее поколение водителей, подготовленных еще в прежней стране, и работать будет некому. В прошлом году проводили региональные соревнования. Требовалось отобрать двух человек моложе 26 лет. На два предприятия насобирали не больше десятка водителей. Молодежь не идет работать. Во-первых, низкая зарплата, во-вторых, огромная ответственность, в третьих, сложно работать. Ведь не каждый встанет в четыре утра, чтобы в шесть часов выехать на линию и вернуться домой только в девять вечера. А ответственность гораздо больше, чем у водителя большегруза. За спиной сто с лишним человек, и за каждого отвечает водитель автобуса».

По его словам, предприятия поставлены в такие финансовые условия, что учить самостоятельно водителей не имеют возможности. В автошколе стоимость переобучения с категории «В» на категорию «Д» составляет более 50 тысяч рублей. «Какое предприятие возьмется учить водителя за такие деньги? Через пять лет у нас не останется профессионалов. Поэтому предприятия вынуждены брать всех подряд. Конкуренции нет, – продолжал развивать тему инженер по безопасности. – Среди такого контингента много случайных людей. Но заменить их просто некем. И еще один момент. Все расходы на обеспечение безопасности транспортных перевозок полностью лежат на плечах предприятий. Сегодня мы вынуждены экономить на этом».

Начальник региональной Госавтоинспекции и здесь нашелся, что ответить: «Все мы видим, что престиж профессии водителя автобуса упал. Все прекрасно понимают, что молодежь не идет работать из-за низкой зарплаты. Давайте вместе будем поднимать престиж. Мы должны человеку предложить хорошие условия и льготы, а этого нет. Нет рекламы, нет объявлений, и люди считают, что у транспортных предприятий все хорошо».

В обиду не дадим

Подводя итоги встречи, Геннадий Лоточкин согласился с претензиями к работе Госавтоинспекции и предложениями представителей городской администрации. «Но гонки нужно прекращать и больше заботиться о безопасности пассажиров и пешеходов. Водитель автобуса в Советском Союзе был образцом поведения на дороге, – не удержался от сравнения он. – Сейчас этого нет. Забыли. Давайте задумаемся, проанализируем наши ошибки и начнем работать по-другому».

В свою очередь Дмитрий Войнов отметил, что основная цель – не допустить роста ДТП с участием общественного транспорта. «Это я возьму на личный контроль. Вплоть до увольнения некоторых должностных лиц. Потому что рост ДТП с участием общественного транспорта в шесть раз за последние три года совершенно не устраивает меня как руководителя департамента транспорта. Однозначно, Геннадий Дмитриевич, – обратился Дмитрий Войнов к начальнику ГИБДД, – мы приложим все силы, чтобы не допустить дальнейшего роста. По каждому ДТП будем предметно разбираться в причинах. Но и водителей больше в обиду не дадим. За каждого будем держаться».

Фото: Видео Дениса ФИЛИППОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем