6 апреля понедельник
СЕЙЧАС +5°С

По принципу человека в толпе

Союз автолюбителей Тюмени существует всего чуть более двух лет. Однако за это время организация, состоящая из энтузиастов из народа, сумела объединить массу людей и добиться вполне реальных результатов. Порой складывается впечатление, что cоюз существует

Поделиться

Союз автолюбителей Тюмени существует всего чуть более двух лет. Однако за это время организация, состоящая из энтузиастов из народа, сумела объединить массу людей и добиться вполне реальных результатов. Порой складывается впечатление, что cоюз существует как минимум лет десять. Об истории создания и достижениях общественной организации, представляющей интересы каждого пятого жителя страны (если верно, что в России более 30 миллионов автомобилистов), рассказал президент Союза автолюбителей Тюмени Владимир Раков.

– На одном из тюменских автофорумов образовалось сообщество из нескольких сотен наиболее активных пользователей из числа автолюбителей. Однажды, даже не зная их в лицо, я предложил собраться вместе и обсудить вопрос создания организации, которая бы занималась защитой прав автолюбителей, повышением их правовой подготовки и так далее. Приехали восемь человек. Решили, что это и будут учредители cоюза. И через две недели, 26 октября 2006 года, была учреждена общественная организация «Союз автолюбителей Тюмени». Сегодня только в интернет-пространстве союз объединяет около 800 человек.

Что подвигло к созданию такой организации?

– Прежде всего активная жизненная позиция и неравнодушие к проблемам автолюбителей. Когда сплошь и рядом наблюдаешь такую картину: стоит возле машины ДПС полусогнутый, с жалким выражением лица, с трясущимися руками автолюбитель, одна рука уже в нагрудном кармане, а мозг лихорадочно считает, сколько купюр «слюнявить», а напротив полный самоуверенности инспектор – невозможно оставаться безучастным. Зачастую автолюбителей останавливают просто для проверки документов. Но из обычной проверки как правило разыгрывается такой спектакль, что в интервью и не опишешь. Да и незачем, все автолюбители знают, как это бывает.

Вот мы и решили заняться правовым образованием водителей. Из членов союза выявились те, кто не просто одобряет идею его создания, но и готовы принимать активное участие в его работе и решать конкретные задачи. Это исполнительный директор союза Александр Поклонцев, юрист Денис Аханов, главный редактор журнала Autotop Наталья Бровина, ваш покорный слуга и другие. С первых дней взялись за работу. Уже через неделю провели первый правовой семинар для автолюбителей. Семинары успешно шли несколько месяцев, пока не исчерпались все наиболее злободневные вопросы, которые можно было бы разъяснить автолюбителям.

Мы пошли дальше. Связались с челябинским правоведом Юрием Панченко, у которого на тот момент уже были готовы несколько глав книги о правах автолюбителей. Включились в работу над книгой: собрали в один материал наиболее часто встречающиеся ситуации в общении водителя и инспектора ГИБДД, проанализировали их с юридической и правовой точек зрения. В дальнейшем перекупили авторские права, права на издание и распространение. Спонсоров не искали, все делали на свои деньги.

В итоге полгода назад вышла книга в двух томах общим объемом 200 страниц тиражом 30 тысяч экземпляров. Это был пробный выпуск, его наверняка будет недостаточно, и мы при необходимости готовы выпустить дополнительный тираж. Сегодня об этой книге знают практически во всех регионах России. Стоит брошюра 150 рублей, в Тюмени распространяется пока в 11 точках: в книжных магазинах, СТО, автосалонах, на автомойках и так далее. Но мы работаем над расширением сети.

Главная идея создания книги: водители должны быть подготовлены к встрече на дороге с людьми в погонах, облеченными властью, которые, как выясняется, иногда в правовом отношении сами менее грамотны, нежели некоторые автолюбители. Но гипноз погон, мундира действует порой даже на подготовленного человека. Мы стремимся к тому, чтобы, как написано в предисловии книги, автолюбитель в общении с инспектором чувствовал себя равноправным собеседником.

Иными словами, вы боретесь с произволом со стороны недобросовестной части инспекторов ГИБДД?

– Да нет никакой борьбы, неправильно так ставить вопрос. Я вообще против военной терминологии в разговоре на эту тему, хотя сейчас популярны выражения типа «война на дорогах» и так далее. Давайте вспомним, что в подобном положении вещей прежде всего виноваты мы сами, а не сотрудники ГАИ. Проблема, на мой взгляд, в том, что сегодня за рулем появилось очень много случайных людей.

В советские годы автомобиль зачастую был несбыточной мечтой. Число автомобилистов в силу многих причин было ограничено. Однако в последние годы в связи со стабилизацией экономики, ростом доходов населения, развитием института кредитования в стране разразился автомобильный бум. Еще совсем недавно машину можно было купить в кредит, предоставив в банк буквально лишь сведения о прописке. Приходишь, предоставляешь справку, заполняешь заявление, сел и поехал. В итоге за последние четыре года автопарк в России вырос в два с половиной раза. В Тюмени в 2002 году было порядка 73 тысяч легковых автомобилей с учетом транспорта предприятий. Сегодня у нас только в частном владении, согласно официальной статистике, значится 180 тысяч легковых автомобилей. Так что не надо никого ругать за пробки, сами их создали.

Но главное – за рулем оказались массы людей, которые ничего не знают о дороге и ее законах. Люди моего поколения помнят, что на дороге существовало водительское братство. Водители всегда останавливались и помогали голосующим, попавшим в затруднительное положение, морганием фар предупреждали об опасностях и так далее. Брали пример с дальнобойщиков – этих жителей дорог, которые формировали культуру, кодекс поведения на дороге. Сотрудники ГАИ вели себя совсем по-другому. Сегодня почти ничего этого нет, осталось только всеобъемлющее хамство и полное безразличие к человеку, который едет рядом в потоке. За редким-редким исключением никто не остановится, чтобы помочь голосующему. Конечно, свою роль сыграло и то, что этим часто стали пользоваться криминальные элементы. Однако это явления одного порядка.

Большинство ведет себя за рулем машины по принципу человека, идущего в толпе. По законам толпы, если тебе неудобно – оттолкнул плечом, если тебе надо быстро – отодвинул в сторону старушку, отдавил кому-то ногу, вывихнул руку – и вперед. Все это мы спроецировали на проезжую часть. Итог: 35 тысяч трупов и сотни тысяч пострадавших в год. И вина, прежде всего, на нас самих, автомобилистах.

Таких случайных людей, дорожных хамов я называю не водителями, а «ездюками». Ездюк знает, что есть руль, две или три педали, еще надо заправлять машину и иногда водичку наливать, чтобы стекла промывать. Ни о каком кодексе поведения, ни о каких правах и обязанностях водителя ездюки представления не имеют. Они же принесли подобострастие по отношению к представителям дорожной власти. Которых, в свою очередь, невежество и безропотность водителей только развращает. Именно поэтому мы в меру своих скромных сил взялись преодолеть эту безграмотность, что выливается в производство литературы, организацию семинаров, проведение телефонных консультаций, кстати, совершенно бесплатно. Идея создания союза уже оправдала бы себя, помоги мы хотя бы нескольким людям. Но счет таких людей идет на тысячи.

Ликвидация правовой безграмотности при общении с сотрудником ГИБДД – не единственная проблема, которую вы решаете?

– Сегодня мы стремимся заниматься решением всех проблем, с которыми рано или поздно сталкиваются автолюбители. Например, сейчас совместно с комитетом по защите прав автолюбителей Екатеринбурга готовим материал-инструкцию по действиям водителей при дорожно-транспортном происшествии. Там тоже очень много нюансов. Отдельно следует рассматривать мелкие повреждения с незначительным ущербом (тем более что с 1 марта вступили в действие новые правила ОСАГО для таких случаев), навыки оценки ущерба. Думаю, эта книга будет пользоваться не меньшим успехом, чем предыдущая.

Вопросы, которые вы решаете, затрагивают компетенцию региональных властей и Госавтоинспекции. Каким образом вы строите диалог с ними?

– Мы стремимся донести до них нужды и проблемы автолюбителей. А проблем очень много, и все о них знают. Неоднократно обращались с предложениями в различные ведомства: администрацию города, в комитет по поддержке предпринимательства, малого и среднего бизнеса, по поддержке общественных организаций и так далее. Члены союза вошли в составы различных структур, таких как Городской совет по безопасности дорожного движения, Общественный совет г. Тюмени, где мы с Александром Поклонцевым возглавляем коллегию по транспорту и дорожному строительству.

Свои предложения высказывали и вручали в письменном виде в правительство области, администрации города, различным чиновникам. Забавно, кстати, что спустя время эти идеи уже подавались так, словно Союз автолюбителей к ним никакого отношения не имеет, как будто они появились сами по себе. Строительство подземных и надземных переходов, определение мест для строительства парковок, изменение схем работы светофоров и многое друге – все это предложения нашего союза. Мы первые начинали говорить об этом вслух.

Ну да бог с ним, не важно, кто придумал, главное, что мы усилиями в значительной степени виртуальной организации добиваемся реальных улучшений для автомобилистов. И я убежден, что с учетом активности нашей организации, по сути, представляющей интересы десятков, если не сотен тысяч жителей Тюмени, мы способны эффективно работать в сотрудничестве с различными структурами. Но увы, нас не всегда хотят услышать.

К примеру, Госавтоинспекция постоянно призывает население к сотрудничеству в борьбе за безопасность дорожного движения, жалуется на нехватку штатного состава для решения проблем, которыми занимается и наш Союз. Но в то же время многие наши идеи, предложения помощи остаются без ответа. Это нам не очень понятно. Хотя мы могли бы предоставить и технику, и кадры, и опыт специалистов. Например, предлагали руководству ГИБДД создать в городе постоянную мобильную дружину из членов Союза, провести мониторинг наиболее проблемных участков дорог для движения, анализ размещения светофоров, разметки, стоянок.

Мы также предложили использовать камеры наблюдения за наиболее сложными участками дорог и видеофиксацию нарушений еще до того, как об этом всерьез задумались в ГИБДД. Речь даже не столько о том, чтобы ловить с помощью видеокамер нарушителей. Важно, чтобы Госавтоинспекция могла контролировать ситуацию на всех или хотя бы наиболее важных участках дорожной сети: путепроводах, оживленных перекрестках, переездах и так далее. Пробки зачастую образуются в результате мелких аварий. Стоят два олуха, из-за пары царапин перегородили две полосы. Имея постоянную картинку с городских улиц, можно гораздо оперативнее реагировать на изменения ситуации, более взвешенно принимать решение, где участие инспекторов необходимо в первую очередь.

Отдельно следует сказать об идее создания Call-центра. Ее автор – Александр Поклонцев. Задачей такого центра было бы оказание помощи автомобилистам в любой дорожной ситуации. Это касается оказания технической и медицинской помощи, вызова патрульной службы на место ДТП, консультаций, оценки ущерба и многого другого. Любая проблема решалась бы звонком на один номер, откуда информация распространялась бы по всем необходимым каналам. На базе Call-центра как раз можно разместить пункт наблюдения за дорогами с помощью видеокамер, управления режимами работы светофоров и так далее. Еще раз, через ваш сайт обращаемся к руководству ГИБДД: мы готовы помогать вам в наведении порядка на дорогах.

Вы занимаетесь проблемой правовой защиты автолюбителей, оказанием помощи в спорных ситуациях, консультациями по вопросам страхования, кредитования, сервиса и так далее и тому подобное. Откуда такой уровень познаний в самых разных областях?

– Личный опыт автолюбителя. И понимание глубины тех проблем, с которыми сталкиваются автомобилисты. И потом, у нас есть специалисты по самым разным вопросам: юристы, работники страховых компаний. А главное – эти люди увлечены тем, что они делают. Вот рядом с нами сидит Александр Поклонцев. Великолепный специалист по многим вопросам. Но прежде всего это неравнодушный человек. Есть такое выражение: не так страшны убийцы и предатели, которые могут только убить или предать, как страшны равнодушные. Так вот среди нас нет равнодушных.

Далее разговор о деятельности союза мы продолжаем с исполнительным директором Александром Поклонцевым.

Как у вас складываются отношения с коллегами из других городов? Есть какие-то плоды от совместной деятельности?

– Мы активно сотрудничаем с организациями из различных регионов, с вышестоящими общественными организациями, такими, например, как «Свобода выбора». Благодаря им наше поле деятельности распространяется далеко за пределы региона. К примеру, сегодня наше предложение о применении детектора лжи в спорных ситуациях при разборе крупных ДТП всерьез обсуждается на федеральном уровне.

Отличие от союзов в других городах в том, что соседи обычно сосредотачиваются на какой-то одной теме, в то время как мы охватываем проблемы глобально.

Кстати, как в ГИБДД отреагировали на выход книги с рекомендациями по поведению при встрече с инспектором ДПС?

– Реакция руководства ГИБДД была совершенно нормальной и адекватной. Мы ведь не говорим о противостоянии водителя и инспектора. Мы даем водителю инструмент для того, чтобы он мог грамотно отстаивать свои права. Важно развеять множество мифов, один из которых заключается в том, что инспектор всегда прав. Это не так. Книга, к слову, содержит полезную информацию и для самих сотрудников ГИБДД.


Добавим, что в Союзе автомобилистов Тюмени работает горячая линия поддержки автолюбителей, куда можно обратиться с различными вопросами и предложениями. Телефон горячей линии (3452) 90-22-77.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!