Все новости
Все новости

Сто миллионов за километр

За период дорожно-ремонтных работ у жителей Тюмени накопилось немало вопросов как к строителям, так и проектировщикам дорожной сети. Перекрытие больших участков ключевых улиц, часть из которых являются параллельными, привело к образованию ужасающих пробок

Поделиться

Поделиться

За период дорожно-ремонтных работ у жителей Тюмени накопилось немало вопросов как к строителям, так и проектировщикам дорожной сети. Перекрытие больших участков ключевых улиц, часть из которых являются параллельными, привело к образованию ужасающих пробок даже в тех районах, где их никогда раньше не было.

Теме системности дорожного строительства и оправданности таких лишений горожан было посвящено очередное заседание авто-пресс-клуба, состоявшееся в отеле «Тюмень». К чести дорожников, они не уклоняются от ответов и отдают себе отчет, что приходится создавать проблемы тюменцам. Но при этом отмечают, что лучше сейчас потерпеть, чем ждать, когда дорожная обстановка в городе станет неисправимой. Еще есть время модернизировать транспортную сеть, сделать ее более удобной, пока автомобилизация не достигла своего пика.

Тюменская городская дума приняла Генеральный план развития города, который дает полную картину того, как будет развиваться областной центр с точки зрения транспортных магистралей. Кроме того разработана программа совершенствования и развития улично-дорожной сети Тюмени до 2010 года (с прогнозом до 2025). Согласно ей, в Тюмени будет построено 39 транспортных развязок на разных уровнях, пять путепроводов, 15 мостов и 30 подземных переходов. Но это в перспективе. Пока же тюменцам придется какое-то время помучиться.

«Понимаем, что своими действиями приносим людям массу неудобств, – признается начальник управления автомобильных дорог Тюменской области Алмаз Закиев, работающий в дорожном строительстве города с 2001 года. – Это еще связано с тем, что Тюмень в советские времена был перевалочным пунктом для потоков людей, отправлявшихся на освоение Севера. Наверное, можно понять тех советских руководителей, которым было просто не до системного развития дорожной сети. Улицы построены нелогично, приводят в тупики, не давая автотранспорту нормально разъехаться. И мы до сих пор расхлебываем эти проблемы».

Но за последние семь лет сделано очень много. Ежегодно капитальному ремонту подвергалось до 50 километров дорог. Правда, в последние годы эта цифра из-за значительного увеличения транспортного потока снизилась до 30 километров. Построены путепроводы через Транссиб. Еще в 2002 году ул. Малыгина была грунтовая, вокруг стояли деревянные дома – сейчас уже трудно представить, что так было. Программа дорожных работ очень сложная и, по словам Алмаза Закиева, можно только поблагодарить городские и областные власти за то, что они обращают такое внимание на дороги: «Бываю в разных городах, знаю цифры и могу достоверно сказать, что ни в одном городе не уделяется такого внимания дорожным проблемам».

Программа имеет три направления. Первое – строительство новых мостов, путепроводов, отдельных участков дорог. Пример – построен новый путепровод на ул М. Тореза. Улицы Харьковская, Малыгина, Таймырская и еще несколько других, по сути, отстроены заново. В перспективе запланирован очень масштабный проект строительства тоннельных перекрестков на пересечении ул. 50 лет Октября с улицами Профсоюзной, Мельникайте и Пермякова. Благодаря этому 50 лет Октября станет улицей непрерывного движения.

Второе – капитальный ремонт. Яркий пример: ул. Мельникайте от Республики до Харьковской. Как отметил Алмаз Закиев, дорогу эту строят практически заново, хотя формально это считается капитальным ремонтом. Сложность связана с тем, что при капремонте и строительстве перекладываются все инженерные коммуникации. Иначе в будущем придется опять вскрывать дорожное полотно, что экономически неэффективно. Сейчас улица Мельникайте выкапывается на глубину до восьми метров.

«Тюмень – не очень предсказуемый город, – замечает по этому поводу Алмаз Закиев. – Зачастую, подготовив проект и начав работы, мы обнаруживаем, что под землей масса различных коммуникаций, которые не были учтены в проекте, о которых раньше никто не знал. Мы находили теплотрассы, которые нигде не числились».

Все это сказывается как на сроках, так и на стоимости работ. Таким образом, реконструкция улиц вызвала к жизни еще и необходимость инвентаризации всех сетей. «Под дорогой находится все, что может быть в этой жизни – газопровод, водопровод, теплотрасса, все кабели существующие – мы их стараемся вынести в «зеленую зону», но некоторые коммуникации приходится оставлять, хотя по нормам под дорогой их быть не должно», – добавляет начальник управления автодорог.

Поделиться

Третье направление – быстрый ремонт дорог, так называемое фрезирование улиц и укладка нового асфальтобетона. Эта технология активно внедряется в Тюмени третий год. Так обновлена ул. Ленина, сейчас идут работы по ул.Первомайской. Новое покрытие обрели улицы Садовая, Пролетарская, участки улиц Льва Толстого, Муравленко. Меняется только верхнее покрытие дорожного полотна. Дороги не выдерживают возросшего за последнее время потока транспорта, в результате образуются колеи и трещины, которые ликвидировать с помощью ямочного ремонта невозможно. В этом году 30% улично-дорожной сети города будет отфрезеровано и уложено заново.

Еще одно важное направление – с 1999 года активно строится объездная дорога вокруг Тюмени. Южный и западный участки – от ТЭЦ-2 через Червишевский тракт, Воронино, Салаирский тракт – уже сформированы. Сейчас идет строительство северного обхода, в дальнейшем эта дорога будет закольцована в восточной части. Это очень важный момент. Географическое положение Тюмени таково, что сюда стекается множество транзитных потоков. Это узловая точка транспортной сети Западной Сибири – здесь сходятся дороги из Екатеринбурга, Сургута, Кургана, Омска. Более того, маршрут Екатеринбург–Тюмень–Омск является международным транспортным коридором «Запад–Восток». Пока он не работает в полную силу, потому что не соединен на участке Чита–Хабаровск. Однако не за горами то время, когда дорога выйдет к границам Китая, и поток транзитного транспорта станет колоссальным. В городе его быть не должно.

Как отметил Алмаз Рашитович, чтобы закрыть дорогу на ремонт, приходится пройти сложную процедуру согласований с администрацией города, ГИБДД, транспортниками и так далее.

И. о. заместителя начальника ГИБДД Тюменской области, начальник отдела дорожной инспекции и организации движения Алексей Павлов подтвердил, что в начале строительного периода согласовывается график проведения работ, четко определяется, какие улицы и на какой период будут закрыты. Вместе с оперативными службами, транспортниками, перевозчиками пассажиров ГИБДД прорабатывает пути объезда, чтобы не парализовать город: «Как правило, компромисс находится, хотя бывают случаи, когда мы не согласовываем какие-то проекты, при которых объезда попросту не остается».

Развитие транспортной сети не успевает за приростом транспорта. И это проблема не только Тюмени. В транспортном «аду» живут многие города, например, Москва или Париж. Во Франции, например, да и в других странах Европы выход видят в развитии общественного транспорта: запускают бесшумные скоростные трамваи, призывают жителей пересаживаться на автобусы. У нас же системного научного подхода нет. Прислушиваться к ученым стали только сейчас, хотя заняться исследованиями на эту тему следовало еще 15–20 лет назад, отмечает заведующий кафедрой строительства и эксплуатации автомобильных дорог ТюмГАСУ, профессор Анатолий Шуваев. «Так, в свое время мы дали обоснование строительства эстакады на ул. Профсоюзной. Согласно статистике, 57% транспорта движется от Стрелецкого моста прямиком до ул. 50 лет Октября. С нами согласились и эстакада будет построена. Уже преступили к разработке проектно-сметной документации», – отмечает он.

Также ученые проанализировали, в какой очередности следует строить подземные и надземные переходы. Например, при повороте с ул. Республики на ул. Мельникайте направо, в случае установки подземного перехода, интенсивность потока транспорта, по подсчетам специалистов, увеличивается на 30%. Три года назад исследования движения на ул. Республики показали, что на 40% уменьшает пропускную способность транспорта неорганизованность стоянок, на 18% – отсутствие системности при установке пешеходных переходов. «На ул. Ленина «зебры» через каждые 15 метров. Лучше один светофор поставить», – считает ученый.

Поделиться

При этом, по его словам, в Тюмени не хватает централизованного управления всеми процессами изучения и реорганизации дорожной сети города. В итоге техника (к слову, современная, купленная за большие деньги) используется неэффективно, дороги могут по месяцу стоять перекрытыми, но на них ничего не происходит.

«Когда речь идет о разработке транспортных схем – необходим комплексный подход специалистов здравоохранения, экологов, экономистов, транспортников и так далее. В реальности в Тюмени никто не знает, в каком состоянии находятся улицы. Что с ними делать, какой вид ремонта применить, в какой очередности проводить работы, – утверждает Анатолий Шуваев. – А все шишки валятся на строителей. Мол, почему вы каждый год одну и ту же дорогу ремонтируете? Но это вопрос не к строителям, а к проектировщикам».

Бетон деформируется от разрушения низлежающих слоев. Отсутствуют сведения о состоянии, несущей способности дорожных конструкции. Нет паспортов улиц – никто этим не занимается, считает профессор архитектурно-строительного университета. Кроме того, применяются устаревшие технологии. Так, прогрессивный мир уже отказался от использования в качества основания каменных материалов и применяет монолитные конструкции. У нас же до сих пор отсыпается щебенка. В итоге срок службы дороги меньше в 2-3 раза, чаще приходится делать ремонт, тратить деньги, создавать неудобства населению.

Алмаз Закиев не во всем был согласен с представителем науки. Штаб строительных работ в Тюмени все же есть. И анализ дорожной сети проводится. «Хотя не скажу, что штаб работает идеально», – признался Алмаз Рашитович. «Есть долгосрочная программа. Мы меняем подход. На каждую улицу создается отдельный проект, где проектировщик в первую очередь проводит изыскания, на их основании предлагает свои решения. От советских стандартов мы отошли, на своем уровне приняли более современные методы работы, законодательство это допускает. Полотно стараемся делать с большей устойчивостью к нагрузкам. А на замечания Анатолия Николаевича как специалиста мы реагируем», – добавил он.

По поводу подземных пешеходных переходов Закиев отметил, что проектирование и строительство таких объектов в наших условиях – очень сложная работа. Сейчас реализуется первый пробный проект на ул. Пермякова: «Посмотрим, что получится, что нет. Доведем до конца один объект, чтобы затем не повторять каких-то ошибок». Тендер на строительство перехода возле рынка «Солнечный» выиграла организация «Зеленстройпроект». Стартовая стоимость проекта 300 миллионов рублей. Сейчас готова документация на строительство еще семи переходов в разных частях города: на площади 400-летия Тюмени, у ДК «Строитель», на основных перекрестках ул. 50 Лет Октября – с Мельникайте, Профсоюзной, Пермякова. Наземные переходы, в основном, будут построены на объездной дороге, поскольку с точки зрения архитектуры такие сооружения в центре города неуместны. Эстакады появятся на ул. Федюнинского, возле деревень Ожогино и Комарово.

По поводу стоимости ремонтных работ Закиев заявил, что в среднем по России километр дороги обходится примерно в 100 миллионов рублей. По инженерному исполнению построить дорогу сложнее, чем дом, утверждает Закиев: «Каждая дорога специфична. В Тюмени дорожное строительство обходится недешево. Но если брать по УрФО, то стоимость у нас адекватная. Это зависит от многих факторов. Например, в Свердловской области есть карьеры каменных материалов. Нам их приходится завозить – это сказывается на стоимости работ. Фрезерование по минимальной шкале стоит около тысячи рублей за квадратный метр. Очень дорого обходится строительство транспортных развязок».

Анатолий Шуваев отметил, что строительство магистральных дорог очень энергоемко, стоимость одного километра может доходить до 30 миллионов долларов, из них примерно 80% идет на материалы. В советские годы на средства, потраченные на километр дороги, можно было построить три 60-квартирных дома. Сейчас уже меньше.

Фото: Фото Ивана СИДОРЕНКО

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter