Город Когда беби-бум пойдет на спад?

Когда беби-бум пойдет на спад?

По данным опроса ВЦИОМ, в ближайшее время обзавестись детьми планируют всего пять процентов россиян. Нынешняя стабилизация прироста населения, говорят специалисты, связана, скорее всего, с высокой рождаемостью в 80-е годы прошлого века. И через два года,

По данным опроса ВЦИОМ, в ближайшее время обзавестись детьми планируют всего пять процентов россиян. Нынешняя стабилизация прироста населения, говорят специалисты, связана, скорее всего, с высокой рождаемостью в 80-е годы прошлого века. И через два года, пугают они, нас ожидает резкий спад, так как в детородный возраст вступят малочисленные дети 90-х. Несмотря на то, что в последние три года в Тюменской области заметно увеличилось количество новорожденных, от общероссийских тенденций наш регион также не застрахован, и уже буквально года через два мы можем попасть в демографическую яму.

По статистическим данным, которыми поделилась специалист департамента здравоохранения Ольга Горбунова, в 2008 году у нас появились на свет почти двадцать тысяч ребятишек, что составило 15 новых граждан на тысячу населения. В 2009 новорожденных прибавилось еще примерно на тысячу, а за семь месяцев текущего года родились свыше 12 тысяч детей – порядка 15,8 малыша на тысячу населения. Динамика, безусловно, радует. Однако, Ольга Петровна не отрицает, что есть вполне реальные опасения: после 2012 года ожидается спад беби-бума.

Как свидетельствует Росстат, в ближайшие 14 лет, то есть как раз к 2025 году, Россию ждет сокращение населения на семь миллионов человек, Институт демографии еще более мрачен в своих предположениях – на 12 миллионов человек, а по некоторым другим расчетам уменьшение численности населения будет еще больше. По последней переписи, в 2002 году у нас было 78 миллионов женщин, из них в репродуктивном возрасте 38 миллионов человек. Правда, около пяти миллионов из них бесплодны. Таким образом, способны к родам примерно 32 миллиона женщин, и биологически они в состоянии где-то лет за семь удвоить население страны, доведя его до трехсот миллионов (это около 11 процентов годового прироста). Хотя не делают этого. А ведь половина из них – женщины в самом цветущем возрасте, 20–35 лет.

Получается, что у 34 миллионов супружеских пар (а если прибавить неполные семьи, то получается почти 40 миллионов) есть только около 29 миллионов детей до 18 лет, потому что пять миллионов бездетны, 75 процентов пар имеют одного потомка, всего у восьми процентов ребятишек больше одного, и лишь примерно 1,4 миллиона семей многодетны (имеют от трех детей). В итоге, наши женщины за всю жизнь, в среднем, рожают 1,32 – это так называемый суммарный коэффициент рождаемости. Тогда как только для возмещения смертей и предотвращения убыли населения необходимо не менее 2,1 ребенка на женщину. На данный момент свои коррективы вносит и экономическая ситуация в стране. Те, кто еще недавно мечтал о рождении ребенка, решают отложить продолжение рода на неопределенный период – до лучших времен. А если учитывать, что подрастает то самое малочисленное поколение 90-х, то перспектива свалиться в демографическую яму не так уж и призрачна.

Социологи даже начали говорить о том, что у современных женщин, привыкших к комфорту, ослабевает материнский инстинкт. Так, в отсталых африканских странах рождаемость высокая, а в обеспеченной Европе, причем даже в мусульманской Албании, она ниже уровня, необходимого для воспроизводства населения. На что современные женщины возражают: мы хотим детей, но мы еще хотим, чтобы они жили в достойных, а не африканских условиях. «Это СМИ сформировали искаженные социальные нормы. Лишь та семья достойна уважения, в которой ребенок «упакован» в дорогие вещи, посещает модные секции, – считает президент благотворительного фонда «Семья и детство» Светлана Руднева. – И многим начинает казаться, что, если они своим детям подобного уровня обеспечить не могут, значит, нечего «плодить нищету». Но ребенку нужна прежде всего любовь мамы и папы, а не их деньги».

Отсутствие хороших материальных условий, как основную причину воздержания от родов, подтверждают и социологические опросы: до 40–50 процентов женщин объясняют нежелание иметь второго или даже первого ребенка низкими доходами и отсутствием жилья. Однако когда социологи интересуются: «При каких условиях вы завели бы третьего ребенка?» – опрашиваемые решительно отрезают: «Ни при каких».

Интересное объяснение снижению рождаемости нашел председатель Тюменского областного регионального отделения Общероссийской общественной организации «За жизнь и защиту семейных ценностей» Константин Шестаков. Он считает, что современные люди рожают, исходя из потребности иметь детей. В большинстве случаев – в диапазоне от нуля до двух детей. В случае эффективного включения идеологических методов демографической политики – до трех, в редких случаях расширенной психологической потребности в родительстве – больше трех. Но чаще, больше двух – это самоотречение.

Тогда как раньше, пишет Константин Александрович, в семейном поведении господствовали совсем другие традиционные семейные ценности: целомудрие, воздержание до брака, супружеская верность, безусловная ценность человеческой жизни с момента зачатия, недопустимость вмешательства в репродуктивный цикл, почтение родителей и старших, дифференцированность гендерных функций, культура супружеских отношений и другие. В расширенном смысле сюда можно также отнести трудолюбие, скромность, ответственность, бескорыстие, жертвенность и любовь как основание всякой добродетели. Именно эти ценности, а не «потребность в детях» или обстоятельства оказывали доминирующее влияние на репродуктивное поведение.

Самым же эффективным способом отрицательно воздействовать на уровень рождаемости Константин Шестаков называет поголовное «сексуальное просвещение» вкупе с массовой пропагандой контрацептивов под маской «повышения образованности общества». «Механизм отрицательного аксиологического воздействия достаточно прост: рождение и воспитание детей объективно препятствует удовлетворению потребности в «безопасном сексе» без отягощающих последствий. Не говоря о медицинских и психологических последствиях «свободной любви», также не способствующих репродуктивному здоровью, – говорит Константин Александрович. – В широком смысле сексуальная распущенность является неотъемлемой частью эгоцентризма, то есть «жизни для себя», что не способствует чадородию».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем